«Чандраян-3» состоит из трех частей: одноименного орбитального модуля, посадочного модуля «Викрам» и лунохода «Прагъян». Советская лунная программа. Осенью 2021 года "Российские космические системы" рассекретили для "Известий" уникальный исторический документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну.
В освоении Луны могут принять участие возрожденные луноходы
Основная идея данного предложения — «Лететь сегодня! В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету «Ангара—А5». Предложены два варианта модернизации носителя. Второй вариант модернизации — замена УРМ II и кислородно—водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно—водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне.
Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ «Фрегат». Автор отдает себе отчет в том, что космическая техника не кубики детского конструктора и значительная доработка порой означает полную переделку РБ или КА. По предварительным расчетам, транспортная система на основе модернизированной «Ангары—А5», кислородно—водородного разгонного блока и «лунного Фрегата» сможет доставить на поверхность Луны чистый груз массой 3.
В предложении «Луна семь» все грузы — модули базы, электростанция, негерметичный луноход, заправщики и двухместный пилотируемый корабль —— должны быть вписаны в эти «кванты» массы. Конструкция пилотируемого лунного корабля основывается на использовании корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека «Союза». Корабль садится на поверхность Луны без топлива на обратный путь — запас, необходимый для возвращения, должны предварительно доставить два заправщика.
Вызывает сомнение возможность «втиснуть» пилотируемый КА, состоящий из СА, БО бытовой отсек выполняет в том числе и функцию шлюзовой камеры и «лунного Фрегата» с посадочными опорами, в 4. Ясно, что для этого потребуются высокая «весовая культура» и новая элементная база. Однако напомним: масса маневрирующего двухместного КА Gemini, способного выполнять сближение и стыковку на орбите, составляла 3.
Прямая схема полета, без стыковки на орбите Луны, при всех ее недостатках имеет и ряд преимуществ. Корабль не ожидает возвращения экспедиции на орбите в течение длительного времени. Снимается проблема наличия стабильных окололунных орбит из—за влияния Земли, Солнца и масконов под поверхностью далеко не все окололунные орбиты стабильны.
Используется унифицированная посадочная платформа как для доставки модулей базы и других грузов, так и для пилотируемого КА. Любые другие варианты транспортной системы требуют разработки новых элементов и новых КА. Отсутствуют сложные стыковочные операции у Земли или у Луны, а значит не потребуется установка стыковочного узла и других систем для стыковки.
Стартовать к Земле можно практически в любой момент. И главное, все операции осуществляются с привязкой к инфраструктуре базы, что позволяет избежать дублирования одновременного строительства станции на орбите и базы на поверхности. Схема с посадкой тяжелого СА на поверхность не является энергетически оптимальной.
В предложении «Луна семь» были рассмотрены и «классические» варианты экспедиции со стыковкой на орбите Луны, однако они требуют создания не только отдельного легкого лунного корабля, но и лунного взлетно—посадочного модуля, что сильно усложняет концепцию. Рассматривается также «Луна семь V. В таком случае потребуется ракета—носитель с грузоподъемностью около 40 т на низкой околоземной орбите или многопусковая схема с многочисленными стыковками что повышает стоимость программы и увеличивает время до начала первых полетов.
В качестве места для развертывания первого лунного поселения скорее, «первой палатки» выбран район южного полюса Луны, а именно гора Малаперт Malapert mountain. Это достаточно ровное плато с прямой видимостью Земли, что обеспечивает хорошие условия для связи и является удобным местом для посадки. Кроме того, неподалеку от места предполагаемого размещения базы находятся затененные кратеры, в которых возможно обнаружение линз водяного льда.
Расчет запасов системы жизнеобеспечения базы показывает, что при умеренной замкнутости по воде и кислороду подобной той, что уже достигалась на орбитальных станциях для работы экипажа из двух человек достаточно отправки одного трехтонного модуля с запасами в год а при переходе на частичное использование местных ресурсов —— даже меньше. В процессе роста базы количество членов экипажа будет увеличено до четырех человек, а значит потребуется ежегодная отправка двух модулей с грузами. Данные модули пристыковываются к базе и после использования запасов образуют дополнительные жилые объемы.
Предложенная схема развертывания, обеспечения и расширения базы требует не более 13 пусков тяжелых а не сверхтяжелых! Модули базы самоходные, оборудованы мотор—колесами, что сильно упрощает сборку лунной «первой палатки» и снимает необходимость в срочном создании лунохода—крана для перевозки. База первого этапа включается в себя два жилых модуля с системами жизнеобеспечения и каютами космонавтов, служебный главный командный пост и научный модули, складской модуль с запасами для первого экипажа и отдельный модуль—электростанцию.
Перед строительством базы с помощью унифицированной транспортной системы предлагается осуществить доставку за один пуск спутника связи на окололунную орбиту после развертывания базы связь в ее окрестностях может обеспечиваться с помощью башни—ретранслятора, однако на начальном этапе спутник необходим и легких автоматических луноходов 2—3 шт. Роверы проведут окончательный выбор места развертывания базы, а также установят радио— и световые маяки для формирования сетки координат, которая поможет осуществить точную посадку модулей, заправщиков и пилотируемых кораблей. Для защиты экипажа базы от радиации предлагается использовать вантово—стержневую крышу, которая доставляется на Луну в сложенном состоянии.
В дальнейшем на крышу, после ее раскрытия, с помощью грунтомета наносится слой реголита толщиной около метра. Данный вариант предпочтительной «традиционной» засыпки модулей, так как он позволяет обеспечить доступ к внешней поверхности «бочек» и не создает дополнительных сложностей для наращивания базы дополнительные модули просто заезжают под крышу и стыкуются к основному сооружению. Кроме того, при использовании крыши сокращается количество «земляных» работ.
В предложении «Луна семь» подробно рассмотрен также негерметичный луноход базы первого этапа, оснащенный отделяемым модулем с челюстным ковшом. Проведены оценки возможности использования одного из модулей базы в качестве герметичного лунохода. Выполнен расчет солнечной электростанции базы: большую часть ее массы составляют аккумуляторные батареи, позволяющие пережить недолгую ночь на «пике вечного света».
Масса аппаратуры на американском зонде составляла всего 32 кг, энергопотребление —— 0. На Земле для приема были использованы четыре телескопа с диаметром зеркала 40 см. Конечно, в случае лунной базы потребуются и резервные каналы связи в радиодиапазоне.
Стоимость создания базы «Луна семь» первого экипаж два человека и второго экипаж четыре человека этапов, по предварительной оценке, составит 550 млрд руб. Возможный срок реализации проекта — десять лет от начала принятия решения, из них пять лет — непосредственно развертывание базы и работа экипажей. На третьем этапе — с появлением ядерных буксиров с двигателями малой тяги и более грузоподъемных относительно «Ангары—А5» носителей —— схема развертывания и снабжения базы меняется.
С приобретением опыта начинают вводиться новые технологии лунного строительства: надувные купола, 3D—принтеры для печати из реголита, специальная техника для создания искусственных пещер. Цели предложенного нами проекта: закрепление за Россией одной из перспективных площадок на Луне, получение опыта строительства планетных баз и жизни на других планетах в кратчайшие сроки, тестирование отработанных на Земле технологий и методик в реальных лунных условиях, исследование Луны и поиск ресурсов. Прорабатываются и различные варианты получения прибыли — от платного телеуправления луноходами до поставок вещества и энергии.
В заключение отметим, что автор не ставил задачу противопоставить предложение «Луна семь» государственной программе стратегии освоения Луны. Цель лишь продемонстрировать, что возможны различные варианты такого освоения, в том числе и не «уходящие» за 2030—е и 2040—е годы.
В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли. Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными.
В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту.
По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники.
Испытания вездехода прошли на ура: он уверенно преодолевал крутые, сыпучие склоны и не опрокидывался при кренах, которые в несколько раз превышали расчётные. Это было настоящее волшебство. Не то волшебство, когда странные люди с размалёванными лицами машут руками по телевизору, а настоящее, созданное разумом человека, созданное наукой. Он 537 раз в разных точках исследовал физические свойства поверхности Луны и провёл 25 химических анализов грунта. Только в сентябре 1971 года его батареи разрядились, и он перестал выходить на связь.
Экипаж "Лунохода-2" во время работы, 25 января 1973 г. Обычно оператор в ЦУПе закрывал крышку и выезжал, сдавая назад. Но в тот день в ЦУПе находились новые начальники, и кто-то из них приказал оператору сдать назад, не закрывая крышки. Крышка задела сыпучий грунт, зачерпнув его внутрь, а когда крышку закрыли — грунт насыпался на корпус и стал дополнительным слоем теплоизоляции. Вездеход перегрелся и вышел из строя. Тем не менее он передал в ЦУП 86 панорам и 80 тысяч кадров телесъёмки. От вездеходов отказались в пользу лунных станций, ведь ещё в 1970 году лунная станция "Луна-16" не только приземлилась на поверхность спутника Земли, но и вернулась на Землю, доставив с Луны 101 грамм грунта.
Посланные в космос тяжёлые станции "Луна-19", "Луна-22" изучали гравитационное поле планеты и открыли наличие масконов — положительных гравитационных аномалий, в районе которых можно было сажать аппараты с меньшим расходом топлива. Благодаря их работе станции "Луна-20" и "Луна-24" доставили на Землю 53 и 170 граммов лунного реголита соответственно. Было это в 1972 и в 1976 годах. Грунт и сейчас хранится в инертной среде в спецхранилищах Института геохимии и аналитической химии Академии наук. На этом Лунную программу было решено завершить.
Луноход успел остановиться в 3 метрах от кратера.
С ЦУП на Земле ему было приказано вернуться обратно по ранее пройденному пути, чтобы не потерять ход и не провалиться внутрь препятствия, которое аппарат не может преодолеть. ISRO показала на видео, что луноход «Прагъян» успешно преодолел первое серьёзное препятствие на поверхности Луны. Аппарат смог проехать далее за небольшой, но глубокий кратер, а также развернулся для зарядки батарей. Ролик длится чуть более 20 секунд, на нём луноход впервые съезжает по трапу посадочного модуля «Чандраян-3» на лунную поверхность, усеянную небольшими кратерами. Индийский луноход «Прагъян» уже преодолел восемь метров по поверхности естественного спутника Земли, сообщила Индийская организация космических исследований. Аппарат успешно выкатился из своего перелётного модуля, спустился по специальной рампе на лунный грунт и совершил первые движения по поверхности.
Луноход раскрыл солнечные батареи с помощью провода, подключённого к посадочному модулю «Викрам». Как только все элементы аппарату будут готовы к работе, то он приступит к своей научной миссии. ISRO особо упоминает магний, алюминий, кремний, калий, кальций, титан и железо как элементы, за которыми будет «охотиться» луноход.
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
Читайте последние новости дня по теме Луноход (космическая программа). "Китайская космическая программа, как и любые другие китайские программы развития ракетной техники, судостроения, они достаточно серьезно закрыты. Astrolab разрабатывала свой ровер с учетом требований NASA для конкурса Lunar Terrain Vehicle (LTV) по разработке лунохода для будущих посадок Artemis.
В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход
Весь первый лунный день экипаж лунохода приноравливался к необычным телеизображениям: картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней. Аппаратом управляли по очереди, через каждые два часа экипажи менялись. Изначально планировались более длительные сеансы, однако практика показала, что через два часа работы экипаж сильно уставал. В течение первого лунного дня проводилось изучение района посадки станции «Луна-17». Одновременно проходили испытания систем лунохода и приобретение опыта вождения экипажем.
Три первых месяца помимо изучения лунной поверхности «Луноход-1» выполнял еще и прикладную программу: в рамках подготовки к готовящемуся пилотируемому полёту он отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Анализ состояния и работы бортовых систем показал возможность продолжения активного функционирования автоматического аппарата на лунной поверхности. С этой целью была составлена дополнительная программа работы лунохода. Успешное функционирование космического аппарата продолжалось 10,5 месяцев.
За это время «Луноход-1» проехал 10 540 м, передал на Землю 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения. Он измерял магнитное поле различных участков лунной поверхности. Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м.
Astrolab полностью разделяет подход SpaceX к быстрой итерактивной разработке новой техники - «проектировать, строить, ломать, улучшать и повторять», и надеется, что первым ровером грядущих миссий Артемис будут именно ее машины. И не удивительно, ибо все поработавшие в SpaceX перенимают подход Илана Маска к разработкам нового. Они включают в себя способность работать на восьмичасовой лунной поездке без дозаправки или зарядки аккумуляторов, возможность работать на южном полюсе Луны и пережить там лунную ночь, а также возможность работать в течение 10 лет.
Создание и запуск лунного самоходного аппарата стало важным этапом в изучении Луны. Идея создания лунохода родилась в 1965 г. В рамках советской лунной экспедиции луноходу отводилось немаловажное место. Два лунохода должны были детально обследовать предполагаемые районы прилунения и выполнять роль радиомаяков при посадке лунного корабля.
Планировалось использовать луноход еще и для транспортировки космонавта на поверхности Луны. Создание лунохода было поручено Машиностроительному заводу им. Лавочкина ныне НПО им. Машиностроительный завод имени С. Лавочкина отвечал за разработку всего космического комплекса, в том числе и за создание лунохода, а ВНИИ-100 — за конструирование самоходного шасси с блоком автоматического управления движением и системой безопасности движения. Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 г. К концу 1967 г.
Он состоял из двух основных частей: восьмиколесного шасси и герметичного приборного контейнера. Каждое из 8 колес шасси было ведущим и имело электродвигатель, расположенный в ступице колеса.
Поиск и попытки связаться с ней снова результатов не дали. Позднее глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что к крушению станции привел сбой в работе двигателя. По его словам, вместо запланированных 84 секунд он отработал 127, из-за чего и произошла авария.
Легенда лунной программы: Какие задачи выполнили вездеходы на Луне и почему их запуск прекратили
Лунная программа ОАЭ – это часть более широкой космической программы, куда включено также развитие околоземной космонавтики, наземных станций приема и обработки космических данных и исследование Марса. Индийская организация космических исследований ISRO сообщила, что станция «Чандраян-3» успешно осуществила мягкую посадку на поверхность Луны. Программа полета станции «Луна-17» и самоходного аппарата «Луноход-1» была выполнена полностью. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Смотрите видео онлайн «Лунные робособаки, дом-луноход и устойчивые бактерии на МКС» на канале «Red Barn» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 27 апреля 2024 года в 10:18, длительностью 00:10:39, на видеохостинге RUTUBE. Космос Технологии. Главное космическое событие недели — первый запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Восточный.
Индия осуществила успешный запуск лунохода к Луне
«Луна-3» в павильоне «Космос» на ВДНХ. Flex соответствует всем требованиям NASA, поэтому компания не будет разрабатывать специальный луноход для космического агентства. НАСА намеревается использовать луноход, начиная с третьей миссии в рамках своей программы Artemis V, которая предварительно запланирована на 2029 год. Вместе с тем были новости от ученых Института космических исследований РАН, что им приходится переделывать научную аппаратуру для "Луны-26" и "Луны-27", поскольку из-за санкций уже разработанные приборы нельзя произвести».
Индийская лунная программа как удачное ответвление российской
ТАСС со ссылкой на представителя Института космических исследований РАН сообщает, что запуск первой в истории РФ лунной программы может произойти в июле 2023 года: тогда планируется вывести на. Индийская организация космических исследований (ISRO) сообщила о завершении основной научной программы лунохода миссии «Чандраян-3» и его переводе в режим спячки. Луноход исследует поверхность Селены, чтобы изучить доступные запасы воды. Это станет первым шагом к строительству на единственном естественном спутнике Земли обитаемой космической станции. межпланетной станции #Луна29, которой предстоит доставить на "соседку" Земли тяжелый #луноход, будет вестись в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по сверхтяжелой ракете, сообщил РИА Новости в пятницу источник в ракетно-космической отрасли. Национальное космическое агентство США сообщило, что готовится отправить на Луну мобильный робот Volatiles Investigating Polar Exploration (VIPER).
Луноход будет искать воду на южном полюсе Луны
Индийские ученые оставили луноход «Прагьян» в режиме «вечного сна» Луноход работал в районе малоизученного Южного полюса Луны, собирал данные о рельефе, температуре и составе грунта. Об этом сообщил глава Индийской организации космических исследований Шридхара Паникер Сомнатх. В спящий режим ровер перевели в начале сентября, оживить его рассчитывали через пару недель, но возникли проблемы со связью.
Да, и забегая вперед, заметим, что индусы тоже умудрились разбить об Луну свой посадочный модуль станции «Чандраян-2», после чего до запуска успешного «Чандраян-3» прошло еще почти 4 года, но обо всем по порядку… В ноябре 2007 года Индийская организация космических исследований ISRO и Роскосмос подписали соглашение о совместной реализации лунной программы. Согласно договоренности русские должны были сделать посадочный аппарат, а индусы создать его орбитальную часть и мини-луноход для исследования поверхности спутника Земли. Зачем совместная работа с Роскосмосом нужна была Индии понятно всем, а вот зачем это было нужно России в 2023 году уже вспомнить трудно.
А придется вспоминать. В 1990-2000-х годах многие отечественные высокотехнические производства после чудовищного обрезания бюджетного финансирования вынуждены были выживать на зарубежных контрактах. Так, например, спасли Уралвагонзавод, заключив с Индией огромный контракт на поставку и сборку на местных заводах танков Т-90. По той же схеме остался на плаву «Сухой» со своим крупным контрактом на Су-30 для той же Индии. Поэтому и в 2000-х когда «талантливых менеджеров» с их нефтедолларами и небоскребами всё также не интересовало реальное восстановление собственного производства в России, попытки реализации совместных проектов в сфере космоса помогали нашим научным и промышленным центрам буквально остаться в живых и обрести хоть какое-то подобие собственного бюджета на дальнейшие разработки.
Вот и пошла история в сторону совместной российско-индийской программы: по факту Россия учила индийских специалистов и получала какое-то подобие очередной «МКС», где наши специалисты передавали опыт за деньги. Сегодня разбираться, хорошо это или плохо, уже бесполезно, но факт остается фактом: уже в 2009 году наши с индусами сконструировали лунную исследовательскую автоматическую станцию, сложности добавило желание индийской стороны использовать свою ракету-носитель GSLV с его габаритами, отличными от «Союзов». По плану полететь первый аппарат должен был к Луне в 2012 году.
Индийские ученые оставили луноход «Прагьян» в режиме «вечного сна» Луноход работал в районе малоизученного Южного полюса Луны, собирал данные о рельефе, температуре и составе грунта. Об этом сообщил глава Индийской организации космических исследований Шридхара Паникер Сомнатх. В спящий режим ровер перевели в начале сентября, оживить его рассчитывали через пару недель, но возникли проблемы со связью.
В то же время луноход обнаружил серу, алюминий, железо, кальций, хром, титан, марганец, кислород и кремний на поверхности естественного спутника Земли. В этом ему помог прибор лазерно-индуцированного спектроскопа. Газета Indian Express сообщила, что электроника на борту индийской лунной миссии не рассчитана на то, чтобы выдерживать очень низкие температуры минус 120 градусов в ночное время. Лунная ночь, которая сейчас наступает на нашем естественном спутнике, длится 14 земных дней — и не факт, что луноход её "переживёт". Паллава Багла, научный писатель и соавтор книг об освоении Индией космоса, сказал, что у лунохода ограниченный заряд батареи. По его словам, к восходу солнца луноход может "проснуться", а может и не "проснуться", потому что индийская электроника выходит из строя при таких низких температурах.
Связи нет: что стало с легендарным индийским луноходом
Вопросы вроде бы правильные, но неужели все забыли, что отечественная лунная программа была завершена в 1976 году? После миссии станции «Луна-24», кстати, весьма успешной. И что за прошедшие 47 лет, и особенно за последние 32 года, прошедших с момента уничтожения СССР, советский опыт освоения Луны был практически полностью утрачен. Не стоит забывать, что за прошедшие десятилетия отечественная космонавтика лишилась многих ценных инженерно-конструкторских кадров, которые в силу возраста или других причин уже не могли передать свой опыт нынешним инженерам НПО Лавочкина, разрабатывавшем «Луну-25». Разумеется, некоторые советские наработки были использованы, но многое в российской лунной программе пришлось делать, фактически, с «чистого листа».
Не будем забывать и о том, что в постсоветские годы многие облеченные властью государственный мужи просто не понимали, зачем России нужны космические программы. Как следствие этого, не было понимания, зачем нужно растить инженерные кадры и уж тем более, зачем им платить большие зарплаты. Не удивлюсь, если для многих чиновников, с 1991 года восседавших в высоких кабинетах, космонавтика вообще являлась чем-то вроде чемодана без ручки. Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал.
Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные. И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт».
А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity.
А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа.
Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну. Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов.
Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год.
Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра.
Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года.
Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г.
Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода.
Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы.
Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д».
Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15».
Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне.
И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы. Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта.
Запуск "Луны-1" и "Луны-2" доказывал, что у Хрущёва есть баллистические ракеты, способные долететь до Вашингтона, и что Америка проигрывает. А СССР, словно в издёвку, уже 10 октября запустил станцию "Луна-3", которая первой в мире выполнила гравитационный манёвр вокруг спутника и отсняла его обратную сторону двумя камерами, отправив на Землю 17 фотографий. Советы, как первооткрыватели, получили право именовать открытые объекты, и тут же на Луне появились море Мечты и море Москвы, кратеры Менделеев, Складовская-Кюри, Джордано Бруно и другие. После этой удачи французский винодел Анри Мэр прислал тысячу бутылок шампанского в Академию наук СССР: ещё в 1957 году он поспорил с советским консулом, что русским не видать обратной стороны Луны как своих ушей. Конструктор Королёв с ухмылкой рассказывал, что каждому академику досталось по две бутылки отличного вина. Но следующие 11 запусков окончились неудачей. Могли ли виной быть диверсии? Американцы сейчас пишут, что уже после миссии "Луна-2" шпионы ЦРУ на несколько часов получили доступ к действующим макетам станций и сумели получить все наработки советских инженеров.
Но тут кто чем хвастается. Советы — конструкторами, а США — кражей технологий. В 1966 году СССР наконец запустил на спутник Земли ещё четыре станции и приступил к подготовке отправки на Луну роботов. Создать то, чего ещё не было "Луноход-1". Работу поручили начальнику отдела новых принципов движения ВНИИ-100 конструктору Александру Кемурджиану, которому предстояло разработать вездеход на новых телеоператорных принципах управления, которые ещё не были созданы ни в СССР, ни в США. По сути, предстояло создать первую в истории Земли автоматическую лабораторию для исследования другой планеты. Луноход состоял из корпуса и ходовой части. Восемь спицованных колёс, снабжённых дисковыми тормозами, были попарно объединены в блоки, вместо шин была металлическая сетка с титановыми грунтозацепами.
Каждое колесо имело собственный привод и подвеску.
Перед миссией стоит задача отработать мягкую посадку и провести ряд научных экспериментов. На борту посадочного модуля и лунохода находится оборудование, предназначенное для проведения сейсмических исследований, изучения лунной поверхности и грунта. Как ожидается, они проработают в районе Южного полюса один лунный день 14 земных суток.
Ранее Индия в рамках своей лунной программы запустила на окололунную орбиту аппарат «Чандраян-1», обнаруживший воду на спутнике Земли.
Как выглядит станция
- Содержание
- Индийский луноход перестал выходить на связь с Землей
- Индийские ученые оставили луноход «Прагьян» в режиме «вечного сна»
- Astrolab представила проект лунохода Artemis | Пикабу
- Последние новости
Зачем трудились «Луноходы»?
- Космические гонки США и СССР
- В освоении Луны могут принять участие возрожденные луноходы - Парламентская газета
- Электромобиль на Луне
- Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
- От «Лунохода-1» до «Луны-25»: о прошлом и будущем миссий к спутнику Земли // Новости НТВ
- Подписка на дайджест
Лунная программа: Сенсации приходят не только из Индии - у России есть хорошие новости
Индийская марсианская станция «Мангальян-1» была выведена на орбиту Марса в сентябре 2014 года. Индия тогда стала первым государством мира, которому удалось доставить аппарат на орбиту Марса с первой попытки, и первой страной Азии, которой это вообще удалось. За прошедшие годы станция отправила на землю тысячи фотографий планеты, а также сделала снимки спутников Марса — Фобоса и Деймоса. Чтобы подписаться на канал «Красной Линии» в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.
Луноход «Прагъян» завершил научную программу Он проехал по Луне более ста метров Александр Войтюк Индийская организация космических исследований ISRO сообщила о завершении основной научной программы лунохода миссии «Чандраян-3» и его переводе в режим спячки. На данный момент аккумулятор ровера полностью заряжен, приемник остается включенным, а солнечная батарея ориентирована так, чтобы быть освещенной в начале следующего лунного дня. Если ровер сможет пережить лунную ночь, то, как ожидается, 22 сентября 2023 года он возобновит работу на поверхности Луны.
Но за последние 30 лет в Казахстане активно развивали сельское хозяйство, осваивали новые месторождения полезных ископаемых и расширяли границы охраняемых природных территорий. Всё это стало сказываться на работе Байконура, а расположение Восточного позволяет прокладывать трассы пусков над малонаселенными районами Хабаровского края, Магаданской и Амурской областей, а также Якутии. Тем не менее в минувший понедельник, 7 августа, глава Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексей Маслов сообщил, что за несколько часов до запуска эвакуируют жителей поселка Шахтинский 27 человек по данным переписи населения за 2020 год. Власти организовали эвакуацию из-за угрозы падения первой ступени ракеты-носителя. Когда люди смогут вернуться в поселок, Маслов не сообщил. Основной район расположен к северу от кратера Богуславский, резервных — два. Первый из них находится южнее кратера Манцини, второй — к югу от кратера Петланд-А. Исполнительный директор по перспективным программам и науке «Роскосмоса» Александр Блошенко рассказал «Российской газете», как выбирали место для посадки станции: — Чем хорош Южный полюс? С одной стороны, там есть вечно затемненные кратеры с запасами водяного льда. С другой, эти области постоянно освещаются Солнцем, то есть там можно разместить солнечные батареи. И первые станции будут работать на них. Но в этом регионе очень сложный рельеф. А нам нужно, чтобы при посадке аппарат не накренился, не завалился. Всё это учитывалось. Пригодными нашли 12 точек, из них выбрали три. Решение приземлиться на Южном полюсе Луны вызвано не только практическими целями. Космические державы уже несколько последних лет соревнуются между собой в том, кто первым совершит мягкую посадку в полярном регионе Луны.
Если вы не следите за событиями в аэрокосмической сфере, вкратце рассказываем все, что нужно знать о российской лунной программе. Спустя несколько месяцев появились новости о том, что РАН, «Роскосмос» и МГУ разрабатывают официальную концепцию лунной программы, согласно которой к 2030 году планируется закладка первых элементов будущей базы. На протяжении восьми лет «Роскосмос» и научные партнеры агентства проводили подготовительные работы. Рассматривались разные варианты ракет-носителей, проекты луноходов для сбора информации, скафандры для членов экипажа от космической радиации и другое необходимое оборудование. Проект не раз претерпевал корректировки из-за экономической и политической ситуации, однако сейчас официальный старт программы запланирован на 2023 год. План лунной программы На данный момент публично представленная концепция программы разбита на три этапа, последний из которых должен завершиться в 2040 году.
Луноход будет искать воду на южном полюсе Луны
Главная» Новости» Луна 25 последние новости на сегодня. В целом программа покорения Луны «Артемида» рассматривается экспертами как «запутанная», «чрезмерно сложная» и «неоправданно дорогая». Toyota разработает дом на колесах для лунных путешествий, российская частная космическая компания впервые установила спутниковое соединение на скорости LTE, а NASA готовят робособак к миссии на Луне. Эти и другие новости науки и космоса в новом выпуске подкаста. Напомним, лунная миссия "Чандраян-3" с луноходом на борту запущена 14 июля. Индийское космическое агентство уточняло ранее, что вывело станцию на орбиту Луны, а 23 августа "Чандраян-3" мягко приземлился в районе малоизученного Южного полюса. макет "Лунохода-1" с автоматической станции "Луна-17" во время испытаний.