кому принадлежат Курильские острова. В справочнике перечислены все "Курильские острова" с их описанием с точки зрения военного мореплавания. В их числе и те самые острова, которые теперь Япония объявляет не принадлежащими к Курильской гряде. Южные Курильские острова являются частью России с момента окончания Второй мировой войны, напомнила официальный представитель МИД России Мария Захарова. В Японии в последнее время усиливаются голоса, призывающие к включению Курильских островов, которые принадлежат России, в состав японского государства. Верховная Рада Украины приняла постановление о признании южных Курильских островов «оккупированной Россией территорией Японией».
Война за Курилы? Японцы могут увеличить армию и получат ядерное оружие
Мацуно: Япония настаивает на территориальной принадлежности Курильских островов. После окончания Второй Мировой войны Южный Сахалин и Курильские острова были исключены из территории Японии и возвращены в состав советской России – Самые лучшие и интересные новости по теме: Зоны конфликтов, курильские острова, россия-япония на. В этой статье рассказываем: кому принадлежат Курильские острова, когда они стали российскими и что происходит на этих территориях сейчас. Курильские острова на карте России Курильские острова (Россия). Примерно к середине 1760-ых годов русские первопроходцы достигли южных Курильских островов, которые сейчас являются предметом непрекращающихся претензий Японии.
Новости дня
- Что было дальше
- ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
- Санкции Японии против России
- История территориального спора России и Японии
- Позиция Токио
- Kyodo: Китай перестал признавать Курилы японскими
РФ прекращает действие соглашения об облегченном посещении японцами Курил
Все Курильские острова указом Президиума Верховного Совета СССР были включены в состав Советского Союза (2 февраля 1946 года). Главными «действующими лицами» на Курильских островах являются айны, русские и японцы. Сейчас Япония заявляет что, "Северные территории" не относятся к Курильским островам, поэтому в 1951 году она якобы не отказывалась от претензий на Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Сейчас Япония заявляет что, "Северные территории" не относятся к Курильским островам, поэтому в 1951 году она якобы не отказывалась от претензий на Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Курильские острова — один из самых красивых, но небезопасных регионов страны. Они образовались миллионы лет назад благодаря извержениям вулканов.
В МИД Японии заявили, что Россия "незаконно оккупирует" южную часть Курильских островов
Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.
В прошлогоднем издании вообще не упоминалось правовое положение Японии касательно этих островов», - сообщает издание «The Sankei News».
Подобные действия Японии могут очень серьёзно сказаться на отношениях с Россией, особенно учитывая тот факт, что Токио отказался от проведения переговоров по этому вопросу, однако, совершенно очевидно, что Россия не намерена отдавать острова Курильской гряды ни под каким давлением Токио или союзников этой страны. В Токио должны осознавать, что даже минимальная попытка устроить аннексию, приведёт к попросту непоправимым последствиям — не поможет ни Запад, ни США», - заявил аналитик.
Договор 1875 г. Не лишним будет напомнить, что, напав на Россию, Япония также нарушила пункт 1 Симодского трактата 1855 г. Следующая ключевая точка — Вторая мировая война. Он был заключен на 5 лет с момента ратификации: с 25 апреля 1941 по 25 апреля 1946 г. По этому пакту его можно было денонсировать за год до истечения срока. Сталин же в качестве условия выдвинул требование, что после победы над Японией Курилы и Южный Сахалин перейдут к Советскому Союзу. Далеко не все в американском руководстве были согласны с этими требованиями, но Рузвельт согласился.
Причиной, видимо, стала его искренняя забота о том, чтобы после окончания Второй мировой у СССР и США сохранились хорошие отношения, достигнутые в ходе военного сотрудничества. Передача Курил и Южного Сахалина была зафиксирована в Ялтинском соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока 11 февраля 1945 г. Передачи Советскому Союзу Курильских островов. Кунашира и Итурупа, отошедших Японии ещё по Симодскому трактату 1855 г. СССР денонсировал советско-японский пакт о нейтралитете, а 8 августа объявил войну Японии. Однако, после акта о капитуляции предстояло ещё заключить мирный договор, в котором были бы зафиксированы новые границы. Помимо таких неприятных для СССР деталей, как сохранение на территории Японии американских войск на неопределённое время, в них подвергалось пересмотру ялтинское соглашение, по которому Южный Сахалин и Курилы переходили к СССР38. В сентябре 1951 г. Однако эти расчёты американцев не оправдались.
Среди поправок к проекту мирного договора, предложенных советской делегацией, были следующие39: Пункт «с» изложить в следующей редакции: «Япония признаёт полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалина со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории». По статье 3. Изложить статью в следующей редакции: «Суверенитет Японии будет распространяться на территорию, состоящую из островов Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, а также Рюкю, Бонин, Розарио, Волкано, Парес Вела, Маркус, Цусима и другие острова, входившие в состав Японии до 7 декабря 1941 г. Эти поправки были отклонены, но вовсе не учитывать ялтинских соглашений США не могли. В текст договора было включено положение о том, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г. С обывательской точки зрения может показаться, что это тоже самое, что и советские поправки. С юридической точки зрения ситуация обстоит иначе — Япония отказывается от претензий на Курилы и Южный Сахалин, но при этом не признаёт суверенитета СССР над этими территориями. С такой формулировкой договор и был подписан 8 сентября 1951 года между странами антигитлеровской коалиции и Японией. Представители Советского Союза, Чехословакии и Польши, участвовавшие в конференции, отказались его подписать.
Территория Японии по Сан-Францискому мирному договору 1951 г. Современные японские историки и политики расходятся в оценках содержащегося в тексте мирного договора отказа Японии от Южного Сахалина и Курильских островов. Одни требуют отмены этого пункта договора и возвращения всех Курильских островов вплоть до Камчатки. Другие пытаются доказать, что южнокурильские острова Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан не входят в понятие «Курильские острова», от которых Япония отказалась в Сан-Францисском договоре. Последнее обстоятельство опровергается как сложившейся картографической практикой, когда вся группа островов — от Кунашира до Шумшу на картах называется Курильскими островами, так и текстами русско-японских переговоров по этому вопросу. Вот, например, отрывок из переговоров Путятина с японскими уполномоченными в январе 1854 г. На Уруп Российско-Американская компания ежегодно посылает суда скупать меха и проч. Японская сторона: Мы считали все Курильские острова издавна принадлежащими Японии, но так как большая часть из них перешла один за другим к вам, то об этих островах нечего и говорить. Итуруп же всегда считался нашим и мы полагали это делом решенным, равно как и остров Сахалин или Крафто, хотя мы и не знаем как далеко последний простирается к северу...
Забавный факт - японцы претендовали на то, чтобы весь Сахалин принадлежал им, но при этом не имели его географической карты. Кстати, оперируя аналогичным аргументом, Россия могла бы претендовать на Хоккайдо на том основании, что в 1811 году В. Головнин в своём «Замечании о Курильских островах» причислил о. Матсмай, то есть Хоккайдо, к Курилам. Более того, как уже отмечалось выше, как минимум в 1778-1779 годах с жителей северного берега Хоккайдо русские собирали ясак. Неурегулированность отношений с Японией мешала налаживанию торговли, решению вопросов в области рыболовства, а также способствовала вовлечению этой страны в антисоветскую политику США. В начале 1955 года представитель СССР в Японии обратился к министру иностранных дел Мамору Сигэмицу с предложением начать переговоры о нормализации советско-японских отношений. Японская делегация в качестве условия заключения мирного договора выдвинула заведомо неприемлемые требования — на «острова Хабомаи, Шикотан, архипелаг Тисима Курильские острова и южную часть острова Карафуто Сахалин ». На самом деле японцы понимали невыполнимость этих условий.
Секретная инструкция японского МИД предусматривала три этапа выдвижения территориальных требований: «Сначала требовать передачи Японии всех Курильских островов с расчётом на дальнейшее обсуждение; затем, несколько отступив, добиваться уступки Японии южных Курильских островов по «историческим причинам», и, наконец, настаивать как минимум на передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан, сделав это требование непременным условием успешного завершения переговоров». О том, что конечной целью дипломатического торга были именно Хабомаи и Шикотан, неоднократно говорил сам японский премьер-министр. Так, во время беседы с советским представителем в январе 1955 года Хатояма заявил, что «Япония будет настаивать во время переговоров на передаче ей островов Хабомаи и Шикотан». Ни о каких других территориях речи не было42. Такая «мягкая» позиция Японии не устраивала США. Так, именно по этой причине в марте 1955 года американское правительство отказалось принять в Вашингтоне японского министра иностранных дел. Хрущёв был готов пойти на уступки. Малик в годы войны он был послом СССР в Японии, а затем в ранге заместителя министра иностранных дел — представителем Советского Союза в ООН предложил японскому дипломату в ранге после Сюнъити Мацумото передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после подписания мирного договора. Вот какую оценку этой инициативе дал один из членов советской делегации на лондонских переговорах, впоследствии академик РАН С.
Тихвинский43: «Я. Малик, остро переживая недовольство Хрущёва медленным ходом переговоров и не посоветовавшись с остальными членами делегации, преждевременно высказал в этой беседе с Мацумото имевшуюся у делегации с самого начала переговоров утверждённую Политбюро ЦК КПСС т. Хрущёвым запасную позицию, не исчерпав до конца на переговорах защиту основной позиции. Его заявление вызвало сперва недоумение, а затем радость и дальнейшие непомерные требования со стороны японской делегации… Решение Н. Хрущёва отказаться в пользу Японии от суверенитета над частью Курильских островов было необдуманным, волюнтаристическим актом… Уступка Японии части советской территории, на которую без разрешения Верховного Совета СССР и советского народа пошёл Хрущёв, разрушала международно-правовую основу ялтинских и потсдамских договорённостей и противоречила Сан-Францисскому мирному договору, в котором был зафиксирован отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских островов…» Как становится понятным из этой цитаты, японцы восприняли инициативу Малика как слабость и выдвинули другие территориальные требования. Переговоры прекратились. Это устраивало и США. В октябре 1955 года Дж. Даллес в ноте правительству Японии предупреждал, что расширение экономических связей и нормализация отношений с СССР «может стать препятствием для осуществления программы помощи Японии, разрабатываемой правительством США».
Внутри Японии в заключении мирного договора прежде всего были заинтересованы рыболовы, которым необходимо было получать лицензии на вылов рыбы в районе Курил. Этот процесс сильно затруднялся отсутствием дипломатических отношений между двумя странами, что, в свою очередь, было связано с отсутствием мирного договора. Переговоры возобновились. Серьёзное давление на правительство Японии оказывали США. Так, 7 сентября 1956 года Госдепартамент направил правительству Японии меморандум, в котором заявил, что США не признают никакого решения, подтверждающего суверенитет СССР над территориями, от которых Япония отказалась по мирному договору. В ней провозглашалось прекращение состояния войны между СССР и Японией, восстановление дипломатических отношений. Пункт 9 декларации гласил44: 9. Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении мирного договора. При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.
Однако, как мы знаем, подписание мирного договора так и не состоялось. Японский премьер-министр Хатояма Итиро, подписавший Декларацию, ушёл в отставку, а новый кабинет возглавил Киси Нобусукэ, политик, настроенный открыто проамерикански. Американцы же ещё в августе 1956 г. Сейчас Япония претендует не только на Шикотан и Хабомаи, но и на Итуруп и Кунашир, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года - поэтому подписание мирного договора на основе декларации 1956 г. Однако, если бы Япония отказалась от требования на Итуруп и Кунашир и подписала мирный договор, должна ли будет Россия выполнять условия Декларации и отдать Шикотан и Хабомаи? Рассмотрим этот вопрос подробнее. США в одностороннем порядке приняли Закон о сохранении рыбных запасов и управлении рыболовством, в соответствии с которым с 1 марта 1977 г. Вслед за США в течение 1976 г. В том же году Указом Президиума Верховного Совета от 10 декабря «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР» Советский Союз тоже установил суверенные права над рыбными и другими биоресурсами в своей 200-мильной прибрежной зоне46.
Новые реалии были зафиксированы в конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление. По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих нескольких десятков лет. Российско-японские переговоры в XXI веке Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили. В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что предлагает президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора. В ходе визита президента России в Японию в декабре 2016 года лидеры согласовали заявления о начале переговоров по налаживанию на Южных Курильских островах совместной хозяйственной деятельности. Владимир Путин отметил, что такое сотрудничество будет способствовать созданию благоприятной атмосферы для продолжения переговоров по заключению мирного договора. Осуществление совместных проектов рассматривалось по таким направлениям, как марикультура, тепличное хозяйство, туризм, ветроэнергетика и переработка мусора.
Согласно договоренности эта деятельность не должна нарушать юридические позиции обеих стран. Состоялись несколько бизнес-миссий на Южные Курилы. Он предложил прописать в тексте документа желание Москвы и Токио урегулировать споры по территориальному вопросу. В ноябре по итогам встречи на полях саммита АСЕАН японский премьер Синдзо Абэ объявил о договоренности ускорить переговорный процесс по мирному договору на основе Совместной советско-японский декларации 1956 года. В декабре на переговорах в Буэнос-Айресе Путин и Абэ договорились создать новый механизм переговоров по мирному договору под кураторством глав МИД двух стран. Состоялись несколько раундов переговоров на уровне министров иностранных дел и профильные консультации заместителей министров иностранных дел, которые показали сохранение существенных расхождений в позициях сторон. В январе 2022 года министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая с итогами деятельности российской дипломатии в 2021 году, заявил, что российская сторона передала японским коллегам проект статей мирного договора.
«Контр-реакция». Что означает отказ России от переговоров с Японией по мирному договору
Курильские острова. передача Курильских островов Японии: Как будет по-японски «а нас за шо», Убит «друг Путина» бывший. Китай впервые за почти 60 лет занял нейтралитет по вопросу принадлежности Курильских островов. После войны все Курильские острова были включены в состав СССР. Япония оспаривает принадлежность островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи. Поэтому Курильские острова больше являются военно-промышленным объектом, нежели социальным. Курильские острова — один из самых красивых, но небезопасных регионов страны. Они образовались миллионы лет назад благодаря извержениям вулканов.
Kyodo News: Китай впервые за 59 лет сменил позицию по принадлежности Курил
Ответ Москвы был незамедлительным. Уже в марте прошлого года Россия отказалась от переговоров о мирном договоре и статусе Южных Курил. Позже японцы лишились безвизовых поездок на Курилы. Следом Москва вышла из диалога о налаживании там совместной хозяйственной деятельности. Кроме того, прекратились консультации относительно промысла японских рыбаков в российской экономической зоне. Российский МИД объяснил это предпринятыми Токио «антироссийскими мерами, которые идут вразрез с духом и буквой соглашения 1998 года об укреплении и развитии добрососедства».
Двусторонние переговоры по островам, известным как "северные территории" в Японии и Южные Курилы в России, были приостановлены после того, как Токио ввел санкции карательные против Москвы из-за начала СВО. Обозреватели утверждают, что изменение позиции Китая может затруднить урегулирование территориального спора, так как Москва "вряд ли уступит в этом вопросе", особенно сейчас, когда она пользуется поддержкой Пекина. Как сообщает источник, на переговорах 20-21 марта Путин подчеркнул важность продвижения Особой экономической зоны ОЭЗ , созданной на спорных островах в прошлом году, и призвал китайские компании к инвестициям.
Что делать Японии? Японский политолог считает, что встреча Путина и Си в Пекине знаменует кардинальное укрепление квазиальянса между Китаем и Россией. В связи с этим угрозы для Японии многократно возрастают.
Размытая формулировка о «менее крупных островах» позднее способствовала территориальным спорам с СССР Россией и Китаем.
Южные Курилы были заняты советскими войсками в августе-сентябре в ходе Курильской десантной операции. СССР отказался подписать этот договор, так как в конференции не участвовали представители Китайской народной республики. При этом, согласно официальной позиции Японии, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов островов Тисима не входили, и от них Япония не отказывалась. Кстати, территориальная проблема у Японии возникла и с Китаем — в связи с островами Сенкаку, которые в конце XIX столетия по итогам Первой китайско-японской войны отошли Японии, после Второй мировой войны перешли под юрисдикцию Соединенных Штатов и в 1970-х годах были возвращены Японии вместе с Окинавой.
Вопрос о мирном договоре так и не был решен. СССР исходил из того, что уступка островов может привести к политическому сближению с Японией, что снизит влияние США на эту страну — хотя речь шла о неформальных пожеланиях, так как в тексте декларации ничего подобного, разумеется, нет. В свою очередь, в правящей Либерально-демократической партии Японии произошло размежевание. Одна часть ее представителей во главе с премьером Итиро Хатояма, подписавшим декларацию, было готово согласиться на передачу только двух островов и определенное дистанцирование от США.
Но многие консервативные политики настаивали на передаче четырех островов, причем при поддержке американцев, которые в том же 1956 году, еще до подписания декларации, заявили, что «правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». В исторических работах спорным является вопрос о том, оказывали ли США прямое давление на японскую сторону. В то же время в 2014 году историк Андрей Кравцевич на основе рассекреченных документов пришел к выводу, что Вашингтон «в принципе не желая установления дипломатических отношений Японии с коммунистическими странами в условиях «холодной войны» и не имея возможности прямого препятствования японо-советской нормализации, «только» подталкивал Токио к занятию более жестких переговорных позиций». А история с «угрозой Даллеса» была локальным эпизодом, к тому же сильно обостренным Сигэмицу.
Вскоре после подписания декларации Хатояма ушел в отставку, а новые лидеры не продолжили его курс на сближение с СССР. В меморандуме советской стороны говорилось, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии». Таким образом, было официально заявлено, что условием передачи островов является фактический разрыв Японии с США. Ранее в ходе переговоров СССР предлагал лишь демилитаризировать передаваемые острова, чтобы не допустить размещения на них американских войск, и запретить «проход через все проливы из Японского моря для военных судов из неприбрежных стран» в текст декларации они не вошли, а Кравцевич характеризует их как заведомо неприемлемые для Японии.
Хотя надо отметить, что декларация представляет собой документ, ратифицированный Президиумом Верховного совета СССР и правительством Японии. Меморандум же является односторонним документом. Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности четырех островов оставался основным камнем преткновения в японско-советских позже и японско-российских отношениях. При этом до окончания «холодной войны» СССР не признавал существования территориального спора с Японией и рассматривал южные Курильские острова как неотъемлемую часть своей территории.
Лишь 18 апреля 1991 года во время визита в Японию Михаил Горбачев впервые фактически признал наличие территориальной проблемы. Попытки компромисса: «два плюс альфа» В 1992 году уже независимая Россия предлагала вариант, условно называемый «два плюс альфа», означающей передачу двух островов в соответствие с декларацией 1956 года — и, отдельно, обсуждение проблематики Кунашира и Итурупа. Мирный договор предполагалось подписать после достижения соглашения о судьбе всех островов — причем «альфа» могла быть различной от совместной экономической деятельности до постепенной передачи островов Японии, что могло растянуться на десятилетия. Проблема военного присутствия США не оговаривалась.
Однако это предложение не было принято японской стороной, исходившей из того, что Россия должна передать все четыре острова — в Японии исходили из того, что создалось уникальное «окно возможностей», которое вскоре может закрыться. Кроме того, распад СССР привел к отделению куда более значительных территорий, что тогда не было воспринято большинством населения России как трагедия. Можно спорить о том, насколько в 1992 году был шанс на решение территориальной проблемы. Дело было не только в завышенных ожиданиях японской стороны, но и в ситуации внутри России.
Популярность Бориса Ельцина в связи с непопулярными экономическими реформами снижалась. Внешняя политика российского правительства, главным актором которой был МИД во главе с Андреем Козыревым, подвергалась все большей критике со стороны как депутатов, так и немалой части представителей исполнительной власти. В январе 1993 года Верховный совет отложил ратификацию куда более «безобидного» российско-венгерского договора о дружбе и сотрудничестве, в преамбуле которого содержалась формулировка: «исходя из общего стремления преодолеть наследие тоталитаризма и в особенности осуждая вторжение в Венгрию 1956 года, приведшее к подавлению демократических устремлений ее народа» документ был ратифицирован уже Государственной думой в 1995 году. Жесткую позицию по поводу островов заняло военное руководство.
По поручению начальника Генштаба Виктора Дубынина был подготовлен доклад о значении Южных Курил для России, основные тезисы которого были опубликованы в прессе. Началась активная кампания, в результате которой тема островов была сакрализирована — Южные Курилы в публичном пространстве превратились в символ территориальной целостности России. Речь шла не только о военно-стратегических и экономических аргументах, но и о том, что передача даже двух островов может стать частью цепной реакции и привести к новым территориальным требованиям, причем со стороны не только Японии, но и других государств, в первую очередь, Германии. Такие страхи привели к серьезному росту негативных настроений в Сахалинской области, жители которых стали опасаться возвращения в будущем к границам, определенным Портсмутским миром.
Постоянно люди живут только на четырех из более чем 30 Курильских островов — Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Большая часть местных жителей занята в рыбном бизнесе. Эксперты отмечают, что именно рыбопереработка остается наиболее привлекательной для инвестиций. Так, в рамках программы территориального опережающего развития «Курилы» на Шикотане появился крупнейший в России рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск». Вот что рассказывает местная жительница Лидия о том, как еще регион развивался в последние годы: «Я только за, чтобы Курилы развивались — Сахалин, Курилы, потому что за последнее время очень многое сделано для Курил, для самого города. В Курильске дороги сделали, и школы, и заводы построили рыбоперерабатывающие, аналогов которым нет. Единственное что — очень все дорого, продукты очень дорогие, вещи дорогие, потому что большие транспортные накрутки. Уезжают оттуда люди, не хотят там жить, потому что все-таки это дальность». Кроме удаленности тормозят развитие региона и сложные погодные условия.
По этой причине главным локомотивом изменений, по прогнозам экспертов, должна выступить госкомпания, которая сможет компенсировать все трудности за счет большого бюджета. Помимо рыбопромысла, архипелаг также привлекателен для бизнеса с точки зрения туризма и добычи полезных ископаемых.