Новости осада доростола

Причины, по которым Святослав упорно выдерживал осаду крепости Доростол, многообразны. Произведение искусства «Святослав у стен Доростола в 971 году» Автор.

Доростол: возрождение фаланги

Слуги растолкали магистра, Куркуас облачился в доспехи, выбежал из шатра, вскочил на коня и во главе телохранителей устремился к месту сражения. Неожиданно конь военачальника споткнулся и Куркуас оказался на земле. По богатству доспехов и конского снаряжения русские приняли магистра за императора, окружили Куркуаса и изрубили на куски мечами и боевыми топорами. Голову византийского военачальника воткнули на копье и выставили на одной из башен Доростола. Ромеи отстояли метательные машины, но успех достался им слишком высокой ценой. На следующий день, 20 июля, русская рать вновь вышла на равнину перед городом. На этот раз дружинников вел на битву воевода Икмор, «храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них» 7, 78.

Не скупится на похвалы воеводе и Скилица. По его мнению, Икмор после гибели Сфенкела пользовался у русских «наивеличайшим почетом и был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не за знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения» 7, 129. Трудно сказать, почему Святослав не возглавил войска, хотя Скилица и упоминает о его участии в сражении. Возглавляемые Икмором воины пошли в атаку, потеснили ромеев и стали пробиваться к императору. Среди телохранителей Цимисхия был Анемас, сын Курупа, эмира Крита. Анемас пришпорил коня, налетел на Икмора и точным ударом отрубил воеводе голову вместе с правой рукой.

Смерть военачальника остановила наступление русских, почему Святослав в этой ситуации не принял на себя командование, непонятно. Дружинники забросили за спину щиты и стали уходить к городу, отбиваясь от наседавшего противника. С наступлением ночи битва закончилась. Как пишет Скилица, когда ромеи снимали доспехи с убитых вражеских воинов, то обнаружили среди них много женщин в мужской одежде. Ночью Святослав собрал военный совет, чтобы решить, как дальше вести войну. Лучшие воеводы погибли, войска понесли чудовищные потери, очень много раненых.

Мнения высказывались разные, одни советовали попытаться ночью прорваться по Дунаю, другие высказывались за мир с ромеями. О продолжении обороны Доростола речи уже не было, поскольку воеводы понимали, насколько истощены ресурсы русской рати. Армия Цимисхия получала всё необходимое с военных баз во Фракии и Македонии, у ромеев не было проблем со снаряжением, продовольствием и подкреплениями. У русских в тылу был Доростол с враждебно настроенным местным населением. Не просто так накануне осады Святослав приказал казнить 300 знатных болгар, а многих приказал заковать в цепи и посадить в тюрьму 7, 73. За продолжение борьбы выступил только один человек — Святослав.

Князь отверг все предложения как нереальные и убедил соратников дать ромеям новую битву, где и решится судьба войны. Воодушевленные речью предводителя, воеводы были готовы вновь скрестить мечи с византийцами. На рассвете 24 июля Святослав вывел русскую рать на битву с ромеями. Чтобы никто не бежал с поля боя, князь приказал оставшимся в городе воинам запереть ворота. Князь выстроил войско плотными рядами, «стена щитов» медленно двинулась к вражескому лагерю. Цимисхий выстроил войска у подножия холма.

Атака русских была мощной и стремительной, передовые отряды ромеев были смяты и отступили за ряды тяжеловооруженной пехоты. В бой вступили главные силы имперской армии, но русские успешно отразили атаки панцирной кавалерии и продолжили наступление. К полудню натиск «стены щитов» усилился, ромеи дрогнули и начали отступать. Солнце палило нещадно, катафрактарии и пехотинцы изнывали в тяжелых доспехах от жары и страдали от жажды. Узнав об этом, император приказал отправить в боевые порядки обозных слуг с мехами, наполненными водой и вином. После этого Цимисхий приказал войскам отступить на более широкое место, где можно было использовать численный перевес ромеев.

Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении. А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"! Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести. Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее.

А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм.

Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра.

Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями. Это видно из анализа содержания русско-византийских договоров 912 и 945 гг.

Варяжский этнический элемент постоянно ассимилировался славянским морем при возникновении феодального строя, но этот процесс ассимиляции был значительно усилен христианством. Олег, Игорь, Святослав и сам князь Владимир были язычниками с самого начала и были этнически отделены от славян, так же как Крум, Омуртаг, Пресиан в нашей стране. Даже сторонники варяжской теории, такие как Баумгартен, утверждают, что во времена Игоря варяги еще не были ассимилированы. Но как, кто и чем он христианизировал славянские массы? Этот вопрос служит переходом ко второй части моей статьи! Кроме «Повестей временных лет», существуют и другие древнерусские письменные памятники, не относящиеся к жанру летописей, но дающие ответ на поставленный вопрос: одни — косвенный ответ, а другие — прямой, четкий ответ! В числе первых, дающих косвенный ответ, труд митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» и монаха Якова под названием «Похвала русскому князю Владимиру». Сочинение митрополита Илариона написано между 1037-1051 годами, а монаха Иакова - около 1070 года.

Ученых исследователей поразило, что в обоих этих русских письменных документах нет не только мысли, но даже намека на появление послов различных конфессий, чтобы предложить князю Владимиру свою религию, и князь Владимир не отправляет своих посольств в различные народы: болгары, германцы, хазары и так далее, для изучения их веры, и не явился ему какой-нибудь греческий философ, присланный из Константинополя, чтобы разъяснить христианскую православную веру и убедить его принять ее. И Евгений Евсигнеевич Голубинский справедливо замечает, что если бы этот факт был реален, то он представлял бы в крещении князя Владимира, и Руси такое большое значение, что был бы общеизвестен и ни в коем случае эти знатные древнерусские авторы не умолчали бы о нем. Между тем они представляют совсем другое, а именно то, что Владимир смог своим умом понять, что христианство лучше язычества, и ориентироваться на восточное христианство. В то же время монах Иаков не говорил о фактическом крещении князя Владимира; ни о том, что он был крещен греками, но говорит, что молодой князь, слушая бабку свою Ольгу, воспылал желанием подражать ей, и что это доброе состязание, возгоревшееся в нем Святым Духом, сделало его христианином. К тому же, когда князь Владимир был в Корсуни, он был уже не язычником, а христианином. Он хочет сестру византийского императора Анну в жены, чтобы «заболеть христианским законом». В обоих упомянутых документах нет упоминания о какой-либо болгарофобии, что свидетельствует о том, что они или их копии, дошедшие до нас не попали в руки греков для переработки и изменения! Среди документов, дающих прямой и ясный ответ на вопрос, как, когда и каким образом киевские славяне приняли христианство, на первом месте стоит так называемая «Иоакимова летопись».

Она не дошла до нас целиком, но фрагменты ее цитировал старый русский историк Василий Никитич Татищев. В них содержится информация об участии болгар в преобразовании Киевской Руси и особенно о роли царя Симеона в этой работе. Между прочим, даже в "Повести времен" в 7 местах упоминается о победоносных походах царя Симеона на юг - на Царьград, на северо-восток - на угров, печенегов и др.

Возвращаясь обратно с добычей, они заметили на берегу Дуная отряд византийцев, поивших в Дунае коней и собиравших на берегу дрова. Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры.

В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников [16]. В городе начался голод, болгары стали переходить на сторону византийцев. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии — он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян [17] », остальных же заключил в темницу [9]. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, так как в его отсутствие в Константинополе уже случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет». Неожиданно, после обеда, когда византийцы не ждали атаки, отряд русов напал на противника и сжег все осадные сооружения, убив начальника осадных машин.

Третий бой 20 июля Б. Византийцы выстроились «густой фалангой» [19]. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом , телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола [20]. На собранном 21 июля Святославом военном совете коменте мнения разделились — часть предлагала в тёмную ночь на ладьях прорываться из города, другая часть советовала начать мирные переговоры. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница русского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам.

И так с храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою» [21] Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Четвёртый бой 22 июля Утром [22] 22 июля [23] русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Бой начался с атаки руссами византийских позиций [24]. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимисхий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично.

Это позволило передохнуть уставшим византийцам.

Большой интерес вызывает эскизный и этюдный материал к диптиху Исторического музея, рассеянный ныне по различным музейным и частным собраниям. Два экспрессивных, необычайно свободных, вероятно первоначальных, живописных эскиза находятся в Третьяковской галерее. Эскизы расширяют представления о творческом диапазоне Семирадского, показывают возможности иного развития, заложенные в таланте и темпераменте художника. Художник К. Вениг в воспоминаниях о Семирадском писал: «… его эскизы всегда награждались первыми премиями. Сам он, бывало, еще учеником говаривал мне, что эскизы — его стихия, что при компоновке их он чувствует себя как рыба в воде». В собрании Третьяковской галереи находятся также два графических этюда к картине «Похороны Руса в Булгаре»: «Группа из трех мужчин» и «Плачущая женщина». Сюжет происходит из хроник византийского писателя и историка конца Х века Льва Диакона, повествующих о сожжении воинов киевского князя Святослава, погибших под крепостью Доростол на реке Дунай в июле 971 года в неудачном сражении с Иоанном Цимисхием.

В тексте Льва Диакона рассказывается о кровавой битве под Доростолом: о многочисленных трупах, усеявших поле битвы, о жертвоприношениях пленных, в том числе женщин и детей, которых вместе с жертвенными петухами погружают в воды Дуная: «… когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов.

Регистрация на сайте

Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (? Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности.

Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола

Доростольский мир: gorlex72 — LiveJournal Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Светославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности.
Доростол: возрождение фаланги: artofwars — LiveJournal Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола.
Русско-византийская война 970—971 годов Знаменитая оборона Доростола – эпизод русско-византийской войны 970-971 гг. После серии сражений рядом с болгарской крепостью киевскому князю Святосла.
Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола.
Telegram: Contact @slavtraditions Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый.

«Очень плохой знак». В главный храм Одессы попала ракета

Невский князь Святослав, сын Игоря и Ольги, отличался храбростью и выносливостью, жизнь свою он провел в походах и битвах. Святослав всегда был готов принять бой. Этот прием Святослава исключал стратегическую внезапность, но морально действовал на противника и обеспечивал инициативу, которую Святослав всегда старался держать в своих руках. Святослав продолжал политику своих предшественников, стремясь увеличить территорию древнерусского государства, защитить его границы, обезопасить волжский торговый путь и взять в свои руки весь великий торговый путь «из варяг в греки». Вследствие этого Святослав устремился на Балканы, желая завоевать Царьград и перенести политический центр древнерусского государства на Дунай. Он сказал своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок - середина моей земли.

Туда сходится все добро: от греков золото, вина, овощи; от чехов и венгров - серебро и кони; из Руси - меха, воск, мед, челядь». В 967 году в царствование греческого императора Никифора Фоки из Царьграда в Киев явился посол и просил Святослава от имени своего государя пойти войной на болгар. Греки никак не могли осилить болгар из-за того, что те жили в гористых местах. Греки привезли с собой богатые дары и сулили еще больше за захват Болгарии. Князь согласился и стал собирать войско. На его клич отозвались славный воевода Свенельд, богатыри Сфенкел, Икмор и другие.

Святослав предпринял два похода в Болгарию - в 968 и в 969 годах. Овладев столицей Болгарии Преславой и пленив царя Бориса, Святослав послал сказать грекам: «Хочу на вас идти, взять ваш город». Вслед за этим русы стали готовиться к походу на Царьград. Они усилили свое войско болгарами, которые были недовольны господством Византии, наняли отряды печенегов и венгров. В это время на царский престол в Византии вступил Иоанн Цимисхий, искусный военачальник и отважный воин. В 970 году под Адрианополем произошло сражение, в результате которого греки потерпели поражение, принесли дары Святославу и пообещали мир.

В это время к Святославу прибыло из Киева небольшое подкрепление. Не имея достаточных сил и полагаясь на договор с Цимисхием, Святослав не занял горные проходы чрез Балканы и оставил открытым устье Дуная. Это была его крупная стратегическая ошибка. Кроме того, рать русов оказалась разделенной на две части: главные силы находились в Доростоле, отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе. Этим воспользовался Цимисхий. Он собрал 300 судов, вооруженных «греческим огнем», а в 971 году двинул флот к устью Дуная, чтобы запереть русам обратный путь на родину.

Сам император выступил в поход с сильным передовым 2-тысячным отрядом «бессмертных» отлично вооруженной личной гвардией , 13-тысячной конницей и 15-тысячной пехотой и без труда преодолел Балканы. За ним следовали остальные силы и большой обоз с осадными и огнеметными машинами и продовольствием. В Болгарии византийские лазутчики распространили слух, что Цимисхий идет не покорять болгарский народ, а освобождать его от русов, и русы вскоре лишились поддержки со стороны болгар. В результате этого боя византийцы захватили Преслав, и только немногим русам во главе со Сфенкелом удалось прорваться и уйти в Доростол. Передовой отряд византийской пехоты осматривал окрестные леса и овраги в поисках засады. Первый бой под Доростолом произошел уже 23 апреля 971 года.

Русы напали из засады на передовой отряд византийцев. Когда Цимисхий подошел к городу, русы ожидали врага на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Греки перестроились в боевой порядок: посередине стала пехота, на флангах - конница в железных латах; спереди, прикрывая фронт, - легкая пехота: стрелки из лука и пращники - они непрерывно пускали стрелы, метали камни. Бой был упорный, русы отразили 12 атак. Победа колебалась: ни та, ни другая сторона не брала верх. К вечеру Цимисхий сам повел всю свою конницу против утомленного противника.

Под ударами многочисленной конницы византийцев пехота русов отступила и укрылась за городскими стенами Доростола. Цимисхий выбрал небольшую возвышенность, на которой были установлены шатры, вокруг выкопан глубокий ров и насыпан земляной вал. Цимисхий приказал воткнуть в землю копья и на них повесить щиты. Русы оказались в окружении. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только бросали камни и метали стрелы в противника со стен города и из башен. Византийцам пришлось возвратиться в свой лагерь.

Второй бой под Доростолом произошел 26 апреля. Войско русов вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. После атаки, византийцев завязался упорный бой, который шел долгое время без перевеса. В этом бою пал храбрый воевода Сфенкел. Утром 27 апреля бой возобновился. К полудню Цимисхий направил отряд в тыл дружины Святослава.

Опасаясь оказаться отрезанными от города, русы отступили за крепостные стены. После того, как прибыли суда и загородили выход в море, Святослав принял решение сесть в крепкую осаду. В ночь на 29 апреля вокруг Доростола был вырыт глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. У русов не было съестных припасов, и в темную ночь на 29 апреля они на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Русы успели обшарить все окрестные места и с большими запасами продовольствия возвращались домой. В это время они заметили на берегу греческий обозный стан: люди поили лошадей и рубили дрова.

В одну минуту русы причалили, обошли их лесом, разгромили и с богатой добычей вернулись в город. Цимисхий, пораженный дерзостью русов, приказал усилить бдительность и не выпускать русов из города. С суши он приказал перекопать все дороги и тропинки и выставить на них стражу. Осада продолжалась. В это время стенобитными и метательными машинами греки разрушали городские стены и убивали их защитников. В один из дней после обеда, когда бдительность врага была ослаблена, Святослав совершил вторую вылазку.

В этот раз русы подожгли осадные сооружения и убили начальника осадных машин. Этот успех воодушевил их. Третий бой состоялся 20 июля. Воины Святослава вышли из города и построились для боя. Первые атаки византийцев были отражены, но после потери русами одного из крупных военачальников они «закинули щиты за спины» и начали отступать. Византийцы нашли между убитыми русами женщин, которые в мужском снаряжении сражались так же храбро, как и мужчины.

На другой день Святослав собрал военный совет и стал думать с дружиной, как им быть и что делать дальше? Одни предлагали спасаться бегством в темную ночь, другие советовали начать мирные переговоры. Тогда Святослав, тяжко вздохнув, отвечал так: «Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой!

Мертвые сраму не имут, а, убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?! Четвертый, последний бой был дан 22 июля. Рать русов вышла в поле, и Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о спасении за крепостными стенами. Войско Цимисхия также вышло из лагеря и построилось для боя. На первом этапе боя русы атаковали византийские войска. Около полудня греки начали отступать.

Цимисхий со свежим отрядом всадников задержал наступление русов и приказал уставшим бойцам освежиться водою и вином. Однако контратака византийцев не имела успеха: русы сражались стойко. Византийцы не могли использовать свое численное превосходство, так как руссы не удалялись далеко от города. Вследствие этого Цимисхий решил применить хитрость.

Катафракты тяжелая кавалерия атаковали русов, но успеха не имели. После жаркой схватки стороны разошлись.

В этот же день со стороны Дуная к Доростолу подошёл византийский флот и блокировал крепость по другим данным, он прибыл 25 или 28 апреля. Однако русы смогли спасти свои ладьи, на руках перенесли их к стенам, под защиту стрелков. Ромеи не решились пойти в атаку по берегу реки и сжечь или разрушить русские суда. Ситуация для гарнизона крепости ухудшилась, ромейские корабли блокировали реку, чтобы русы не могли отступить по реке. Резко сузились возможности по снабжению войск провиантом. Князь Святослав Игоревич снова вывел войска в поле и навязал сражение врагу.

Обе стороны яростно сражались, попеременно тесня друг друга. В этот день, по словам Льва Диакона, пал доблестный, огромный ростом воевода Сфенкел. По сообщению Диакона, после гибели своего героя, русы отошли в город. Однако по данным византийского историка Георгия Кедрина, русские воины сохранили за собой поле боя и остались на нём всю ночь с 26 на 27 апреля. Только к полудню, когда Цимисхий развернул все свои силы, русские воины спокойно свернули строй и ушли в город. Ромейские мастера стали налаживать многочисленные машины, баллисты, катапульты, метавшие камни, горшки с «греческим огнем», бревна, огромные стрелы.

Обстрел метательных машин вызывал огромные потери у защитников крепостей, подавлял их боевой дух, так как они не могли ответить. Басилевс хотел подвинуть машины к стенам. Однако русский полководец смог упредить противника. В ночь на 29 апреля русские воины вырыли поодаль от крепости глубокий и широкий ров, чтобы враг не мог вплотную подойти к стенам и установить осадные машины. Обе стороны в это день вели жаркую перестрелку, но сколько-нибудь заметных результатов не достигли. Святослав своими задумками попортил врагу немало крови.

В эту же ночь русам удалась ещё одна затея. Воспользовавшись темнотой, русские воины на ладьях незаметно для противника прошли по мелководью между берегом и вражеским флотом. Они добыли для войска продовольствие и на обратном пути разогнали отряд византийских фуражиров, ударили по вражеским обозам. В ночной резне было перебито много византийцев. Осада крепости затянулась. Ни Цимисхий, ни Святослав не могли добиться решительного успеха.

Святослав не смог в серии сражений разбить византийскую армию, представлявшую собой первоклассную боевую машину. Сказывались недостаток в воинах и почти полное отсутствие кавалерии. Цимисхию не удалось разгромить русскую армию, вынудить Святослава капитулировать перед лицом превосходящих сил. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. Греки смогли преодолеть ров и приблизить свои машины к крепости. Русы понесли большие потери.

Тысячи людей потеряли и греки. И все же Доростол держался. Греки находили среди убитых русов и болгар, которые дрались вместе с воинами Святослава, женщин. Эта древняя скифско-русская традиция участия женщин в войнах сохранится вплоть до XX столетия, до Великой Отечественной войны. Русские женщины вместе с мужчинами встречали врага и бились с ним до последнего. Воины Святослава совершали чудеса стойкости и героизма, обороняя город в течение трех месяцев.

Византийские хронисты также отмечали обычай русов не сдаваться врагу даже побежденными. Они предпочитали убить себя, нежели попасть в плен или дать себя зарезать, как скот на бойне. Византийцы усилили дозоры, перекопали глубокими рвами все дороги и тропы. С помощью стенобитных и метательных орудий греки разрушали укрепления города. Гарнизон редел, появилось много раненых. Большой проблемой стал голод.

Однако ситуация была сложной не только для русов, но и ромеев. Иоанн I Цимисхий не мог уйти от Доростола, так как это стало бы признанием военного поражения, и он мог потерять трон. Пока он осаждал Доростол, в империи постоянно происходили мятежи, плелись интриги и возникали заговоры. Так, брат убитого императора Никифора Фоки Лев Куропалат поднял мятеж. Попытка переворота не удалась, но ситуация была тревожной. Цимисхий долго отсутствовал в Константинополе и не мог держать руку на пульсе империи.

Этим и решил воспользоваться Святослав. Русский полководец решил дать врагу новое сражение с целью если не разбить врага, то вынудить его пойти на переговоры, показав, что русское войско, сидевшее в осаде, ещё сильно и способно держаться в крепости долго. В полдень 19 июля русские войска нанесли по ромеям неожиданный удар. Греки в это время спали после сытного обеда. Русы изрубили и сожгли множество катапульт и баллист. В этой схватке был убит родственник императора — магистр Иоанн Куркуас.

На следующий день русские воины снова вышли за стены, но уже большими силами. Греки выстроились «густой фалангой». Начался ожесточенный бой. В этом сражении пал один из ближайших сподвижников великого русского князя Святослава — воевода Икмор. Лев Диакон сообщил, что Икмор даже среди скифов выделялся гигантским ростом, и со своим отрядом он поразил многих ромеев.

Знаете, в каком случае они "укладываются"? Посудите сами, раз его мать была христианкой святой, учтите и старший сын Ярополк был христианином не знаю, явным или тайным, но ведь он даже вызывал возмущение своей любовью к христианам А вот бастард, воспитанный другими людьми, вполне мог исповедовать другую веру язычество. На протяжение правления двух правителей- христиан, влияние христианства на Руси должно быть весьма велико. Полагаю, что к началу правления Владимира большинство народа уже приняли христианство в результате пропаганды и поощрения правителей.

Придя к власти, Владимир попытался вернуть прежних богов которым поклонялся сам и объединить Русь вокруг них. Но попытка не удалась, вернуться к язычеству большинство народа не захотела а Владимир оказался лицом к лицу с сильной христианской оппозицией.

Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов».

Русы, по словам Скилицы, «достойно приняли» возглавленную самим императором атаку, и сражение продолжалось с равным успехом. Не имея возможности добыть победу силой, император решил прибегнуть к воинской хитрости. Как свидетельствует Лев Диакон, Иоанн заметил, что «место битвы очень тесно» и «что по этой причине скифы теснят ромеев.

Приказание было исполнено, и росы, считая отступление ромеев настоящим бегством, с военным кличем устремились за ними, подбадривая друг друга. Но когда ромеи достигли назначенного места, они повернулись и отважно ринулись на врагов. Там завязалась жестокая битва, и случилось, что стратиг Феодор из Мисфии, конь которого был сражен пикой, упал на землю.

В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности». По-видимому, русы совсем уж сильно прижали ромеев, ибо им срочно понадобилась помощь свыше.

По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия. И Лев Диакон повествует, как с неба внезапно спустился белый всадник, который стал направо и налево поражать русов. Не узнать святого Феодора было, конечно, невозможно.

Правда, русы ничего такого не узрели, а заметили только, как «вдруг разразился ураган вперемежку с дождем; устремившись с неба, он заслонил неприятелей; к тому же поднялась пыль, которая забила им глаза». Сказание о небесной помощи, скорее всего, свидетельствует о том, что победа далась ромеям поистине чудом. В «горячей битве», пишет Лев Диакон, «скифы не выдержали натиска конной фаланги.

Окруженные магистром Вардой, по прозванию Склир, который со множеством воинов обошел их с тыла, они обратились в бегство. Ромеи преследовали их до самой стены, и они бесславно погибали. Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«Слава не погибнет!» Героическая оборона Доростола

Оборона Доростола — сражения в апреле-июле 971 года между войском Святослава, князя Киевского, и армией Византийской империи у крепости Доростол. Часть 3: Осада Доростола]. Император осадил его [Князя Святослава в Доростоле]. Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие. Затем, после нескольких месяцев осады в крепости Доростол, русский князь принял решение пойти назаключение мира. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола.

Регистрация на сайте

ну Святослава не боевая ничья.И не битва при Доростоле а осада Доростола.А русы там приняли не один бой а несколько. The siege is described in detail by John Skylitzes and Leo the Deacon, although some of their assertions (e.g., Sveneld's death during the siege) appear to be apocryphal. ОСАДА ДОРОСТОЛА. 24 июля 971 года под Доростолом киевский князь Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили почётный мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних. Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие. Осада Доростола длилась с 24 апреля по 22 июня 971 года. 22 июля 971 года у византийской крепости Доростол, расположенной на территории современной Болгарии, произошло сражение между войском великого князя Святослава.

Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь...

Осада Доростола То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить.
Война Святослава с Византией Задания ЕГЭ по истории, линия заданий 3.
Доростольский мир: gorlex72 — LiveJournal Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие.
Битва у Доростола - YouTube 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом.
Осада Доростола Сражение под Доростолом в 971 г. Понимая, что в условиях голодной блокады борьба с превосходящими силами противника невозможна, Святослав заключил мир с Цимисхием.

Накануне вторжения

  • Первое столкновение
  • Осада Доростола
  • Как битва у реки Метавр спасла Римскую империю от гибели
  • Siege of Dorostolon - Wikipedia

Как битва у реки Метавр спасла Римскую империю от гибели

  • Предыстория
  • Русско-византийская война 970—971 годов - Энциклопедия России
  • Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие
  • Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие
  • Комментариев нет
  • Сражение у Доростола

Вторжение полководца Ганнибала в Италию

  • Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола]
  • История слов и выражений – День республики
  • Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола
  • Оборона Доростола
  • Вторжение полководца Ганнибала в Италию

Осада Доростола (apr 23, 971 – jul 22, 971)

В марте 971 года Иоанн I Цимисхий провел смотр флота, который был вооружен «греческим огнем». Флот должен был блокировать устье Дуная, чтобы пресечь действия русской ладейной флотилии. Битва за Преслав Весной василевс вместе с гвардией «бессмертными» выступил в поход. В Адрианополе уже были сконцентрированы основные силы византийской армии. Узнав, что горные проходы свободны, Иоанн решил нанести удар по болгарской столице, а затем уже разгромить Святослава. Таким образом, византийская армия должна была разбить войска врага по частям, не дав им соединиться. В авангарде шла фаланга воинов, сплошь закрытых панцирями «бессмертные» , за ними двигались 15 тысяч отборной пехоты и 13 тысяч всадников. Остальными войсками командовал проедр Василий, он шел с обозом, везя осадные и другие машины. Несмотря на опасения командиров, войска прошли горы легко и без сопротивления. В болгарской столице находился царь Борис, его двор, Калокир и русский отряд под началом Сфенкела. Лев Диакон называет его «третьим по достоинству после Сфендослава» вторым был Икмор.

У другого византийского хрониста, Иоанна Скилицы, он же назван именем Свангел и считался «вторым по достоинству». Некоторые исследователи отождествляют Сфенкела со Свенельдом. Но Свенельд пережил эту войну, а Сфенкел пал в сражении. Несмотря на неожиданность появления противника, «тавроскифы» выстроились в боевой порядок и ударили по грекам. Первоначально ни одна сторона не могла взять вверх, только фланговый удар «бессмертных» переломил ситуацию. Русы отошли за городские стены. Первый штурм гарнизон Преславы отбил. К ромеям подошли остальные силы и осадные машины. Ночью из Преславы сбежал в Доростол Калокир. Утром штурм возобновили.

Русы и болгары отчаянно оборонялись, метали со стен копья, дротики и камни. Ромеи обстреливали стены с помощью камнеметных машин, забрасывали в город горшки с «греческим огнем». Защитники несли большие потери, но держались. Однако перевес сил был явно на стороне греков, и они смогли взять внешние укрепления. Остатки русско-болгарских сил закрепились в царском дворце. Ромеи ворвались в город, убивая и грабя жителей. Была разграблена и царская казна, которая была в целости и сохранности в период пребывания в городе русов. В это же время был пленен болгарский царь Борис с детьми и женой. Иоанн I Цимисхий лицемерно заявил ему, что пришел «отомстить за мисян так называли болгар греки , претерпевших ужасные бедствия от скифов». Русские войска, защищавшие дворец, отбили первый штурм, ромеи понесли большие потери.

Узнав об этой неудаче, василевс приказал своей гвардии всеми силами наступать на русов. Однако увидев, что наступление в узком проходе ворот вызовет большие потери, отозвал войска и приказал поджечь дворец. Когда разгорелось сильное пламя, оставшиеся войска русов вышли на открытое место и пошли в последнюю яростную атаку. Император послал против них магистра Варду Склира. Ромейская фаланга окружила русов. Как отметил даже Лев Диакон, писавший о тысячах убитых «скифов» и немногих греках, «росы отчаянно сопротивлялись, не показывая врагам спины», но были обречены. Только Сфенкел с остатками своей дружины смог прорубиться сквозь вражеские ряды и ушел в Доростол. Оставшиеся воины сковали врага боем и пали смертью храбрых. В этой же битве пало и много болгар, до последнего сражавшихся на стороне русов. Греки штурмуют Преслав.

Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. Оборона Доростола Уйдя из Преславы, василевс оставил там достаточный гарнизон, укрепления были восстановлены. Город переименовали в Иоаннополь. Начался период оккупации Болгарии византийскими войсками. Через некоторое время император на торжественной церемонии лишит царя Бориса царских регалий, а восточная Болгария перейдёт под прямое управление Константинополя. Греки хотели полностью ликвидировать Болгарские царство, однако Византия не смогла подчинить западную часть Болгарии, где образовалось самостоятельное государство. Чтобы переманить на свою сторону болгар и разрушить болгаро-русский союз, Цимисхий в разрушенной и разграбленной Преславе объявил, что воюет не с Болгарией, а Русью, и хочет отомстить за обиды, нанесенные Святославом Болгарскому царству. Это была обыкновенная для византийцев чудовищная ложь. Греки активно вели «информационную войну», объявляя черное белым, а белое черным, переписывали историю в свою пользу.

Император Иоанн I Цимисхий отправил к князю Святославу нескольких пленников с требованием сложить оружие, сдаться победителям и, попросив прощения «за свою дерзость», сейчас же удалиться из Болгарии. Города между Преславой и Доростолом, в которых не было русских гарнизонов, капитулировали без боя. Болгарские феодалы присоединились к Цимисхию. Ромеи шли по Болгарии как захватчики, занятые города и крепости император отдавал воинам на разграбление. Иоанн Куркуас отличился в грабеже христианских церквей. Византийский император Иоанн Цимисхий возвращается в Константинополь после победы над болгарами. Святослав Игоревич оказался в тяжелой ситуации. Враг смог нанести внезапный и предательский удар. Болгария была в основном оккупирована и не могла выставить значительные силы для борьбы с захватчиками. Союзников отпустили, поэтому у Святослава было мало конницы.

Уточняется, что на пораженных объектах находились иностранные наемники, а все намеченные цели были уничтожены. Разрушение Спасо-Преображенского собора Представители одесской администрации утверждают, что в результате обстрела погиб один человек, пострадали 18. Были зафиксированы разрушения портовой инфраструктуры, повреждены шесть жилых домов в том числе многоквартирных , пять детских садов, четыре школы и два внешкольных учебных учреждения, два памятника архитектуры, а также автомобили. Также власти сообщили, что крупнейший в Одессе Спасо-Преображенский кафедральный собор оказался «практически разрушен». При этом пострадали православные святыни, из-под завалов достали Касперовскую икону Божией Матери, которая считается покровительницей города.

Спасо-Преображенский кафедральный собор Храм находится на Соборной площади Одессы. Был заложен в 1794 году.

Как отметил даже Лев Диакон, писавший о тысячах убитых «скифов» и немногих греках, «росы отчаянно сопротивлялись, не показывая врагам спины», но были обречены. Только Сфенкел с остатками своей дружины смог прорубиться сквозь вражеские ряды и ушел в Доростол. Оставшиеся воины сковали врага боем и пали смертью храбрых.

В этой же битве пало и много болгар, до последнего сражавшихся на стороне русов. Греки штурмуют Преслав. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. Оборона Доростола Уйдя из Преславы, василевс оставил там достаточный гарнизон, укрепления были восстановлены.

Город переименовали в Иоаннополь. Начался период оккупации Болгарии византийскими войсками. Через некоторое время император на торжественной церемонии лишит царя Бориса царских регалий, а восточная Болгария перейдёт под прямое управление Константинополя. Греки хотели полностью ликвидировать Болгарские царство, однако Византия не смогла подчинить западную часть Болгарии, где образовалось самостоятельное государство. Чтобы переманить на свою сторону болгар и разрушить болгаро-русский союз, Цимисхий в разрушенной и разграбленной Преславе объявил, что воюет не с Болгарией, а Русью, и хочет отомстить за обиды, нанесенные Святославом Болгарскому царству.

Это была обыкновенная для византийцев чудовищная ложь. Греки активно вели «информационную войну», объявляя черное белым, а белое черным, переписывали историю в свою пользу. Император Иоанн I Цимисхий отправил к князю Святославу нескольких пленников с требованием сложить оружие, сдаться победителям и, попросив прощения «за свою дерзость», сейчас же удалиться из Болгарии. Города между Преславой и Доростолом, в которых не было русских гарнизонов, капитулировали без боя. Болгарские феодалы присоединились к Цимисхию.

Ромеи шли по Болгарии как захватчики, занятые города и крепости император отдавал воинам на разграбление. Иоанн Куркуас отличился в грабеже христианских церквей. Византийский император Иоанн Цимисхий возвращается в Константинополь после победы над болгарами. Святослав Игоревич оказался в тяжелой ситуации. Враг смог нанести внезапный и предательский удар.

Болгария была в основном оккупирована и не могла выставить значительные силы для борьбы с захватчиками. Союзников отпустили, поэтому у Святослава было мало конницы. До сих пор Святослав Игоревич сам атаковал, владел стратегической инициативой. Теперь ему приходилось держать оборону, да еще в ситуации, когда все козыри были у врага. Однако князь Святослав был не из тех, кто сдается на милость судьбе.

Он решил испытать счастья в решительном сражении, надеясь яростным натиском сломить врага и одной битвой переломить ситуацию в свою пользу. Лев Диакон сообщает о 60-тыс. Он явно врет. Русская летопись сообщает, что у Святослава было лишь 10 тыс. Кроме того, русов поддерживало некоторое количество болгар.

С 60-тыс. Кроме того, Лев Диакон сообщил, что в битве за Преслав ромеи перебили 15-16 тыс. Но и здесь мы видим сильное преувеличение. Такое войско смогло бы продержаться до подхода основных сил Святослава. В Преславе стоял небольшой отряд, который не мог обеспечить плотную оборону укреплений болгарской столицы.

Достаточно сравнить оборону Преславы и Доростола. Имея в Доростоле, видимо, около 20 тыс. Если бы в Преславе было около 15 тыс. Необходимо также учесть, что войско Святослава постоянно сокращалось. Венгерские и печенежские союзники не успевали прийти к нему на помощь.

А Русь, по словам самого русского князя, «далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им». Византийская же армия имела возможность постоянно пополняться, её хорошо снабжали продовольствием и фуражом. Её могли усилить экипажи кораблей. Перед городом простиралась равнина, удобная для битвы. Впереди армии шли сильные дозоры, осматривавшие местность.

Греки опасались засад, которыми славились славяне. Однако первую схватку ромеи проиграли, один из их отрядов попал в засаду и был полностью уничтожен. Когда византийская армия вышла к городу, русы выстроили «стену» и изготовились к сече. Святослав знал, что ударная сила византийской армии — тяжеловооруженная конница. Он противопоставил ей плотный строй пехоты: русичи сомкнули щиты и ощетинились копьями.

Император также построил пехоту в фалангу, лучников и пращников расположил позади, конницу — на флангах. Воины двух армий сошлись врукопашную, завязалась яростная битва. Обе стороны долго сражались с одинаковым упорством. Святослав бился вместе со своими воинами. Руководивший боем с ближайшего холма Цимисхий посылал своих лучших воинов, чтобы они пробились к русскому вождю и убили его.

Но они все были убиты либо самим Святославом, либо воинами его ближней дружины. Ромеев же «одолевали стыд и злоба» за то, что они, опытные воины, могут отступить, как новички. Поэтому оба войска «сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев Лев Диакон старается принизить «варваров», но на самом деле описывает элемент боевой психотехники русов.

Представители местной администрации сообщили, что пострадал крупнейший в городе православный храм — Спасо-Преображенский собор. В Минобороны заявили, что целью российских ударов были объекты, где «готовились террористические акты против РФ с применением безэкипажных катеров», а храм пострадал из-за «безграмотных действий» украинских операторов ПВО. Подробности — у «Газеты. В ночь на 23 июля Вооруженные силы РФ нанесли ракетный удар по Одессе.

Об этом проинформировали в российском Минобороны. Уточняется, что на пораженных объектах находились иностранные наемники, а все намеченные цели были уничтожены. Разрушение Спасо-Преображенского собора Представители одесской администрации утверждают, что в результате обстрела погиб один человек, пострадали 18.

Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь...

Отражая удары щитом и защищая себя мечом от нападавших и от тех, кто старался ему воспрепятствовать, он поднялся на гребень стены, рассеял всех, кто там находился, и дал следовавшим за ним возможность безопасно подняться. Подражая ему, сначала некоторые, а потом многие [поступили таким же образом], а скифы, одолеваемые их сомкнутым строем, стали прыгать со стены. Соревнуясь с первыми, и многие другие ромеи в различных местах взобрались по лестницам на стену. Приведенные в замешательство, скифы не заметили, как некоторые из ромеев, беспрепятственно достигнув ворот, открыли их и впустили свое войско. Когда город был, таким образом, взят, скифов, вынужденных отступать по узким проходам, стали настигать и убивать, а женщин и детей захватывали в плен. И Борис, царь болгар, был схвачен вместе с супругой и детьми; украшенного знаками царской власти, его привели к императору.

Император человеколюбиво повелел, называя его царем болгар, отпустить всех пленных болгар, предоставив им свободно идти, куда кто захочет; он говорил, что прибыл не для того чтобы повергнуть болгар в рабство, но чтобы их освободить, и утверждал, что одних только росов он считает врагами и относится к ним по-вражески. Между тем восемь тысяч храбрейших скифов заняли хорошо укрепленную часть царского дворца, который находился посреди города, укрылись там на некоторое время и перебили многих воинов, попавших туда ради любопытства или тайно пробравшихся с целью грабежа. Узнав об этом, император повелел против них послать равносильный отряд, но отправленные действовали вяло и не отважились осадить их — не потому, что они боялись росов, но потому, что укрепление казалось им прочным и непреодолимым. Император легко разрешил затруднение: вооружившись, он сам устремился пешим впереди прочих воинов, которые при виде этого тотчас же схватили оружие и бросились за ним; каждый спешил опередить государя, и с военным кличем и шумом они кинулись на укрепление. Росы с ожесточением выдержали осаду, но [ромеи], зажегши во многих местах огонь, таким путем преодолевали сопротивление — не перенеся силы огня и ромейского оружия, [росы] попрыгали [со стен] и побежали; многие из них были уничтожены пламенем, многие брошены с крутизны, а прочих ожидали меч либо плен.

Таким образом, весь город не устоял и был взят за два дня. Обретя и захватив его, император оставил в нем достаточный отряд, щедро снабдив его всем необходимым для существования и переименовал город, назвав его по своему имени Иоаннополем. Проведя там праздник святой Пасхи, он выступил на следующий день к Доростолу, который называется также Дристрою. Битва под Доростолом Когда Свендослав услышал о взятии Преславы, он пришел в замешательство, однако не оставил свои замыслы, а стал ободрять своих, призывая проявить себя свыше обычного доблестными мужами, и распорядился сделать все остальное, что было нужно. Умертвив всех болгар, находившихся в подозрении, числом около трехсот, он выступил против ромеев.

Император же, заняв по пути некоторые города, поставил над ними стратигов и продвигался, опустошая многие укрепления и поселения, которые он отдавал на разграбление воинам. Когда разведчики сообщили о приближении каких-то скифов, он отрядил отобранных воинов, поставив над ними Феодора из Мисфии в качестве военачальника, и поручил ему, идя впереди войска, разузнать о числе врагов и дать знать об этом; если же будет возможно, то попытать их силу перестрелкой. Сам же [император] следовал позади, выстроив все войско в боевой порядок. Подойдя к врагам, Феодор и его воины стремительно напали на них. Росы, опасаясь засады, не двигались вперед; многие из них были ранены, некоторые пали, и они стали отступать.

Рассеявшись по соседним горам и поросшим лесом лощинам, которые были глубоки и обширны, они по горным тропам добрались до Дристры. Количество их достигало семи тысяч, напавших же на них и обративших их в бегство ро меев было триста. Присоединившись к Свендославу, скифы подняли с места все множество его войска — а насчитывалось их триста тридцать тысяч — и разбили лагерь в двенадцати милях от Доростола, где с ожесточением и мужеством ожидали приближения императора. Ромеи же, гордясь недавними победами, ожидали сражения, которое должно было решить все. Они надеялись, что им будет содействовать Бог, возлюбивший не зачинщиков несправедливости, но постоянно помогающий тем, которые терпят обиду.

Не только мужественные, но даже робкие и слабодушные, горячо стремясь к предстоящей битве, стали смелыми и отважными. И вот войска сблизились. И император, и Свендослав стали воодушевлять своих подходящими к случаю словами поощрения, зазвучали трубы, и возбужденные в равной степени войска столкнулись между собой. Натиск ромеев был при первой стычке так силен, что ряды варваров дрогнули, и многие из них пали. Враги, однако, не отступили и не дали ромеям возможности перейти к преследованию — приободрившись, скифы снова кинулись с военным кличем назад на ромеев.

В течение некоторого времени борьба была равной, когда же день стал склоняться к вечеру, ромеи, поощряя друг друга и как бы закалившись от взаимных призывов, стали теснить левое крыло скифов и многих опрокинули своим непреодолимым напором. Росы пришли на подмогу пострадавшим, император же отправил на помощь тех, кто находился около него, и сам двинулся за ними с развернутыми императорскими знаменами, потрясая копьем, часто понукая шпорами коня и побуждая воинов боевым кличем. Завязалась жаркая схватка, и не раз менялось течение битвы говорят, будто двенадцать раз приобретала борьба новый оборот ; наконец росы, избегая опасности, рассеялись в беспорядочном бегстве по равнине. Преследуя и настигая бегущих, ромеи их истребляли; многие были убиты, еще больше было захвачено в плен, те же, которые спаслись от опасности, укрылись в Доростоле. Вознеся за победу молитвы победоносному мученику Георгию ибо столкновение с врагами произошло в день, посвященный его памяти , император на другой день сам двинулся к Доростолу и, оказавшись там, стал укреплять лагерь.

Осада Доростола Однако осаду он не начинал, опасаясь, что росы удалятся на кораблях по реке, никем не охраняемой. Расположившись станом, он ждал прихода ромейского флота. Между тем Свендослав приготовлялся выдержать осаду; находившихся у него пленных болгар, числом около двадцати тысяч, он, опасаясь их восстания, приказал заковать в колодки и в цепи. Когда прибыл флот, император приступил к осаде и неоднократно отражал вылазки скифов. В один из дней, когда ромеи рассеялись в вечернее время для принятия пищи, конные и пешие варвары, разделившись на две части, устремились из двух ворот города — из восточных, которые было приказано охранять стратопедарху Петру с фракийским и македонским войском, и из западных, к которым был приставлен сторожить Варда Склир с воинами Востока.

Вышли они, выстроившись в боевой порядок, и тогда в первый раз появились верхом на лошадях, в предшествующих же сражениях бились пешими. Ромеи встретили их с ожесточением, и завязался упорный бой. Борьба долго шла с равным успехом, наконец, ромеи обратили варваров в бегство своей доблестью и, прижав к стене, многих перебили в этой стычке и всего более — всадников. Ни один из ромеев не был ранен, и только три лошади были убиты. Собравшись внутри стен, разбитые варвары провели наступившую ночь без сна и оплакивали павших в сражении дикими и повергающими в ужас воплями, так что слышавшим их казалось, что это звериный рев или вой, но не плач и рыдания людей.

Едва наступило утро, все воины, рассеянные по различным укреплениям для их охраны, были созваны в Доростол; они сошлись быстро. Император же двинул все свои силы, вывел их на равнину перед городом и начал вызывать варваров на битву. Но так как они не вышли, он воротился в лагерь на отдых. И прибыли к нему послы из Константии и других крепостей, лежавших по ту сторону Истра; они умоляли простить им все плохое й отдавали себя и свои укрепления в его руки. Благосклонно приняв их, император послал занять крепости, а также отправил войско, необходимое для их охраны.

Когда наступил вечер, все ворота города открылись, и росы, будучи в большем, нежели прежде, числе, напали на ромеев, которые не ожидали этого ввиду приближения ночи. И казалось, что вначале они имели перевес, однако немного спустя ромеи взяли верх.

Показать Сражение у Доростола 22 июля 971 года у византийской крепости Доростол, расположенной на территории современной Болгарии, произошло сражение между войском великого князя Святослава Киевского и армией Иоанна I Цимисхия. В 970—971 годах князь Святослав предпринял свой второй поход в Болгарию, где после ряда сражений вынужден был обосноваться в крепости Доростол. Там его блокировала армия и флот византийского императора Иоанна Цимисхия.

При этом описание похода Святослава является весьма и весьма тенденциозным, предвзятым. В отношении Святослава и его воинов используются термины "варвары", "скифы" обычное дело для византийцев, но все же. Численность древнерусского войска оценивается в "триста восемь тысяч боеспособных воинов" - то есть в два с половиной раза больше, чем русская армия под Бородино! Стоит ли говорить, что во времена Святослава Русь физически не могла выставить 308 тысяч воинов, и тысяч этак на триста Иоанн Скилица "просчитался"? Походы князя Святослава на страницах школьного атласа. На берегу Дуная обозначена осада того самого Доростола... От души веселит и ход войны по версии автора - византийцы армией в 20 тысяч человек, кстати, то есть соотношение 15 русов на одного византийца раз за разом громят "варваров", не оставляя им ни единого шанса на выживание. Но при этом зачем-то платят им дань, затем снова с ними воюют, осаждают занятый ими Доростол, несколько месяцев безоговорочно побеждают под его стенами, но город почему-то взять не могут...

В итоге соглашаются греки на мир и пропускают беспрепятственно побежденных ими "скифов". А на речных порогах - вот ведь незадача: подлецы-печенеги убивают Святослава, к чему византийцы не имеют никакого отношения Вердикт: источник очень и очень ненадежный, "политизированный", его сведениями следует пользоваться с большой осторожностью. Потому и женщины-воительницы могут быть искажением действительности... Есть ли у нас другие сведения о женщинах-воительницах? Скандинавская воительница Лагерта в роли канадской актрисы Кэтрин Уинник в сериале "Викинги". Кажется, что-то напутал, но какая разница?

Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Потери Лев Диакон сообщает, что у русов в этом бою было 15 тысяч убитых, византийцы взяли 20 тысяч щитов и множество мечей, византийцы же имели якобы только 350 человек убитыми и «множество раненых». Есть сомнения, что эти данные верны. Последствия боя На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. Император охотно принял это предложение. На берегу Дуная состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Святослав обязался не воевать с Византией и помогать ей при нападении на неё извне, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину. Лев Диакон сообщает, что получивших хлеб было 22 тысяч человек. После этого рать Святослава ушла на Русь , о чём болгары, недовольные заключением мира, сообщили печенегам. Византия послала посольство к печенегам, которое, по Иоанну Скилице, должно было способствовать свободному проходу Святослава на Русь. По пути в Киев князь Святослав был убит печенегами. В Летописи довольно подробно описаны данные события: Святослав I, приняв дары, стал совещаться со своей дружиной, говоря так: «Если мы не заключим мир с цесарем и он узнает, как мало нас осталось, то, придут снова, обступят они нас в городе. А Киевская земля далеко и печенеги с нами враги — то кто нам поможет? Заключим же мир с цесарю, потому что он же согласился нам на дань, — и этого пусть будет довольно нам. Если он перестанет нам сдавать дань, то снова, собравши воинов больше даже чем было у нас сначала, придем к Цесареграду». Речь Святослава была по душе дружине, и они послали лучших мужей к цесарю. Придя к императорскому владению, они на второй день были приняты Иоанном I Цимисхием. Он сказал: «Пусть говорят послы русов». Тогда послы сказали: «Так говорит князь наш: «Хочу я иметь истинную дружбу с цесарем греческим на все грядущие времена». Император велел писарю писать на хартию все речи Святославовы. И начали говорить послы, и их слова записал писарь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий