Новости первый земский собор созвал кто

Тегипервый собор на руси, решение собора 1549, где проходил земский собор 1613, земский собор итоги, первый собор был созван в 1549 году. Земский собор в 1613 году избрал на царство первого Романова – Михаила Фёдоровича.

Земские соборы 1549–1653 гг. Их структура, полномочия

Когда был созван первый Земский собор? Прошло 465 лет со времени созыва Первого земского собора. Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства. Причины (предпосылки) наибольшей активности Земских соборов в 1610-1620-е гг., ЕГЭ история. Созыв первого Земского Собора 27 февраля 1549 г. совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного.

Земские соборы: демократия по-русски?

Ограничивали ли земские соборы царскую власть? Причины созыва Земского собора.
Первый Земской собор 1549г (Галкин Юрий Анатольевич) / Стихи.ру Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения.
Были ли Земские соборы русским парламентом? Новости и события Российского исторического общества.
Краткий ответ - кто созвал первый земский собор Укажите: а) причину созыва первого Земского собора, связанную с социально-политической ситуацией в стране б) укажите причину наибольшей активности этих собраний в 1610-1620-е гг., связанную с социально—экономической ситуацией в стране в данный период в).
Земский собор - сословно-представительный орган в России XVI – XVII вв. Созыв первого Земского собора случился при Иване IV (Иван Грозный) в 1549 году.

Земский собор 1613 года кратко. Воцарение Романовых.

Именно поэтому он репрезентивен в аргументах за ограничение царской власти: 2. Земский собор 1613 года сам избрал царя. При Михаиле соборы заседали регулярно. Земские соборы при Михаиле Романове принимали решения о сборе налогов — что обычно осуществляла именно царская власть. Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева Теперь аргументы «против»: 1.

Большинство соборов созывались по воле царя. Во многом соборы были опорой для царя в принятии его решений, их легализации перед лицом боярства.

Первый созыв в 1549 году некоторые историки именуют «Собором примирения», участники которого активно рассматривали отмену системы кормлений содержание должностных лиц центральной администрации за счет местного населения и возможные меры борьбы с злоупотреблениями чиновников на местах. Зачастую соборы созывались в контексте объявления или прекращения боевых действий, как это произошло в самый разгар Ливонской войны в 1566 году. В период с 1610 по 1613 годы Земский собор взял на себя полномочия чрезвычайного верховного органа, основного инструмента влияния гражданского общества, заявившего о себе в ходе триумфального отпора интервентам и избрания нового монарха. Собор 1649 года, утвердивший новый свод законов. Такой рост влияния протопарламента, вероятно, был связан с общей политикой восстановления экономики страны после разрушительной гражданской войны и с попытками предотвратить очередное иностранное вторжение. Земские соборы в годы правления Алексея Михайловича созывались уже не с такой частотой, однако, их роль в легитимации решений монарха все еще оставалась серьезной. Собор 1649 года одобрил царский проект нового свода законов — «Соборного уложения», а в 1653 году на заседании Собора было принято решение о вхождении Левобережной Украины в состав России. Любопытно, что между предпоследним 1653 и последним 1684 Соборами прошел 31 год, что свидетельствует об окончательном переходе от сословно-представительной к абсолютной монархии.

Последний Земский собор принял решение о подписании «вечного мира» с Польшей. В дальнейшей российской истории Земский собор перестает быть реально существующим инструментом народовластия, но превращается в футуристическую политическую модель, которую предложил декабрист Павел Пестель, а поддержали впоследствии славянофилы и монархисты.

Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. Первым считается земский собор 1549 г. В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности кроме как по крупным уголовным делам боярских детей наместникам. По мнению И. Беляева в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей. Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу. Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота с подписями и перечнем участников думного собора и известия в летописи состоялся в 1566 г. Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля — марта 1549 г. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.

В связи с этим важно вспомнить о созыве великим князем Всеволодом Юрьевичем собора в 1211 году. Таким образом, собор как орган и форма сословного представительства появился на Руси раньше, чем в большинстве европейских стран, но вскоре ордынское вторжение оборвало эту линию развития.

Представляется вполне закономерным, что возрождение соборов в середине XVI века совпало с возникновением выборных органов земского самоуправления губных старост и целовальников в короткий период правления Избранной рады при Иване IV. Наивысшего авторитета сословное представительство достигает к концу так называемой Смуты, в 1611-13 годах, когда страной вообще управляет Совет всея земли; то есть, первая половина XVII века была периодом наибольшего влияния земских соборов. Пожалуй, самым интересным подтверждением влияния сословий остается то, что, несмотря на обычно строгое соблюдение принципов престолонаследия и понятия о «природном царе» в политической теории, каждый государь XVII столетия, вступая на престол, получал подтверждение своей власти от избирательного земского собора. Черепнин указывает, что впервые это произошло еще в 1584 году, в царствование Федора Ивановича. Можно полагать, что при определенных исторических условиях земский собор как представительная форма мог бы получить дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует проект Ивана Андреевича Бутурлина, предложившего в 1634 году превратить земский собор в постоянно действующий орган с годичным сроком полномочий участников. Состав Уложенного собора 1648-49 годов достаточно типичен и представителен. В любом значительном и продолжительном земском соборе можно выделить четыре курии.

Первую из них составляют Боярская дума и некоторые представители высшей администрации казначей и печатник, то есть хранитель государственной печати. Вторую курию, так называемый Освященный собор, составляют помимо епископов настоятели влиятельных монастырей и протоиереи московских соборов. Если в эти две курии входили государственные и церковные деятели, занимавшие определенное положение, то две другие составлялись из земских выборных представителей московского дворянства и дворянства других городов и, наконец, выборных от московского посада и других посадов. Можно полагать, что на некоторых соборах были и выборные черносошного крестьянства, то есть крестьян государственных, а не помещичьих. Определенно они были в составе Совета всея земли 1611-13 годов. А на Уложенном соборе крестьян не было, что, несомненно, отрицательно сказалось на характере крестьянских статей Уложения. Перечислим «по чинам» участников этого собора на основании «рукоприкладства», то есть подписей. Уложение подписали патриарх, два митрополита, три архиепископа, епископ, пять архимандритов, игумен, благовещенский протопоп, пятнадцать бояр, десять окольничих, думный дворянин, казначей, печатник, думный дьяк, пять московских дворян, сто сорок восемь провинциальных дворян, три гостя крупнейших из купцов , двенадцать представителей московского посада, восемьдесят девять выборных других посадов, пятнадцать стрельцов.

Таким образом, Освященный собор дал четырнадцать подписей, Дума — двадцать девять, служилое дворянство — сто пятьдесят три, посадские круги — сто девятнадцать если причислить к ним и стрельцов. Цифры приблизительны, историк А. Зерцалов установил, что около тридцати членов собора Уложения не подписали. На соборе было представлено сто семнадцать городов с уездами. Собор состоял из двух палат. Дума и Освященный собор большую часть времени заседали отдельно, вместе с царем, а депутаты сословий заседали под председательством боярина обычно руководителя подготовительной комиссии, князя Никиты Ивановича Одоевского или в особых комиссиях, разбирая отдельные главы Уложения. Что же думали о себе и своей государственной роли сами представители сословий? Влияние собора было огромно.

Какими были влияние и статус выборных? Выборный человек, безусловно, ощущал себя представителем своего города, земства, видел в себе делегата, что выражалось формулировками типа: «прислан к Москве», «во всего города место», «в выборе ото всего города». Видел он в себе и представителя своего класса, сословия, что не афишировалось в соответствии с социальной этикой того времени, но достаточно ясно прослеживается в групповых проектах и «челобитьях». Роль выборных представителей в соборах с течением времени медленно, но неуклонно повышается. Вместе с тем за столетнюю историю соборов выработался взгляд, что выборные созваны «по государеву указу для государевых и земских дел». Отсюда и представление об участии в соборной работе как о «службе государю». Дворянин Савва Аристов из Казани жалуется, например, что не получил положенного «от городов выборным людям жалованья придачи учинить к прежним их окладам по пять рублей человеку за то, что они в нынешнем, в 157 году по выбору... Участие в соборе рассматривалось как повод для материального вознаграждения, для увеличения поместных окладов, для получения государственной помощи в сыске беглых, как основание для служебного продвижения.

Сейчас мы уже вряд ли согласимся с известным русским историком В. Ключевским, видевшим в участии в соборах в XVII веке для провинциальных дворян одну лишь тяжелую, неприятную повинность. Такой оценке мешает множество фактов «предвыборной борьбы» в уездах. Мешает и жалоба курского депутата Гаврилы Малышева, поданная царю 9 марта 1649 года, то есть более чем через месяц после окончания собора и подписания Уложения. Малышев писал, что боится возвращаться в родной Курск! Царь дал именной указ курскому воеводе оберегать Малышева, а «озорников унимать с наказанием». То обстоятельство, что часть делегатов отказалась подписать Уложение, видимо, говорит о весьма серьезном отношении их к своей миссии, о чувстве ответственности перед избирателями. Значит, деятельность сословных представителей сама по себе считалась в XVII веке особо важным делом, как общественным, так и государственным.

Эту точку зрения отстаивало и правительство, дабы демонстрировать единство царя и сословий. Появление Уложения обусловлено длительной эволюцией общества и государства, которые все более нуждались в новом достаточно полном своде законов. Непосредственные же предпосылки его появления были весьма бурными — целая цепь народных выступлений и политических акций. В июне 1648 года в Москве вспыхнуло восстание против боярской и приказной верхушки. Вот выдержки из различных источников, в которых заметно переплетение самых разных форм социального протеста, от подачи жалоб и петиций до открытого бунта: «и стрельцы, и драгуны, и солдаты, и казаки, и с чернью за их боярские великия неправды возмутися во граде Москве», «была смута великая на Москве», «били челом государю всею Москвою посадские и всяких чинов люди... Восстанию предшествовали мирские сходки по утрам и вечерам у приходских церквей. Произошло столкновение между челобитчиками и окружением молодого царя. На следующий день безуспешные попытки вручить царю челобитную привели к тому, что часть стрельцов присоединилась к восстанию, а народ начал громить дворы знати и высшей бюрократии.

Морозова, П. Траханиотова, Н. Чистого, Л. Плещеева, В. Гусельникова, гостя Василия Шорина и других. Правительство пребывало в растерянности, городские низы становились хозяевами положения. Девятнадцатилетний царь пытался спасти приближенных от неминуемой смерти, выслав их из Москвы, однако уже 4 июня Плещеев, глава Земского приказа, был схвачен и убит. Тайно направленный на воеводство в Великий Устюг Траханиотов был возвращен с дороги и 5 июня публично казнен по требованию восставших.

Морозова «государь у мира упросил», но тот был устранен ото всех постов и 12 июня сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Постоянно повторяются устойчивые формулы: «миром и всею землею возмутились», «миром и всею землею государю челом ударили», «весь мир вместе с чернью», «всей земле выдать головою» требовали Плещеева, а затем его же «убиша миром». Поместное же дворянство было не прочь воспользоваться народным гневом как тараном для пробивания своих требований к правительству. На этом этапе его интересы совпадали с интересами высших и средних слоев посада, недовольных администрацией, но испуганных бунтом. Правительство, безусловно, стремилось опереться на средние слои населения, отгородиться от восставших земским собором. От служилых и торговых кругов в виде челобитных исходят вполне конструктивные требования. Одна из таких челобитных полностью сохранилась в приложении к донесению шведского посланника Поммеренинга. За перечислением жалоб и «плачей» на «великих людей» следует два четких предложения: немедленного созыва земского собора и реорганизации суда — царь должен или заменить неправедных судей праведными или предложить «мирским людям выбрать в судьи меж собой праведных и рассудительных великих людей, и ему государю будет покой ото всякие мирские докуки, ведати о своем царском венце».

Черепнин был абсолютно прав, утверждая, что это, по сути, попытка отстранения царя от верховного суда.

Первый Земский собор – Примирения

История первого Земского собора Что известно о Первом Земском соборе Земский собор сбор представителей разных слоев населения Российского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Собором примирения. Созыв первого Земского собора положил начало формированию сословно-представительной монархии в России. 21 февраля (3 марта) 1613 г. Земский собор избрал царем Российского государства Михаила Федоровича Романова (1596—1645). 21 февраля (3 марта) 1613 г. Земский собор избрал царем Российского государства Михаила Федоровича Романова (1596—1645). Прошло 465 лет со времени созыва Первого земского собора.

Реформа созыв земского собора ивана грозного кратко

В 1621 г. Соборы трижды собирались с 1637 по 1642 годы в связи с осложнением отношений России с Крымским ханством и Турцией. В 1651 г. Земский собор принял историческое решение о воссоединении Украины с Россией.

Толпа восставших граждан убила родственника царя — Юрия Глинского. Земский собор.

Реформы середины XVI века Государство нуждалось в реформировании, в соответствии с требованиями времени. Еще в период регентства были начаты две реформы — денежная и губная. В 1550 году в царстве Русском появился новый Судебник. Согласно его пунктам, в государстве вводилась новая единица сбора налогов — большая соха. Такое наименование получили 400-600 десятин земли.

Данный порядок налогообложения просуществовал до 1678 года. К 1550 году относится и начало военной реформы.

Государство стояло на грани гибели. Спасая державу от разорения, часть придворных совместно с митрополитом всея Руси патриаршество еще не было учреждено поддержали Бельских, которые в 1540 г. Новое правительство укрепило государственную власть и отразило нападение внешних врагов.

После кадровой чистки были отправлены в отставку особо непопулярные наместники городов и среди них «один из самых ненавистных Пскову наместников» — Андрей Шуйский. Тяжелая рука государства пришлась не по вкусу аристократам. Шуйские встали во главе нового заговора и в январе 1542 г. Во время мятежа бояре ночью ворвались в спальню малолетнего Великого князя в поисках своих врагов, а митрополита Иоасафа «с великим бесчестием согнали с митрополии». Двенадцатилетний Иоанн был в ужасе, опасаясь за свою жизнь.

Шуйские, опьяненные торжеством победы, потеряли всякую меру. Разыгрывая роль полновластных хозяев, они расхищали государственную казну, обзавелись золотой посудой из царской ризницы, раздавали своим приверженцам чины, награды и вотчины. Иностранные послы уже величали Шуйских «принцами крови», как бы подтверждая их право на престол. Унижая мальчика, глава мятежного клана Иван Шуйский сидел в присутствии государя, опираясь при этом локтем о постель его покойного отца и положив ноги на царский стул. Впоследствии Иван Грозный вспоминал, что в то время он часто не имел самого необходимого: одежды и пищи.

Если такое приходилось терпеть царю, то каково же было его подданным? Будущего царя опекал святитель Макарий, которого Шуйские посадили на митрополичий престол после изгнания ими из Москвы митрополита Иоасафа 1542. Они надеялись, что св. Макарий станет их послушным сторонником, но ошиблись. Митрополит оказался не только государственником, но и стал покровителем и воспитателем малолетнего Великого князя, его наставником в вере и в управлении государством.

Именно с благословения свт. Макария Иван VI венчался на царство и стал первым русским царем. Как считают некоторые исследователи, Макарьевские Освященные Поместные соборы Церкви 1547 и 1549 , особенно Стоглавый собор 1551 непосредственно связаны с организацией и формированием системы Земских соборов. Кроме митрополита Макария у молодого царя были и другие сторонники в деле изменения социально-политической системы государства. В сентябре 1549 года Ивану Грозному был подан проект реформ И.

В нем осуждалось засилье бояр и отсутствие законности, а «грозному и мудрому» девятнадцатилетнему царю предлагалось восстановить в государстве «правду» и управлять независимо от вельмож, на благо всего государства, а не одной только касты аристократов. Но непосредственным поводом, подтолкнувшим молодого царя и его наставника митрополита Макария собрать первый Земский собор, стал «великий пожар» и московский бунт 1547 года, о котором Н. Носов сказал, что это был «страшный финал десятилетия боярских распрей, народного угнетения и произвола». Наказав наиболее активных участников бунта, Иван Грозный в то же время проявил разумную милость и даже заботу к остальным, повелев раздавать погорельцам «казну свою по рублю и по два и по пяти».

Одним из наиболее популярных вариантов самоуправления на территории России является земский собор.

Что это за учреждение, чем оно знаменито и почему оставило столь яркий след, разберемся вместе. Определение понятия Земский собор — что это Земский собор — это высшее собрание, в котором принимали участие представители всех сословий. Учреждения такого рода функционировали с 1549 по 1684 годы, когда Иван Грозный пошел на делегирование права принятия важных для государства решений представителям всего народа. Так продолжалось до становления абсолютизма. Изначально ключевыми фракциями в земском соборе были: дворянство ; духовенство.

Земский собор существовал параллельно с Боярской думой, обсуждая самые насущные проблемы — политические, экономические, административные. Со временем количество сословий и их представительство в соборе менялось. Неизменным оставалось влияние принятых решений на судьбу страны. В общем смысле Земский собор — это явление, тесно связанное как с русской культурой, так и с развитием общественного самосознания в России.

История России. Все органы власти. Земский собор.

За 135 лет с XVI по XVII век было созвано почти 60 земских соборов В статье кратко разобрана история появления и история созывов Земских соборов.
Собран последний Земский собор Московского царства | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина Факт 1. Первый созыв Земского собора, получивший название “Собор примирения”, состоялся в 1548 году по приказу Ивана Грозного.
Первый Земский Собор на Руси (к 470-летию созыва) - История - АРХИВ - Русская Стратегия Созыв первого Земского собора случился при Иване IV (Иван Грозный) в 1549 году.
Первый земский собор Собор примирения позднее стал называться Земским, т.к. его участники собрались со всех земель.
Земские соборы: демократия по-русски? / По вопросу о созыве «собора примирения», который считается первым земским собором в России, в отечественной историографии имеются большие разногласия.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Первый Земский собор 1549 года
  • Земский собор и особенности его первого созыва
  • История России. Все органы власти. Земский собор.
  • Возникновение Земских соборов, их состав и специфика работы
  • Какова же была процедура выборов?

Что такое земский собор — определение, значение в русской истории, первый созыв и его важность

Он должен был закрыть пробелы в старой законодательной системе и ввести новые правовые акты, в которых возникла нужда. В новом законодательном документе было сто упорядоченных и каталогизированных статей, что являлось новшеством в составлении нормативно-правовых документов. Новый Судебник использовал прецеденты из судебной практики, в том числе имевшие место судебные ошибки. Впервые предусматривается наказание для судей за взяточничество и неверный приговор. В целом тенденция нового свода законов — усиление централизованного контроля за судебной системой и правом в целом, а также ослабление власти местных судов. Особенности первого собора Десятки проведенных с середины XVI до конца XVII века Земских соборов говорят нам об основных тенденциях таких собраний: на них решаются финансовые дела, вопросы войны и мира; в конце концов, избираются правители например, Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов были избраны на царство именно через Земский собор. Первый собор имел свои особенности. Во-первых, в нем пока отсутствовала выборная составляющая.

Однако на соборе 1549 года сословия имели совещательную роль и не могли диктовать государю свою волю. Во-вторых, на собор не были призваны представители купечества однако оно не играло важной роли и на других созывах. В 1549 году перед царем предстали только Освященный собор церковь , Боярская дума и дворяне. Таким образом, еще рано говорить о сословно-представительной монархии в XVI веке, однако начало традиции таких сборов было положено для будущих веков, пока реформы Петра I, направленные на абсолютизм, не ликвидируют необходимость в них. Результаты Первый Земский собор не был богат судьбоносными решениями. Даже Судебник будет представлен только через два года на Стоглавом соборе, а пока Иван IV лишь только согласовал его составление. Главное изменение, внесенное в систему управления страной — это создание должностей выборных старост и целовальников, делающее местный суд более честным.

Также немаловажным было намерение царя принимать челобитные от "обиженных" и решать тяжбы, оставшиеся с кризисного периода. Значение собора Несмотря на малое количество масштабных изменений в формальных вопросах, 1549 год стал знаменательной датой. Когда первый Земский собор был созван, возможно, решилась судьба Отечества на десятилетия вперед. Данное событие не просто так называли "Собором примирения": оно было символом окончания распрей, всполошивших страну после смерти Василия III. В период бесчинства властолюбивых бояр, когда терпение многих было на пределе, после грандиозного пожара и восстания семнадцатилетний царь впервые заявил о себе, созвав Земский собор. Он выступил на нем с примиряющей речью и продемонстрировал свое намерение служить на благо Родины, чем, само собой, немало укрепил свой авторитет.

На иллюстрации ниже — картина Михаила Домова «Выбор князя Владимира 1. Последняя надежда язычников». Вечевой строй и соборный принцип сочетались между собой и использовались для гражданского самоуправления еще в период становления государства в Древней Руси. С их помощью решались такие текущие вопросы, как выбор князя, соглашения с другими народами, военные действия.

Помимо этого, они выполняли законодательную функцию. В Великом Новгороде именно вече народные сходы длительное время имели право выбирать в качестве правящего архиерея одного из архиепископов. Это доказывает, насколько важными были соборные функции таких народных сходов. Созыв первого Земского собора, его особенности Дата созыва первого Земского собора до сих пор является предметом для споров историков. Но все они сходятся во мнении, что это произошло в период с 1547 по 1550 годы. В это же время, а именно в феврале 1547 года, Иван IV провозгласил Русское царство, ранее бывшее Московским княжеством. Эти два события были равноценными по своей значимости. Российская государственность во многом обязана своим развитием первому Земскому собору — на нем было учреждено положение о том, как будет функционировать новое государственное устройство. Примечание 2 При созыве первого Собора Иван IV в числе прочих преследовал цель сократить количество распрей между сословиями, поэтому его еще называют «примирительным» Собором. Для проведения Собора на Красной площади в Москве соорудили Лобное место, на котором Иван Васильевич зачитал послание к русскому народу, призывавшее к миру и духовному единению между сословиями.

Этому событию посвящено много картин. Одна из них приведена ниже. Проанализировав дальнейшие события, историки предполагают, что именно на первом Соборе был принят Законодательный свод царства Русского Судебник , его новая версия. Кроме того, на нем обсуждались задачи, связанные с гражданским строительством. Уже вскоре на Руси начались значительные преобразования, высоко оцениваемые практически всеми учеными-историками. Опричнина, как часть государственной политики, тоже появилась благодаря Собору. Эта система была применена Иваном IV Грозным в связи с тем, что не все аристократические сословия на деле были согласны с сотрудничеством и примирением, продолжая вести междоусобные распри. Такое положение дел ослабляло Русское государство. Благодаря Соборной поддержке, Иван Грозный начал искоренение оппозиции бояр и создал основы самодержавия на Руси, реализуя свою государственную политику. Примечание 3 Иван IV не просто отменил принятые ранее вечевые сходы, но предложил взамен новый механизм управления государством, основанный на народном представительстве.

В дальнейшем эта форма управления получила активное развитие. В основе принятия решений Земскими соборами лежит миротворчество. Цели созыва: предупреждение возможных кризисных ситуаций в основном связанных с проявлением политического недовольства, которые надо было решительно пресечь ; принятие судьбоносных для государства решений утверждение свода законов, включение в состав Русского царства новых территорий, признание законного наследника и утверждение его на царский престол, либо избрание нового царя. Следующие Земские соборы: их состав и особенности Второй Земский собор датирован 1566 годом.

Термин «Земский собор» введён в середине 19 в. Аксакова и С. Условия складывания, особенности функционирования и состав Предпосылки для появления Земских соборов создавались по мере формирования единой территории Русского государства в 15 — 1-й половине 16 вв. Число Земских соборов традиционно исследователи насчитывают свыше 50 , характер представительства, процедура выборов депутатов, состав и круг разбиравшихся на них проблем за исключением ряда важнейших вопросов внешней и внутренней политики остаются в исторической науке дискуссионными. Земские соборы созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя , в отдельных случаях — патриарха Московского и всея Руси и Боярской думы или сословий. Заседали в основном в Московском Кремле.

Ядром Земских соборов в подавляющем большинстве случаев являлись члены Освященного собора , Боярской думы и Государева двора в понимании населения Русского государства они представляли «лучшую» часть общества и в этом смысле были «выборными» от него. В соборах участвовали также представители торгово-ремесленного населения, прежде всего крупного купечества гостей , гостиной сотни и суконной сотни , и, как правило, посадского населения Москвы и уездного дворянства , в исключительных случаях — черносошных крестьян. С начала 17 в. История Земских соборов В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития Земских соборов в их истории выделяются 4 периода. Первый период конец 1540-х — конец 1590-х гг. Большинство исследователей считают первым Земским собором т. Собор примирения 27—28 февраля 1549 , на котором при участии монарха, митрополита Московского и всея Руси Макария и иных духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и других представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530—1540-х гг. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника вместо Судебника 1497 г. В Земском соборе, созванном в начале опричнины 28 июня 1566 г. На этом Земском соборе обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским или о принятии условий примирения с ним.

Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённой ситуации продолжить военные действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с Земским собором 1566 г. Участники Земского собора конца 1580 г. Некоторые учёные к Земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 г. Александров Иван IV по поводу введения опричнины. К особым формам Земского собора относят войсковые собрания соборы в ходе Казанских походов 1545—1552 гг. Второй период конец 1590-х — начало 1620-х гг. Второй период совпал с системным кризисом общества и государства события Смутного времени и первыми шагами по его преодолению. Прекращение династии московских Рюриковичей 1598 объективно расширило права и сферу деятельности Земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при их созыве и во время работы.

Так, выстроенная еще во Владимиро-Суздальском княжестве модель «вертикали власти» великого князя была перенесена на политическое устройство всего российского государства. Васнецов «Новгородское вече». Русские Земские соборы в некоторой степени выполняли функцию органов местного самоуправления. В работе первых соборов принимали участие представители довольно широких слоев общества. Главным действующим лицом, безусловно, был царь, который мог инициировать созыв этого совещательного органа, а его финальное решение становилось буквой закона и не подлежало оспариванию. Активную роль в деятельности русского протопарламента играли Освященный собор из ключевых представителей духовенства, Боярская дума, наиболее родовитые дворяне и состоятельные купцы. Интересно, что в процессе эволюции Земских соборов число народных представителей, принимавших участие в их деятельности, постепенно увеличивалось. Так, к работе в соборе в 1598 году были допущены выборные представители от городского дворянства 34 делегата , а в конечный период Смутного времени 1610 — 1613 Земский собор фактически стал основным легитимным органом власти, в компетенции которого входили и законодательные, и исполнительные полномочия. Земский собор 1613 года, положивший начало новой династии. Начальный период существования протопарламента 1549 — 1584 связан с деятельностью Ивана Грозного.

Первый Земский собор

Первый Земский собор был созван Иоанном Грозным в 1549 году. Причины (предпосылки) наибольшей активности Земских соборов в 1610-1620-е гг., ЕГЭ история. Земский собор Амурской области (Приамурский Земский Собор) Временного правительства Приамурья был созван во Владивостоке 23 июля 1922 года Михаилом Дитерихсом во время гражданской войны в России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий