Норманнская теория утверждала, что государственность на русь принести варяги (норманны), антинорманская-что государственность на руси сформировалась в результате естественных процессов социальных и экономических. Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теории. Расхождение норманнская и анти норманнской теории. Источником как норманнской теории происхождения древнерусского государства, так и антинорманнской теории была "Повесть временных лет", один из древнейших источников сведений о России.
Остались вопросы?
Собственно, одним из основных камней преткновения между последователями норманнской и антинорманнской теория происхождения Древнерусского государства является спор об этнической принадлежности как Рюрика, так и варягов в целом. собрание основных значимых моментов в истории противостояния норманнской и антинорманской теорий возникновения Руси. Приверженцы норманской теории, ссылаясь на сведения летописей о призвании варяг княжить в Новгороде, считали, что государственную власть и, вообще, начало государственности на Руси было заложено норманами, или варягами, как их называли в русских летописях. те главное расхождение норманнской и антинорманнской династию правителей Руси называли Рюриковичами? В первые полтора десятилетия советской эпохи норманнская теория происхождения Руси пользовалась официальной поддержкой со стороны партийного руководства, одержимого идеей борьбы с великорусским шовинизмом. 4. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. 5. Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами?
1.Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теории. 2.Почему династию правителе…
Ее основателями считаются немецкие ученые Г. Байер 1694—1738 , Г. Миллер 1705—1783 и А. Шлёцер 1735—1809 , которые в силу нехватки отечественных квалифицированных кадров были приглашены в Петербургскую академию наук и утверждали, что до половины IX в. И только в первой половине IX в. Основные аргументы приверженцев норманнской теории табл. Таблица 1 Основные аргументы приверженцев норманнской и славянской антинорманнской теорий происхождения Древнерусского государства Основателем прямо противоположной, антинорманнской или славянской , теории происхождения Древнерусского государства является великий русский ученый М.
Мавродина от обвинения в космополитизме и исключения из ВКП б , в которой позже он был восстановлен. Трижды в истории российской науки вопрос о происхождении этнонима «русь» и этнической принадлежности Рюрика служил темой научных дискуссий: участниками первой из них были Г. Миллер и М. Ломоносов, второй, состоявшейся почти столетие спустя, — норманист М.
Погодин и антинорманист Н. Костомаров, — и, наконец, в 1965-м г. Клейн и И. В постсоветский период антинорманистскую линию в исторической науке, в противовес доминирующему норманизму, отстаивали А. Сахаров, ныне здравствующие К. Аверьянов, В. Фомин, который в полемическом задоре включает в лагерь своих оппонентов и таких ученых, которые имеют устойчивую репутацию антинорманистов: Б. Рыбакова, И. Шаскольского и В. В широком диапазоне между идеологизированными полюсами умещается солидная академическая историография.
При желании взгляды одних ученых по конкретному вопросу об этническом происхождении Рюрика или этимологии слова «русь» можно подвести под рубрику норманизма или противоположного ему направления, но такой классификаторский подход не представляется плодотворным.
Он и его дружина, не имеющие представления о местных традициях, используют насилие как средство сбора дани и объединения славянских племен, что, в значительной степени, ускоряет процесс формирования государства, но не начинает его. Вместе с тем происходит смешение славянской верхушки с норманнскими дружинниками, обрусение варягов. Вещий Олег объединяет Киевскую и Новгородскую земли и тем самым закладывает экономическую базу для государства. Такова так называемая славянская теория происхождения Древнерусского государства, в более радикальной своей версии исключающая влияние варягов, в более умеренной — не придающая ей ключевого значения. Истина, как всегда, лежит посередине, поэтому с большой долей вероятности можно говорить о центристской теории происхождения Древнерусского государства, представители которой А.
Юрганов, Л. Кацва и многие другие современные историки полагают, что оно возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию его привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от врагов, в чем и сыграл значительную роль внешний фактор — варяги.
Но, увы, ничего подобного до сих пор не найдено, и мы смеем надеяться, что оно никогда не будет найдено. Это означает, что норманнская версия происхождения русской государственности-обычная надуманная теория, которая, однако, захватила весьма уважаемых личностей. Лучше всего, она была той, кто пытался оправдать законность своего временного правления над великим и могущественным народом, при этом презирая. Противоречия славянской версии Было бы нечестно не указать на недостатки славянской версии, которых не так много, но нельзя не обратить внимания на их значение, что и сделал Л. Работа по их изучению только сделает более жизнеспособной саму патриотическую идею. Древние летописи, в том числе и "Повесть временных лет", всегда четко различают Русь и русских славян.
И это подчеркивается в очень характерных деталях. Не будем перечислять всех случаев, но вспомним хотя бы описание возвращения Олега после похода на Царьград в 907 году: "И сказал Олег:" Шьют паруса из паволока для Руси, а коприн паруса для славян", и было так. Так, говоря о борьбе князя Владимира с мордовским князем Пургасом в 1229 году, Соловьев отмечает: "В том же году сын русского присяжного Пуреша напал на Пургас с половцами, побил всю его Мордовию и Русь. Русы брили головы, оставляя пучок волос на макушке, славяне стригли волосы "по кругу". Русь жила в военных поселениях и " кормилась "на военных трофеях, часть которых продавалась хазарским евреям, а славяне занимались земледелием и скотоводством. Авторы 10-го века. Иордан и Захария Ритор. Единственной последовательной версией является утверждение епископа Адальберта, который назвал княгиню Ольгу королевой ковров, народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в 5 веке, а восточная осталась в Восточной Европе до 10 века, оставив славянам династию и название державы.
Этот факт наводит на размышления. Однако Русь, которую славяне строят из полян, известна там еще до прихода последних. В этом отношении интересен значительный эпизод, зафиксированный в Житии святого Стефана, епископа Сурожского. Из текста жития следует, что во второй половине viii века русы вошли в Крым из Донско-Донецкой области и, не дойдя до Сурожа, разграбили все побережье Крыма, от Херсонеса до Керчи. Сомнительно, чтобы в период переселения столь малочисленное с точки зрения славян племя русов оно даже не зафиксировано в летописной этнографии могло одновременно вести столь масштабные военные действия на юге. Так кто же такие русы? Прежде чем позволить себе сделать окончательный вывод, приведем все факты, собранные Л. Гумилевым, которые помогут нам разобраться в проблеме.
Этноним "взросление" впервые был зафиксирован в 4 веке Иорданом в критике "вероломного народа росоманов" за то, что они помогли победить готов гуннов. Немецким летописцам Руса Росса также известна как руги. На тождество этнонимов Руга и Руса, помимо Л. Гумилева, указывает и историк А. По словам Кузьмина, руги упоминаются уже в 307 году, как Федераты Римской империи. Они классифицируются как немецкая группа, однако, по мнению А. Кузьмина, руги русы не немцы, а иллирийцы. Широкое расселение этого этноса привело к нестабильности этнонима: руги, роси, русы, русины.
Их основное занятие-военные походы. На основе этих и других материалов, накопленных нашей исторической наукой, можно провести логическую реконструкцию, которая позволит получить непротиворечивую картину того, как руссы появились на нашей исторической сцене, и, следовательно, установить их этническую принадлежность. Мы знаем, что примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры индоевропейская языковая группа начала распадаться. До ВТОРОГО тысячелетия до нашей эры от него отличались индоиранцы, до середины 1-го тысячелетия до нашей эры-балтославы, примерно в то же время-протогерманские племена. Примерно в 4-6 веках до нашей эры последние были разделены на западные, восточные и северные германские племена. Можно предположить, что именно в этот период в Скандинавии появилось племя, которое впоследствии будет записано под именем русов, ковров, россомонов и т. Однако, в отличие от свинов, датчан и норико руги-русь не закрепилась надолго на скудных северных землях. Возможно, они даже прибыли туда позже, чем другие германские племена, и потому не могли там удержаться, теснимые подозрительными старожилами.
Из Скандинавии руги-русы пришли к южным берегам Прибалтики. Когда это могло случиться? Известно, что во II - начале iii века другие германские племена - готы-покинули южную Балтику. В самих Прибалтийских Государствах, по преданию, они появились, придя из Скандинавии, а оттуда ушли на степные просторы современной Украины. Исходя из этого, можно предположить, что руги-русы, скорее всего, пришли в Прибалтику либо раньше готов тогда именно они их изгнали , либо позже. Однако в любом случае они, как и готы, недолго оставались в Прибалтике, а ушли на юг, где они, как и готы, отчетливо зафиксированы в начале 4 века. Из этого можно сделать вывод, что руссы, скорее всего, племя, вышедшее из протогерманского этноса и в силу каких-то не совсем понятных обстоятельств вынужденное было вести бродячий образ жизни, почти никогда не задерживаясь так долго, чтобы оставить после себя заметный след. Однако, не по злой иронии судьбы, они все же нашли вечность своего имени именно там, где им предстояло раствориться и исчезнуть с исторической сцены окончательно-у восточных славян.
Как и варяги Рюриковичей, они имели только протогерманское происхождение. Для славян они были, прежде всего, славными воинами, отдавшими свои мечи на службу им, более склонными к оседлости и хозяйственной основательности. Таким образом, в формировании русской нации и государства принимали участие не два элемента славяне и варяги , как предполагалось ранее, а три: славяне, Русь и варяги. При этом каждый из них выполнял свою особую функцию. Первые были фактически людьми, создавшими культуру и саму жизнь будущего народа. Последние образовали профессиональный военный элемент, который не оставил будущему народу ничего, кроме имени, и полностью растворился в славянском мире. И, наконец, варяжские князья и их дружины, которые выполняли роль, говоря современным языком, политического руководства. И князь Владимир выгнал оттуда варяжские дружины, а не Русь, которая к моменту его правления почти слилась со славянами.
Россия дала нам только имя, а варяги, несомненно, сыграли какую-то роль в формировании нашей государственности, но не доминирующую, как многим хотелось бы думать. Результаты противостояния норманизма и антинорманизма Изучение проблемы образования государства у восточных славян долгое время было неотделимо от сюжета "Повести временных лет", обычно именуемого "сказанием" о призвании варяжских князей. Ученые и не только разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов по вопросу об образовании древнерусского государства. Некоторые из них отнеслись к сообщению летописца с высокой степенью доверия Н. Карамзин, С. Соловьев и др. Однако сегодня эти споры заметно утратили свою остроту хотя нередко в западных и прозападных околонаучных публикациях ставится вопрос о неспособности славянских народов вообще и России в частности создать более-менее приличное государство без помощи Запада. Сегодня все больше и больше фокус дискуссии смещается от второстепенных вопросов, которыми, несомненно, являются вопросы родословной Рюрика или родового имени, к более значимым вопросам - к реальным причинам возникновения ранних государственных образований.
И здесь, прежде всего, встает вопрос о реальных взаимоотношениях славян со своими соседями. Эти отношения были очень напряженными. Славяне подвергались нападению с двух сторон: с севера на них давили скандинавские племена, с юга им приходилось противостоять нападениям степных кочевников. Но если последние были не просто враждебны славянам, но и чужды по своему образу жизни, то у них были и общие интересы с варягами: их объединяло общее стремление совершать грабительские походы на богатые владения Византии. Таким образом, были созданы условия для заключения между ними своеобразного соглашения, которое установило бы определенный баланс сил в этой части Европы: славяно-варяжское объединение с целью совместного наступления на Византию и противостояния кочевникам. Конечно, это " соглашение "было весьма условным, оно во многом" заключалось " под давлением, но все же взаимный интерес славян и варягов друг к другу был неоспорим. Кроме того, как видно даже из летописного рассказа, славянское общество все больше погружалось в пучину конфликтов, которые становилось все труднее разрешать самостоятельно. Требовался внешний арбитр, которого нельзя было заподозрить в симпатиях к той или иной из конфликтующих сторон.
Таким образом, древнерусское государство возникло в результате нарастания противоречий внутри славянского общества, которые не могли быть разрешены изнутри самого этого общества и поэтому, ради самосохранения, должно было прибегнуть к помощи внешней силы, с которой у него, к тому же, были общие интересы. Естественно, что не варяги создали древнерусское государство; мы имеем дело с двусторонним точнее, многосторонним процессом, в котором внешние и внутренние факторы равны и неотделимы друг от друга.
Норманская теория происхождения древнерусского государства
Однако мы не будем останавливаться на этом и укажем еще на некоторые противоречия. Одним из наиболее серьезных возражений против чисто норманнской теории можно назвать тот факт, что этнос Русь был известен на Днепре и в других южнославянских землях задолго до viii века, то есть еще до великого исхода викингов из Скандинавии. Название "Русь" было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и что, по всей вероятности, Русь на берегах Черного моря была известна еще до половины IX века, до прихода Рюрика и его братьев. Конечно, ряд современных историков на первый взгляд придерживаются прямо противоположной точки зрения на первоначальную локализацию Руси. Более того, эта точка зрения становится производной от концептуальной позиции, которая формулируется достаточно безапелляционно: "Итак, мы можем исходить из того, что первоначальными русами 7-9 вв. Уже в конце VIII в. Затем эти проторусские, как их следует называть, установили связи со славянскими землями",-говорится в книге, изданной Институтом российской истории РАН. Отсюда и сообщение, предшествовавшее выводу о локализации Руси, предшествовавшей IX веку: "Вопрос о происхождении термина" Русь " в нашей историографии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Теперь, однако, в целом вполне доказано, что этот термин пришел с севера: так называли финские аборигены пришельцев из Скандинавии, и от них тот же термин первоначально употреблялся славянами в том же смысле.
Однако подобный термин форма "рос" издавна существовал на юге. В иранских языках оно означало "свет" и как таковое фигурировало в различных иранских этнонимах роксоланы - светлые аланы, роксамоны-светлые люди и др. В свое время ряд учений предполагал двойное происхождение термина "Русь" от своеобразного слияния северного "Русь" и южного "Рось". В принципе это могло произойти, но нельзя забывать, что местная" родная "форма этнонима, а от нее - название земли, страны, а именно "Русь, Русь", в то время как "Рось, Русь" появилась первоначально в греческом языке в связи с библейским северным народом Рось древнееврей. Любопытно, что в России форма " Рос " Россия появилась поздно и стала общепринятой только с 18 века. Но на юге, вплоть до Крыма, мы встречаем их довольно часто, и это задолго до 8-го века. Так у Л. Гумилева мы находим: "Как теперь установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, но проникли в нее в viii веке, заселив Приднепровье и бассейн озера Ильмень.
До славянского нашествия эта территория была заселена Русами, или Россами, этносом, который вообще не является славянским. Сторонники норманнской теории уделяли значительное внимание известиям западных историков, чтобы подтвердить их правоту, что вполне объяснимо. На кого еще они могут положиться, как не на нелюбимых представителей цивилизованной Европы. Основными источниками были бертинские хроники и труды епископа Кремонского Лиутпранда, который дважды был послом в Константинополе в середине x в. Платонов довольно критично относился к первым: "Говорят, что в 829 году царьградский император Феофил послал послов к Людовику Благочестивому, а с ними людей: "Rhos vocari dicebant" - то есть он послал послов к Людовику Благочестивому. Людовик спросил их о цели их визита; они ответили, что хотят вернуться на родину через его землю. Людовик заподозрил их в шпионаже и стал выяснять, кто они и откуда. Оказалось, что они принадлежат к шведскому племени...
Таким образом, в 839 году Русь именуется шведским племенем, что в то же время противоречит имени их царя - Хакан, что вызвало множество различных толкований. Под этим именем одни подразумевают германское, скандинавское имя "Гакон", а другие прямо переводят это " Чаканус "со словом "каган", подразумевая здесь хазарского хана… Во всяком случае, известие о Бертенских хрониках до сих пор путает все теории" Не намного убедительнее сообщения епископа Лиутпранда, которых немало - два: "На севере Константинополя живут Угры, печенеги, хазары, русы, которых мы называем Нордманами, и булгары, ближайшие соседи", а в другом месте он вспоминает рассказ своего отчима о нападении Игоревой Руси на Константинополь и добавляет: "Это северный народ, который греки называют Русами по их внешнему качеству, а мы по их положению-Нордманами. Если взять слово Нордманы в скандинавском смысле, то получается, что русы, поселившиеся на Днепре, до сих пор продолжают так называться, несмотря на то, что с момента их выхода из Скандинавии прошло более 100 лет. Если подразумевается собственно происхождение России, то кто помешал прямо указать на нее, а не выражать в расплывчатых выражениях? Лиутпранд непосредственно помещает русов в соседство с Уграми, печенегами и хазарами, и это соответствует положению Днепровской Руси и совсем не вписывается в концепцию Скандинавии. В качестве не менее убедительных контраргументов Норманистам можно привести еще много известий от арабских авторов, квалификация которых не вызывает сомнений, а также провести параллели с легендами о призвании иноземных князей, существующими у других народов. Но следующий аргумент все же наиболее убедителен. Почему же такое замечательное событие, как завоевание большой страны на юге, никак не отражено самими скандинавами в их знаменитых сагах?
Казалось бы, подвиги могучего царя Рюрика должны быть достойно воспеты сладкоголосыми скальдами, оставшимися на его родине, но они об этом умалчивают. О меньших и менее славных победах викингов вся суть которых состояла в стремительных набегах и разграблении побережий известно более чем достаточно. Даже если бы вышеупомянутый Рюрик сделал что-то неподобающее дома перед отъездом на юг, все равно остались бы свидетельства его позорного бегства от праведной мести какого-нибудь Эрика Кровавого Топора. Но, увы, ничего подобного до сих пор не найдено, и мы смеем надеяться, что оно никогда не будет найдено. Это означает, что норманнская версия происхождения русской государственности-обычная надуманная теория, которая, однако, захватила весьма уважаемых личностей. Лучше всего, она была той, кто пытался оправдать законность своего временного правления над великим и могущественным народом, при этом презирая. Противоречия славянской версии Было бы нечестно не указать на недостатки славянской версии, которых не так много, но нельзя не обратить внимания на их значение, что и сделал Л. Работа по их изучению только сделает более жизнеспособной саму патриотическую идею.
Древние летописи, в том числе и "Повесть временных лет", всегда четко различают Русь и русских славян. И это подчеркивается в очень характерных деталях. Не будем перечислять всех случаев, но вспомним хотя бы описание возвращения Олега после похода на Царьград в 907 году: "И сказал Олег:" Шьют паруса из паволока для Руси, а коприн паруса для славян", и было так. Так, говоря о борьбе князя Владимира с мордовским князем Пургасом в 1229 году, Соловьев отмечает: "В том же году сын русского присяжного Пуреша напал на Пургас с половцами, побил всю его Мордовию и Русь. Русы брили головы, оставляя пучок волос на макушке, славяне стригли волосы "по кругу". Русь жила в военных поселениях и " кормилась "на военных трофеях, часть которых продавалась хазарским евреям, а славяне занимались земледелием и скотоводством. Авторы 10-го века. Иордан и Захария Ритор.
Единственной последовательной версией является утверждение епископа Адальберта, который назвал княгиню Ольгу королевой ковров, народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в 5 веке, а восточная осталась в Восточной Европе до 10 века, оставив славянам династию и название державы. Этот факт наводит на размышления. Однако Русь, которую славяне строят из полян, известна там еще до прихода последних. В этом отношении интересен значительный эпизод, зафиксированный в Житии святого Стефана, епископа Сурожского. Из текста жития следует, что во второй половине viii века русы вошли в Крым из Донско-Донецкой области и, не дойдя до Сурожа, разграбили все побережье Крыма, от Херсонеса до Керчи. Сомнительно, чтобы в период переселения столь малочисленное с точки зрения славян племя русов оно даже не зафиксировано в летописной этнографии могло одновременно вести столь масштабные военные действия на юге. Так кто же такие русы? Прежде чем позволить себе сделать окончательный вывод, приведем все факты, собранные Л.
Гумилевым, которые помогут нам разобраться в проблеме. Этноним "взросление" впервые был зафиксирован в 4 веке Иорданом в критике "вероломного народа росоманов" за то, что они помогли победить готов гуннов. Немецким летописцам Руса Росса также известна как руги. На тождество этнонимов Руга и Руса, помимо Л. Гумилева, указывает и историк А. По словам Кузьмина, руги упоминаются уже в 307 году, как Федераты Римской империи. Они классифицируются как немецкая группа, однако, по мнению А. Кузьмина, руги русы не немцы, а иллирийцы.
Широкое расселение этого этноса привело к нестабильности этнонима: руги, роси, русы, русины. Их основное занятие-военные походы. На основе этих и других материалов, накопленных нашей исторической наукой, можно провести логическую реконструкцию, которая позволит получить непротиворечивую картину того, как руссы появились на нашей исторической сцене, и, следовательно, установить их этническую принадлежность. Мы знаем, что примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры индоевропейская языковая группа начала распадаться. До ВТОРОГО тысячелетия до нашей эры от него отличались индоиранцы, до середины 1-го тысячелетия до нашей эры-балтославы, примерно в то же время-протогерманские племена. Примерно в 4-6 веках до нашей эры последние были разделены на западные, восточные и северные германские племена. Можно предположить, что именно в этот период в Скандинавии появилось племя, которое впоследствии будет записано под именем русов, ковров, россомонов и т.
Также, в данной работе, Байер рассматривал этимологические эксперименты своих предшественников относительно значения слова «варяг», которое они выводили как из скандинавских, так и из финно-угорских языков. Существуют также и другие мнения относительно основоположника норманнской гипотезы. Так все тот В. Фомин, соглашаясь с Л. Грот, говорит, что «норманизм был рожден шведской донаучной историографией XVII в. Но также, он признает, что «и с ее представителями связаны и первые попытки, своего рода, историографических обзоров по варяго-русскому вопросу»[12]. Петрея основоположником норманнизма. Как классически любит называть данную гипотезу ученый. Не смотря на разность во взглядах относительно времени оформления норманнской теории, в XVIII веке она приобрела знакомые и на сегодняшний день черты. Например, «русские» названия днепровских порогов, которые лингвистически выводили из скандинавских языков, или вопрос о происхождении имени «русь» от финского слова «Ruotzi», обозначающего и поныне шведов. Хотя, этому есть вполне разумное объяснение, например то, что коренным населением русской равнины как раз таки и являются финно-угорские племена, с которыми, переселившиеся сюда впоследствии славяне, жили длительное время бок обок. От них-то они и могли получить слово, обозначающее часто проникавших в Восточную Европу шведов, для обозначения не целого народа, а например определенной социальной группы. Фомин, в недавно вышедшем сборнике «Изгнание норманнов из русской истории» в пятой главе цитирует Шлёцера по данному вопросу, и, исходя из приведенной им цитаты, тот сдался практически без боя, ответив просто: «Почему финны называют их шведов Ruotzi, я, честно признаться, не знаю». Также академик Фомин, в продолжении выше сказанного и все в том же сборнике, говорит следующее: Говоря так, Шлецер подчеркнул один принципиально важный момент, который затем независимо от него будут подчеркивать другие специалисты: «…Мне кажется невероятным, что целый народ заимствовал для собственного обозначения иностранное название другого народа, только потому, что его князья принадлежали к последнему»[14]. Хотя, я нашел не только объяснения Шлецера относительно того, почему финны до сих пор называют шведов «руотси», но и абсолютно противоположное по смыслу высказывание, относительно «невероятности» того, каким образом «народ заимствовал для собственного обозначения иностранное название другого народа». Так в своем «Несторе» он смог дать как своим современникам, так и нам множество интересных предположений, коих он именует «доказательствами», на этот счет, которые и поныне в «норманнской гипотезе» рассматриваются, как основные. В том числе, дает объяснение тому, почему финны называют шведов «руотси». Конечно, его доводы кому-то могут показаться сомнительными, но все же он их приводит в «Несторе» издания 1809 года. Вот что он говорит: «Часто нельзя истолковать, от чего народы получают от других народов новые особенные названия, но здесь можно сделать рассудительное предположение. В древнейшие времена, эсты и финны разбойничали по Балтийскому морю, а чаще всего в Швеции. Упландский берег был ближайший против их, еще и теперь, как и древле, называется он Рослаген. Очень часто целые народы и земли получают названия от соседей по местам, ближе всех к ним прилежащим, или которые они прежде узнают»[15]. А так как данный труд был опубликован незадолго до его смерти, не думаю, что он успел поменять свое мнение. Видимо В. Фомин цитировал более ранние высказывания Шлёцера. Но на тему этимологии слова «русь» мы поговорим позже, в соответствующей главе, ну а пока вернемся к дальнейшему рассмотрению выше указанного направления в отечественной историографии. В 1749 году Миллер подготовил диссертацию «Происхождение народа и имени российского» для торжественного заседания. Некоторые из академиков Ломоносов, Крашенинников, Попов нашли её «предосудительной России». Миллер обвинялся в том, что «во всей речи ни одного случая не показал к славе российского народа, но только упомянул о том больше, что к бесславию служить может, а именно: как их многократно разбивали в сражениях, где грабежом, огнем и мечом пустошили и у царей их сокровища грабили. А напоследок удивления достойно, с какой неосторожностью употребил экспрессию, что скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили». По Миллеру, именно скандинавы они же германцы вывели славян на широкую историческую дорогу. Естественно, в своей критике Миллера и Байера, на исследования которого опирался Миллер Ломоносов касался не только патриотических чувств и престижа страны, но и научных методом, использовавшихся Миллером. В частности, он писал: «Последуя своей фантазии, Байер имена великих князей российских перевертывал весьма смешным и непозволительным образом для того, чтобы из них сделать имена скандинавские; так что из Владимира вышел Валдмар, Валтмар и Валмар, из Ольги — Аллогия, из Всеволода — Визавалдур и проч... Ежели сии Бейеровы перевертки признать можно за доказательства, то и сие подобным образом заключить можно, что имя Байер происходит от российского Бурлак. Я не спорю, что некоторые имена первых владетелей российских и их знатных людей были скандинавские, однако из того отнюдь не следует, чтобы они были скандинавцы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи... В этом споре Ломоносов оказался убедительнее. Так уже напечатанная речь была уничтожена, а Миллер на один год был разжалован из профессоров в адьюнкты. Однако вскоре он был прощён. Так закончилась первая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов. Особенно поспособствовали этому немецкие историки на русской службе Шлёцер и Куник. Во вступлении к сборнику «Изгнание норманнов из русской истории» А. Сахаров и В. Фомин дают краткий обзор развития норманнской гипотезы и пишут, что: "в 1834 г. Сенковский уверял, «что не горстка солдат вторглась в политический быт и нравы человеков, или так называемых славян, но что вся нравственная, политическая и гражданская Скандинавия, со всеми своими учреждениями, правами и преданиями поселилась на нашей земле; эта эпоха варягов есть настоящий период Славянской Скандинавии», что восточные славяне, утратив «свою народность», сделались «скандинавами в образе мыслей, нравах и даже занятиях», в связи с чем произошло общее преобразование «духа понятий, вооружения, одежды и обычаев страны», образование славянского языка из скандинавского»[17]. Такого рода воззрения получили название «ультранорманизм». Ситуация стала меняться в начале второй половины XIX века, когда уже появилась «критическая масса» русских учёных — сторонников антинорманской гипотезы — С. Гедеонов, Д. Иловайский, И. Забелин, Н.
Олега 879-912. В 882г Олег захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства. Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам. Сын Рюрика - Игорь 912 - 945. В 945 году произошло первое народное возмущение, описанное в летописи - восстание древлян. Игорь был убит во время сбора дани с них. Жена Игоря - Ольга 945-957. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда в 957году. Она жестоко отомстила древлянам за мужа. Она установила «уроки»-размер дани и «погосты»-места сбора дани. Святослав Игоревич 957-972г. Он начал присоединение земель Вятичей, нанес пражение Волжской Булгарии, покорил молдовские племена, разгромил Хазарский Каганат, овладел Тмутараканью, отразил натиск Печенегов. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода. Ярополк 972-980. Владимир I 980-1015. При нём все земли восточных славян объядинились в составе Киевской Руси, были присоединены червенские города и земли по обе стороны Карпат. В 988 г в качестве государственной религии было принято христианство. Святополк Окаянный 1015-1019. По его приказу были убиты святые Борис и Глеб. Он был убит своим братом Ярославом в жесточайшей междоусобице. Ярослав Мудрый 1019-1054. При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы соперничавший с Константинополем. На месте где Ярослав разбил Печенег был возведен Софийский собор.
Двое из дружины Рюрика, не получившие в управление городов, Аскольд и Дир, отправились в Константинополь. Путь их проходил через Киев. Этот город им очень понравился, они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь. В 879 г. Преемником Рюрика стал его родич князь Олег, так как сын его Игорь был еще мал. Прежде всего Олег овладел Смоленском, подчинив тем самым кривичей, затем взял Любеч, город северян. Настал черед и Киева. Хитростью выманил он Аскольда и Дира из города и убил их. Киевляне, оставшись без князей, подчинились Олегу. Таким образом, он объединил два важнейших центра восточных славян — Новгород и Киев. С этого времени Киев стал главным русским городом. Далее Олег подчинил себе и другие славянские племена — древлян, северян, радимичей и др. Объединение Новгородского и Киевского княжеств является вторым этапом 2-ая половина IХ - середина Х в. В 906 г. Олег совершил поход на Константинополь, столицу Византии. Свирепые воины с севера были беспощадны, убивали пленных, опустошали все окрестности. И чтобы сохранить свои города, Византийский двор предложил уплатить большую дань русским. Кроме того, князь потребовал разных льгот купцам, греки согласились на все требования Олега. Через пять лет после похода он скрепил свой мир с греками письменным договором, очень выгодным для Руси. Олег умер в 912 г. В конце 9 века по соседству с русскими появились новые орды кочевников — печенегов. Эти кочевники враждовали с русскими; иногда греки подкупали печенегов, чтобы те нападали на русских. По примеру Олега, Игорь сделал большой набег на Грецию.
Развернутый ответ:
- Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий кратко
- 1.Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теории. 2.Почему династию правителе…
- Аргументы антинорманистов
- § 4. Первые известия о Руси — Вопросы и задания для работы с текстом параграфа — 4 — стр. 39
- Норманская и антинорманская теория - в чем различия?
Еще ответы и пояснения:
- ГДЗ Часть 1 Стр. 39 История России 6 класс Арсентьев | Учебник Часть 1, 2
- Предметы за 6 класс
- Норманнская теория
- Остались вопросы?
- Введение в курс дела
- Антинорманская теория происхождения русского государства: правда или вымысел ?
Норманизм и антинорманизм вчера и сегодня
Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теории. Расхождение норманнская и анти норманнской теории. Характеристика так называемой "норманнской" теории возникновения русской государственности, а также анализ аргументов, предоставляемых непримиримой с ней "антинорманнской" теорией. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. Антинорманская теория, сквозь зубы признавая существование Рюрика, начисто отрицает существование Трувора и Синеуса (толкуя их имена, как ДРУЖИНА и ДОМОЧАДЦЫ). Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.
Начало отечественной государственности. Норманская и антинорманская теории
Главная проблема что норманской, что антинорманской гипотез сводится к тому, что обе они оперируют ложными исходными понятиями. Отдельные исследователи предпринимают усилия по сближению норманской и антинорманской теорий, предлагая компромиссные варианты решения проблемы. Норманнская теория утверждала, что государственность на русь принести варяги(норманны), антинорманская-что государственность на руси сформировалась в. Главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий заключается в точке зрения на происхождение варягов на руси.