О финской половинке блокадного кольца и напрочь забытой войне с Финляндией в 1941–1944 гг. рассказано в книге «Блокада Ленинграда.
Блокадный Ленинград
Новости Спорт #Задержан замминистра обороны РФ #Конфликт Ирана и Израиля. Линия обороны против финнов на севере (Карельский укрепрайон) сохранялась в северном пригороде Ленинграда с 1930-х годов и теперь была возобновлена. Новости Спорт #Задержан замминистра обороны РФ #Конфликт Ирана и Израиля. Карта укрепленных районов, созданных в период блокады Ленинграда.
Мифы истории СССР: А была ли блокада Ленинграда?
Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжёлой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причём во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Были выделены специальные самолёты-корректировщики и аэростаты наблюдения. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз 1943 год. Операция "Искра".
Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. Черепанов, затем снова М. Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С.
Гитлеровцы подвергали Ленинград ожесточённым обстрелам и бомбардировкам. В вызванных ими пожарах сгорели Бадаевские склады, где хранилась значительная часть продовольствия в городе.
Продуктов питания в Ленинграде осталось всего на 30—60 суток. За время блокады по городу было выпушено около 150 тыс. На улице блокадного Ленинграда после артобстрела РИА Новости С октября 1941 года советские войска безуспешно предпринимали попытки деблокировать город. Нормы выдачи продовольствия в Ленинграде снижались. С 20 ноября рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, а все остальные категории жителей города — по 125 граммов.
При этом в блокадном Ленинграде остались около 2,5 млн человек, включая 400 тыс. Самым тяжёлым периодом блокады стала осень—зима 1941—1942 годов. От голода и холода люди умирали тысячами. Продуктов катастрофически не хватало, общественный транспорт стоял, ленинградцы отапливали жильё мебелью и разобранными деревянными постройками. При этом промышленные предприятия, административные структуры и даже учреждения культуры продолжали работать.
Подростки сменяли на рабочем месте ушедших на фронт отцов и старших братьев. Предприятия города изготовили и отремонтировали около 2 тыс. Продолжались работы по укреплению Ленинграда. Всего на территории города было возведено 4100 дотов и дзотов, оборудовано 22 тыс. Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда.
Из Ленинграда в тыл по ней эвакуировали мирное население. А в блокадный город по Дороге жизни под нацистскими авиационными и артиллерийскими ударами направляли продукты питания, боеприпасы, топливо и бойцов для пополнения оборонявшей Ленинград группировки. За всё время блокады по Дороге жизни в город было доставлено 1615 тыс. По словам Сергея Перелыгина, в первую очередь из города старались эвакуировать детей.
План операции, получившей кодовое наименование «Искра», был разработан штабом Ленинградского фронта в конце ноября 1942 г. На ее подготовку Ставка отвела не более месяца: весной болотистые места стали бы непроходимыми.
Однако в конце декабря 1942 г. Для обеспечения подхода к Неве было проложено около 50 км дорог. Особое внимание уделялось подготовке к ведению зимнего боя в лесу. В тылу каждого соединения были устроены полигоны, имитирующие условия участков наступления, проведены учения с боевыми стрельбами, а для командного состава — штабные игры. Всё происходило в обстановке строжайшей секретности, умело использовалась дезинформация. Перегруппировка войск производилась исключительно ночью или в нелетную погоду.
Немцы узнали о планируемом наступлении всего за несколько дней и не успели подтянуть резервы. Частям Ленинградского и Волховского фронтов под командованием Л. Говорова и К.
Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост.
Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени.
Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.
До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал.
Новости и события Российского исторического общества
Сотни дотов и дзотов, огневые точки с башнями от танка КВ прикрывали подступы к осажденному городу, - пишет газета « Петербургский дневник ». Большинство сооружений, построенные в период с 41-го по 43-й год это деревянно-земляные огневые точки. Это связано с нехваткой стройматериалов в блокадном городе. Они сильно пострадали во врем боев и почти не сохранились до наших дней.
Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H.
К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии.
Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.
Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
В этом кольце оказалось четыре армии Ленинградского фронта и Балтийский флот, 500 тыс. С сентября 1941 года с внешним миром Ленинград связывала только «дорога жизни» по Ладожскому озеру и воздушное сообщение.
Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод, часть населения и промышленности была эвакуирована. Ленинград в 1942—1944 годах Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте. В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады. В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией. Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства. Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов.
В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Уже в начале войны мальчики от 16 лет указом Президиума Верховного Совета были объявлены взрослыми мужчинами, а девушки от 18 лет — взрослыми женщинами. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений.
По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел.
Как рассказывал впоследствии Жуков поэту Константину Симонову , Сталин оценивал сложившееся под Ленинградом положение как катастрофическое и даже употребил слово «безнадежное», считая, что через несколько дней город придется считать потерянным Больше всего верховного главнокомандующего беспокоило объединение немцев с финнами, что неминуемо произошло бы после захвата Ленинграда, и формирование крайне опасной группировки к северу от Москвы. Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова , которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом. Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа.
При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца. Ленинградка Валентина Богословская, которую война застала на даче в поселке Сиверском под Гатчиной, не смогла вернуться домой из-за повреждения железной дороги и оказалась в оккупации вместе с родителями, сестрой и дочерью. По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах.
Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили. Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить».
Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда. Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось.
Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В те же дни на Ленинградском фронте зародилось движение советских снайперов. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону.
Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска.
Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции, авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады. Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума.
Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении.
Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя.
В Минобороны показали уникальную карту рубежей обороны Ленинграда
Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге. Сразу после Холокост Блокада Ленинграда была величайшим актом геноцида в Европе во время Второй мировой войны, поскольку Германия и, в меньшей степени, Финляндия пытались бомбардировать и заморить Ленинград голодом. Карты-схемы Ленинградского Фронта209.
Оборона Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года
Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. Работа с диаграммами в word изменение данных. Погода в вольске карта осадков на сегодня. Лесосибирск карта города с улицами и номерами. Проект посвящен обороне Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года. Мемориальный комплекс «Линия обороны».
Исторические предпосылки и положение города
- Битва за Ленинград — хроника сражений блокадного города | Diletant
- Карты-схемы Ленинградского Фронта
- На последних рубежах
- 5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
Блокадный Ленинград на фотографиях до и после: центр, окраины и линия фронта. Работа с диаграммами в word изменение данных. Погода в вольске карта осадков на сегодня. Лесосибирск карта города с улицами и номерами. Эти памятники напоминают нам, что во время блокады Ленинграда прямо под носом у немцев создавалась система обороны, способная значительно задержать противника в случае полномасштабного наступления. Линия обороны и карта окружения 1941 года, исторические предпосылки, прорыв и снятие блокады, итоги и значение для Второй мировой войны.
Линия обороны Ленинграда.
Карты-схемы Ленинградского Фронта209. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. жителей (по другим данным, не менее 1 млн человек), десятки тысяч умерли во время эвакуации. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Во время обороны Ленинграда подступы к осажденному городу прикрывали сотни дотов и дзотов. Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда.
Освобождение Ленинграда от вражеской блокады: история и значения события 27 января 1944 года
- Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда | АиФ Санкт-Петербург
- Блокада Ленинграда
- Ленинград в 1942–1944 годах
- Результаты, потери и значение
Блокадный Ленинград
Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны | Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками. |
Загадки блокады Ленинграда | Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. |
В Минобороны показали уникальную карту рубежей обороны Ленинграда | Блокада Ленинграда: карта-схема. |
Блокада Ленинграда
- Карта окружения ленинграда во время блокады
- Решение одного человека
- 125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
- Вражеское кольцо вокруг Ленинграда: lsvsx — LiveJournal
- 125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
- Main navigation