Все дальше и дальше во времени подвиг наших отцов и дедов, завоевавших Великую Победу. Во время Великой Отечественной войны жители окружного центра работали самоотверженно на благо Родины. Вспоминая героев Великой Отечественной войны, не стоит забывать и о тех, кто работал в тылу.
О проекте «Подвиг Народа»
О трудовом подвиге забайкальцев в годы Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны, когда здоровые молодые люди массово уходили на фронт, их рабочие места и должности занимали женщины. За годы Великой Отечественной войны в восточных районах СССР было построено и введено в строй 2250 крупных предприятий. Цель работы: сохранение исторической памяти о трудовом подвиге новоторъяльцев в годы Великой Отечественной войны через воспоминания живых свидетелей. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны.
Ковали Победу
Ленина, Харьковский трубный, Новокраматорский и Старокраматорский машиностроительные, Луганский, «Красный котельщик», Людиновский и другие. И опять приходиться удивляться тому, как в сжатые сроки, под бомбежками, в условиях, когда с фронта приходили известия о захвате фашистами все новых городов и сел, проходила эвакуация промышленных предприятий. Например, Новокраматорский завод, имевший уникальное оборудование, эвакуировался с 12 сентября по 21 октября 1941 года. Меньше чем за полтора месяца было вывезено 1276 металлорежущих и деревообрабатывающих станков и 1752 мотора и электромотора! Однако эвакуация не всегда проходила успешно. Иногда часть готовой продукции оставалась не вывезенной и доставалась врагу, как и некоторые предприятия. Так, в результате неожиданного захвата немцами Мариуполя 8 октября 1941 года заводы «Азовсталь», Мариупольский им. Ильича и им.
Куйбышева достались им практически неповрежденными. Много оборудования по разным причинам было просто потеряно во время эвакуации. С началом фашистской агрессии перед народным хозяйством и, особенно, перед наркоматами, поставляющими вооружение и военную технику воюющей Красной армии, встали исключительно сложные задачи. Временная потеря важных экономических районов заметно сузила производственные мощности. Для исправления положения для производства авиапродукции подключались машиностроительные предприятия из других отраслей. Авиационные заводы переключались на выпуск самолетов новых типов. Именно в этот период были созданы и приняты на вооружение высотный скоростной истребитель МиГ-3, истребители Як-1 и ЛаГГ-3, бронированный штурмовик Пе-2.
Кадры решают все! Перед промышленностью, которая переориентировалась на выпуск военной продукции, остро встала проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров. Например, по Наркомату боеприпасов не хватало 35 тыс. В целом же численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны уменьшилось с 31,2 млн. Такое падение было вызвано, в частности, и тем, что значительная часть рабочих призывного возраста ушла на фронт, часть — осталась на оккупированных территориях, а другие — все еще находилась в пути на Восток. Быстрое восстановление предприятий на новом месте и возобновление ими производства необходимой фронту продукции было невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. Однако не всем предприятиям удалось эвакуировать своих работников одновременно с эвакуацией оборудования, которые прибывали на новое место своей работы с большим опозданием либо по разным причинам не прибывала совсем.
Как результат, часть эвакуированных предприятий некоторое время вообще не могла приступить к работе. Для решения кадрового вопроса и более рационального использования людских ресурсов при Бюро Совнаркома СССР 30 июня 1941 года был создан Комитет по распределению рабочей силы. Не забыли и об опытных кадрах, ушедших на пенсию. Способствовал стабилизации кадров на военных предприятиях и указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года, которым все мужчины и женщины, занятые в военной промышленности, объявлялись мобилизованными на период войны. Позже военное положение было также введено на железнодорожном, морском и речном транспорте. Этим указом для обеспечения рабочей силой важнейших предприятий, работающих на нужды обороны, подлежали мобилизации мужчины от 16 до 55 лет и женщины — 16 до 45 лет. Однако эти и другие меры не могли полностью решить проблему нехватки рабочей силы.
Назрела необходимость наладить систематическую подготовку и особенно переподготовку квалифицированных рабочих кадров, так как большинство предприятий перешло на выпуск военной продукции. В восточные районы страны были эвакуированы 473 ремесленных и железнодорожных училищ и 242 школы ФЗО. Война внесла изменения в работу этих учебных заведений. Были пересмотрены программы, формы и методы подготовки квалифицированные рабочих кадров рабочих из числа подростков и молодежи, сокращены сроки обучения до 4 -5 месяцев. В результате принятых мер в 1941 и 1942 годах было подготовлено 6537 тыс. Также проводилась большая работа и по подготовке инженерно-технических кадров. Работа на новом месте Период с июня по декабрь 1941 года вообще был самым тяжелым и критическим для советской военной экономики.
Объем валовой продукции промышленности уменьшился в 1,9 раза, выпуск проката черных металлов — основы военной промышленности — в 3,1 раза, а производство шарикоподшипников, необходимых для самолетов, танков и артиллерии, сократилось в 21 раз! Выпуск же проката цветных металлов, без которого невозможно военное производство, прекратился почти полностью. Все эвакуируемые предприятия в силу объективных причин почти полностью прекратили военное производство и выпуск готовой продукции, так как находились в пути, разгружались или только монтировались. Возникла реальная опасность срыва производства вооружения и боевой техники, особенно танков, стрелкового вооружения и боеприпасов. Да и на местах при восстановлении эвакуируемых промышленных предприятий пришлось преодолевать неимоверные трудности: не хватало квалифицированных специалистов, часть эшелонов оборудованием попала под бомбежки вражеской авиации, работы по монтажу цехов и оборудования производились зимой при дефиците строительной техники, не хватало сырья, тяжелыми были и жилищно-бытовые условия работников. В промышленности боеприпасов, например, остро ощущался недостаток ферросплавов, никеля и цветных металлов. Потребность в меди, олове и алюминии по сравнению с довоенным уровнем возросла в несколько раз.
Эвакуация химических предприятий Москвы и Ленинграда, а также потеря Донбасса с развитой химической промышленностью привели к резкому снижению производства пороха и взрывчатых веществ. С августа по ноябрь1941 года прекратили свою работу 303 предприятия, производивших боеприпасы. Тем не менее, несмотря на все трудности, экономика страны шаг за шагом переводилась на военные рельсы.
Мотоциклы, построенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес. Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. На предприятии было налажено массовое производство горючей смеси в бутылках для подрыва танков — «коктейли Молотова». Приказом наркома М. Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы. Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А. Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А. Карпова, с первых дней пребывания в Тюмени приступил к выпуску медикаментов. Уже в феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Продукция тюменцев направлялась на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. В начале 1943 года медицинская служба Наркомата Военно-Морского Флота получила от тюменцев первую тонну нового препарата — сернокислого бария. На заводы Наркомата боеприпасов в Новосибирск было отправлено 170 килограммов йодистого калия, а в Наркомат химической промышленности сдано 15 тонн сулемы. Для ведения военных действий в условиях зимнего времени, часто в лесистой местности, армии необходимы были также сани, повозки для перевозки оружия и снарядов. Лыжи, лыжные палки, пароконные и одноконные повозки, телеги, сани, контейнеры и тару выпускали Деревообрабатывающий комбинат ДОК «Красный Октябрь» и Тюменский обозостроительный завод Главного управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Наркомата лесной промышленности РСФСР, созданный в марте 1943 года. Начиная с 1941 года, из Тюмени на фронт постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой и вооружением, но и с обмундированием и обувью. Управление военного снабжения Красной Армии сделало швейникам и обувщикам заказы на изготовление полушубков, валенок и других теплых вещей. Тюменский овчинно-шубный завод имени С. Кирова Главного управления кожевенной промышленности с 06. Производственную программу второго квартала 1943 года завод выполнил на 140,5 процента и дал на 253 тысячи рублей продукции сверх плана. К концу войны в производство было запущено изготовление военных и гражданских бекеш, полушубков, меховых рукавиц, около десятка изделий ширпотреба. За высокие показатели и выпуск продукции отличного качества портниха овчинно-шубного завода А. Потапова была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а работнице военной приемки А. Беднягиной вручен орден «Знак Почета». Важнейшее значение для страны в условиях войны имел железнодорожный транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные и региональные перевозки. Составы с оборонными грузами на Тюменском отделении Свердловской железной дороги продвигались от 750 до 1200 км в сутки. Ковязина в своей работе применяла «лунинские» формы организации труда — увеличение в два раза скорости пробега составов, экономия топлива, увеличение пробега без ремонта. За высокие показатели в работе и экономии топлива ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР». За героический труд во время войны М. Ковязин был награжден орденом Трудового Красного знамени. В вагонном депо было также налажено производство автоматов ППШ, мин и минометов калибра 50 мм и 82 мм. По инициативе коллектива рабочих паровозного депо, Тюменским отделением Свердловской железной дороги в 1943 году было принято взять шефство над паровозным депо станции Запорожье-1. Для подшефного депо Запорожье-1 депо Тюмень выделило строительный лесоматериал в количестве 50 вагонов, станочное оборудование, паровоз серии «ЭУ», запасные части. Дополнительно приобретались продовольствие, хозяйственные вещи, культинвентарь, теплые вещи и другие предметы. Лучший машинист депо Тюмень т. Нетесин на личные сбережения закупил 25 вагонов леса для освобожденной от немецких захватчиков Сталинской железной дороги. Железнодорожники паровозного депо и узла станции Тюмень Свердловской железной дороги собрали инструмент, оборудование для восстановления различных участков железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны многие работники Тюменского отделения Свердловской железной дороги были награждены орденами и медалями. Так, в августе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам, были награждены: орденом Ленина — машинист паровозного депо Тюмень С. Войтик, заместитель начальника Тюменской дистанции пути по политчасти Ф. Лебедков, старший машинист паровозного депо М. Еременко, орденом «Знак Почета» — бригадир комплексной бригады депо Тюмень И. В июле 1945 года были награждены: орденом Красной Звезды — начальник особого отдела Тюменского отделения железной дороги майор госбезопасности Н. Кондратенко, орденом «Знак Почета» — машинист А. Бердников, начальник паровозного депо В. Перминов, заместитель начальника политотдела С. Пацко и начальник 4-го отделения службы движения А. Харченко, позднее удостоенный также ордена Ленина. Медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Воспитанные партией коммунистов советские труженицы проявили в тяжёлые годы Отечественной войны огромную силу и величие духа, готовность отдать всё, вплоть до самой жизни, за счастье народа. Героически защищали они свою славную Родину, давшую им свободу, равноправие, право на труд, на образование, обеспечившую счастливое материнство. На фронте и в партизанских отрядах - в качестве бойца, санитарки, медицинской сестры, врача; в тылу - на строительстве укреплений, на заводах и фабриках, в шахтах и забоях, на колхозных полях - всюду советские женщины плечом к плечу с мужчинами ковали победу над врагом. Работницы Кировского завода в Ленинграде собирали танки, которые тотчас же отправляли на фронт. Мастер этого завода Ирина Борисовна Булыгина рассказывала: «900 дней мы жили под вражеским обстрелом. Только по нашему заводу фашистские убийцы выпустили 10 194 снаряда, но на нашем заводе так же, как и на других, в самые страшные дни блокады не было ни прогулов, ни опозданий. Если бы я осталась дома, не пошла на работу, мне было бы стыдно не только перед фронтом, не только перед мужем - капитаном Красной Армии, не только перед товарищами с Кировского завода, но перед самими стенами родного Ленинграда». Электромеханик Елена Михеева, работавшая на прифронтовой станции Арчеда, ни на один час не оставляла своего поста. Она чинила провода, которые беспрерывно рвали фашистские стервятники. С ящиком инструментов через плечо сталинградская патриотка спешила к месту повреждения и под свист бомб и пуль распускала полевой кабель, делала холодную спайку проводов. Таких героических подвигов, совершённых советскими работницами, были тысячи. Все они говорят о беспредельной любви советских женщин, воспитанных Коммунистической партией, к своему социалистическому Отечеству и жгучей ненависти к врагу. Тысячи новых работниц пришли в начале войны на фабрики и заводы. Число женщин, занятых во время войны в промышленности, на транспорте и строительстве, продолжало непрерывно расти. У станков и машин женщины заменили мужей, сыновей, отцов и братьев, ушедших на фронт. Но нет у нас фронта и тыла. Все свои силы, всю свою энергию мы приложим к тому, чтобы заменить вас на производстве, обеспечить вас всем необходимым. Понадобится- будем работать день и ночь, нужно будет - поможем вам с оружием в руках. Не беспокойтесь о нас, не волнуйтесь - мы полны сознанием своего долга перед Отечеством, понимаем всю сложность и ответственность обстановки». Советские женщины успешно овладевали новыми для них специальностями, сложными мужскими профессиями. Они работали сталеварами, шахтёрами, машинистами, кузнецами, штамповщиками, лесорубами и т. Стойко вынося все невзгоды военного времени, женщины ни в чём не уступали мужчинам. Десятки тысяч горняков ушли на фронт. Их сестру и жёны спустились в шахты, чтобы заменить мужчин. Мария Гришутина, Нина и Лидия Кузьменко положили начало замечательному движению женщин за овладение профессией забойщика. К концу 1944 года свыше тысячи женщин овладели различными горняцкими специальностями, многие из них прославили себя в борьбе за уголь. Женщина-лесоруб т. Боровская из Архангельска говорила в дни войны: «Сейчас я стала лесорубом. Говорят, эта специальность мужская. Но это неверно... Все специальности мы, женщины, объявляем женскими! И не только объявляем, но и показываем на деле. Например, мужская норма по заготовке леса - 4 кубометра в день. Я, придя в лес, вскоре стала выполнять эту норму, а теперь даю 6-7 кубометров в день». Прославились в дни войны на Горьковском автозаводе имени Молотова женщины-кузнецы. Первая в кузницу пришла Екатерина Пермякова. Она не только сама быстро овладела этой сложной мужской профессией, но и обучила ей других работниц цеха. Женщины-кузнецы всё время перевыполняли норму. Когда цех получил срочный заказ, начальник участка т. Музыченко собрал кузнецов и рассказал им о боевых действиях на фронте, о необходимости всеми силами помочь доблестным защитникам Москвы. Первой к молоту встала т. Работала она полторы смены и выполнила пять норм. Несмотря на то, что данную ей деталь она ковала впервые, качество поковок оказалось отличное. Мельникову сменила Горбунова.
Затем последовало постановление о подготовке квалифицированных работниц-женщин для работы на промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях республики. Секретарь Максимо-Горьковского райкома КП б Казахстана Хусаин Омаров писал: «Сейчас нет ни одного колхозника и колхозницы, которые не участвовали бы в общественном труде. Значительную часть работ выполняют женщины, вставшие на смену мужчинам. Так, например, Сахит Ахметова выполняет обязанности зав. Всюду женщины своим трудом показывают образцы в работе. Все колхозники от мала до велика сознают сложность теперешней обстановки. Каждый знает, что победа над германским фашизмом куётся не только на фронте, но и в тылу» [16]. Для руководства и помощи к женщинам-механизаторам направлялись самые опытные специалисты. Панфилова: «Как посмотрел — одни девчушки сидят, трактора поразбросаны, коробки все поразобраны — в таком виде всё… Посмотрел и подумал: тут, наверное, и я ничего с этими коробками не сделаю. А потом начал ремонтировать, глядь — собрал всё к хлебоуборке, к сенокосу. Пустил сразу на сенокос два трактора, две женщины-красноармейки сели. А потом с девчушками начал коробки собирать, трактора пособирали — к хлебоуборке подготовились, всё собрали. Так я начал с ними работать. Одни девчата были да женщины с детьми — двое-трое детишек у каждой трактористки. И вот так пришлось всю войну. Тяжело было, трудно» [17]. Так же было и на промышленных предприятиях — в том числе на транспорте. Слесарь Павлодарского локомотивного депо Иннокентий Петрович Тарасов вспоминал: «На работу пришли женщины. Первая женщина-машинист была Валя Сазонова, работала здесь. Женщины, которые работали у нас уборщицами и на других работах — все пошли на паровозы кочегарами, посылали их на курсы помощников машинистов… Приходилось им по двое ездить кочегарами, потому что были молоденькие, хрупкие…» [18]. В своей статье, опубликованной в областной газете «Большевистский путь» от 7 марта 1943 года, М. Жанзакова пишет: «До войны я не имела никакой профессии, была домашней хозяйкой. А когда началась война, я вместе с другими колхозниками поступила на курсы трактористов при МТС. С помощью опытных трактористов закончила учёбу на «отлично». В первый же год работы на тракторе СТЗ выработала до 300 гектаров в переводе на мягкую пахоту. Перед уборкой урожая в нашей МТС не хватало комбайнеров. У меня родилась мысль выучиться на комбайнера. Поступила на краткосрочные курсы и успешно окончила их. В соревновании комбайнеров во время хлебоуборки я заняла первое место, выработав за сезон на «Сталинце» 485 гектаров при большой экономии горючего. Однако ремонтировать технику было некому, в МТМ осталось два токаря и три слесаря. Пришла к токарю и говорю: «Учите меня». Ежедневно две смены я находилась у токарного станка, и теперь я токарь 4-го разряда. За год я освоила три профессии: тракториста, комбайнера и токаря. Я заменила трёх мужчин из моей семьи, ушедших на фронт, и мне не придётся краснеть перед фронтовиками» [19]. Не менее важной помощью фронту, нежели ударная работа на предприятиях или колхозных полях, была безвозмездная дача крови донорами. Думается, трудно переоценить заслуги людей, чья кровь для многих тысяч солдат Великой Отечественной стала драгоценным даром, а порой и единственной надеждой на спасение. Донор Валентина Ивановна Кирюшкина вспоминала: «Я с двумя маленькими детьми приехала в город Павлодар, а мужа взяли на фронт. Чтобы чем-то помочь быстрейшему разгрому врага, я здесь, в Павлодаре, вступила в ряды доноров. Мы, члены Общества Красного Креста, разгружали эшелоны с ранеными, дежурили в госпиталях и у постелей раненых бойцов и командиров, при первой же необходимости давали кровь раненым — как прямым переливанием, так и обычным методом. Тогда я безвозмездно сдала 26 литров крови. Кровь мы сдавали через три недели, зачастую по 500 граммов, даже по 600 граммов. Давали бойцам и командирам нашей доблестной армии — лейтенанту Смирнову, сержанту Кириллову и многим другим, я от них имела много писем, благодарностей. Когда линия фронта отодвинулась и отправлять раненых на такое дальнее расстояние не было смысла, госпитали эвакуировались ближе к фронту, мы стали давать кровь вернувшимся с фронта инвалидам Отечественной войны, детям, больным гражданам области…» [20]. Через три месяца стала работать самостоятельно. Шла война. Для всех она была испытанием сил, испытанием на прочность. Несмотря на то, что город мой был в глубоком тылу, жили мы военной жизнью. Работали без отпусков и выходных. Скидок на наши 16-17 лет не было. Работали наравне со всеми, обрабатывали телеграммы с отметкой «Оборонная». Это многословная, в основном, цифровая телеграмма, сделать ошибку в которой — преступление. И это при плохом освещении, полуголодные. В помещении было так холодно, что пальцы не гнулись. И всё же каждый, отработав смену, находил в себе силы идти на очистку железнодорожных путей, работать в подсобном хозяйстве. Всячески старались помочь фронту — готовили посылки, вели переписку с солдатами, а, главное, каждый старался сделать всё от себя зависящее, чтобы хоть на один день приблизить этот дорогой для всех День Победы» [21]. В годы тяжёлых испытаний подставили свои слабые, неокрепшие плечи дети, и на них легла тяжёлая ноша и ответственность — работать за взрослых, заботиться о слабых. Дети оказались трудовым резервом страны, одиннадцати-, двенадцатилетние встали к станку и зачастую были основными кормильцами в своих семьях, настоящей опорой своим близким. Обратимся к воспоминаниям Капии Тлегеновой. Началась война, всех забрали на фронт, а кому исполнилось шестнадцать лет, забирали в ФЗО. Почту носить было некому. Председатель колхоза Сарманов пригласил к себе девчонок Капию Тлегенову и её подругу Канипу, показал дорогу. От почтового отделения до их аула было 18 километров. Вставали рано и бежали за почтой. Приносили в основном похоронки и разносили их по домам. Рёв, крик, люди без памяти оставались. Потом председатель сказал, чтобы девчонки приносили похоронки ему, а он по казахскому обычаю начинал собирать людей и с ними вместе объявлял о горе, которое постигло их односельчан. В колхозе работать было некому, и Капия со своей подругой Канипой стали водить быков, а матери за плугами шли. Во время покоса сено косили. За почтой стал ходить младший брат Капии Имангазы со своим другом Тенизбаем. Капия Тлегенова вспоминает эпизоды военного детства: «Одевали на ноги шарки лапти из кожи крупного рогатого скота. Утром по росе они размокали и становились широкими, к обеду ссыхались и больно жали и стирали ноги. Я веду первых быков, а подруга Канипа подгоняет моих быков, её мать Зулкия подгоняет её быков, они привыкают, по борозде ходят медленно. Я всегда дремала, и однажды вижу во сне: русская тётка подаёт мне картошку, варёную, горячую, от которой даже пар идёт. Я бросаю быков и иду за картошкой.
2. Трудовой подвиг советского народа
Решением Государственного комитета обороны эвакуация была предписана и ростовскому заводу «Эмальпосуда» и тульскому «Новая Тула». Директор ростовского завода Еремей Иванович Дрёмух фото вышел с ходатайством о перебазировании завода в Омск. Всего за 4 месяца в наш город переехало около 110 промышленных предприятий из Подмосковья, Калуги и Запорожья, а население пополнилось на 150 тысяч человек. Задача была поставлена чётко и ёмко в кратчайшие сроки разместить и запускать заводы на новом месте.
Пусть даже место это — заброшенный пустырь. В ноябре 1941 года в наш город начинают пребывать эшелоны из Тулы и Ростова-на-Дону.
Управление военного снабжения Красной Армии сделало швейникам и обувщикам заказы на изготовление полушубков, валенок и других теплых вещей. Тюменский овчинно-шубный завод имени С. Кирова Главного управления кожевенной промышленности с 06.
Производственную программу второго квартала 1943 года завод выполнил на 140,5 процента и дал на 253 тысячи рублей продукции сверх плана. К концу войны в производство было запущено изготовление военных и гражданских бекеш, полушубков, меховых рукавиц, около десятка изделий ширпотреба. За высокие показатели и выпуск продукции отличного качества портниха овчинно-шубного завода А. Потапова была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а работнице военной приемки А. Беднягиной вручен орден «Знак Почета».
Важнейшее значение для страны в условиях войны имел железнодорожный транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные и региональные перевозки. Составы с оборонными грузами на Тюменском отделении Свердловской железной дороги продвигались от 750 до 1200 км в сутки. Ковязина в своей работе применяла «лунинские» формы организации труда — увеличение в два раза скорости пробега составов, экономия топлива, увеличение пробега без ремонта. За высокие показатели в работе и экономии топлива ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР».
За героический труд во время войны М. Ковязин был награжден орденом Трудового Красного знамени. В вагонном депо было также налажено производство автоматов ППШ, мин и минометов калибра 50 мм и 82 мм. По инициативе коллектива рабочих паровозного депо, Тюменским отделением Свердловской железной дороги в 1943 году было принято взять шефство над паровозным депо станции Запорожье-1. Для подшефного депо Запорожье-1 депо Тюмень выделило строительный лесоматериал в количестве 50 вагонов, станочное оборудование, паровоз серии «ЭУ», запасные части.
Дополнительно приобретались продовольствие, хозяйственные вещи, культинвентарь, теплые вещи и другие предметы. Лучший машинист депо Тюмень т. Нетесин на личные сбережения закупил 25 вагонов леса для освобожденной от немецких захватчиков Сталинской железной дороги. Железнодорожники паровозного депо и узла станции Тюмень Свердловской железной дороги собрали инструмент, оборудование для восстановления различных участков железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны многие работники Тюменского отделения Свердловской железной дороги были награждены орденами и медалями.
Так, в августе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам, были награждены: орденом Ленина — машинист паровозного депо Тюмень С. Войтик, заместитель начальника Тюменской дистанции пути по политчасти Ф. Лебедков, старший машинист паровозного депо М. Еременко, орденом «Знак Почета» — бригадир комплексной бригады депо Тюмень И. В июле 1945 года были награждены: орденом Красной Звезды — начальник особого отдела Тюменского отделения железной дороги майор госбезопасности Н.
Кондратенко, орденом «Знак Почета» — машинист А. Бердников, начальник паровозного депо В. Перминов, заместитель начальника политотдела С. Пацко и начальник 4-го отделения службы движения А. Харченко, позднее удостоенный также ордена Ленина.
Медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Заключение Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. Населенный пункт, с преимущественно одноэтажной деревянной застройкой, достойно справился с огромным потоком эвакуированных соотечественников и раненых бойцов Красной Армии, число которых вместе взятых превосходило количество постоянных жителей тогдашней Тюмени. Десятки промышленных предприятий из Европейской части страны, в массе своей соединившиеся с местными заводами, фабриками и артелями в течение нескольких недель наладили выпуск необходимой фронту продукции, в том числе такой, как торпедные катера, десантные планеры, минометы, авиационная фанера… Горожане и жители деревень тюменской земли в промышленности, на речном и железнодорожном транспорте трудились самоотверженно, снабжая фронт всем необходимым: от продовольствия и теплой одежды до боеприпасов… Родина по заслугам оценила трудовую доблесть тюменцев. Только медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
За вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны город Тюмень в 1986 году награжден орденом Октябрьской революции. Великая Отечественная война унесла 5 175 жизней жителей Тюмени. Город хранит память о боевом героизме и трудовой доблести тюменцев военного поколения. В Тюмени созданы мемориалы с Вечным огнем на Исторической площади открыт 9 мая 1968 г. Всего в современной Тюмени в память о войне и ее героях, а также о подвиге тружеников тыла установлено 115 монументов, памятных знаков и мемориальных досок.
Память о вкладе тюменцев в Победу увековечена в музейных экспозициях, уличных выставках, театральных постановках, документальных фильмах, телевизионных и радиопрограммах, многочисленных статьях, воспоминаниях, сборниках документов и научных трудов. В честь участников Великой Отечественной войны названы улицы и скверы города, проложены экскурсионные маршруты. Присвоение городу Тюмени почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» стало еще одной яркой страницей в сохранении памяти героического прошлого Тюмени в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Аксюта, А. Свинкин ; Комитет по культуре Администрации города Тюмени.
Ермаков, И. Кубочкина, В. Ланчук, О. Морозов ; Тюменское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» ; Фонд Президентских грантов.
С ярким именем гордым Иртыш! Во главу угла здесь поставлены. Труд, достоинство, честь и пристиж! В день начала войны в парке культуры должен был пройти праздник, посвящённый завершению посевной, а прошёл многотысячный митинг. Омичи узнали о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Решением Государственного комитета обороны эвакуация была предписана и ростовскому заводу «Эмальпосуда» и тульскому «Новая Тула».
Фото: victory. В октябре 1943 года детсады Красноярска собрали и отправили в подарок красноармейцам Карельского фронта 30 тонн овощей. Так об этом рассказывали воспитатели: «Вот холодное, мрачное утро. Целыми стайками и в одиночку бегут дети в сад, что-то бережно сжимая в руке.
3.4 Трудовые подвиги - старшего поколения, женщин, молодежи и детей
Огнеупорный сталевар Во время войны рабочие Ижевского металлургического завода работали, не щадя себя. Новосибирская область во время войны находилась в глубоком тылу, но на заводах и фабриках, на полях колхозов женщины и подростки тоже совершали подвиги. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны 50 вагоностроителей наградили орденами, а 2 426 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Павлова: Трудовой подвиг татарстанцев на войне навсегда останется в нашей памяти
Ослепшую Надю нашли и выходили местные жители. После войны академик В. Филатов сумел вернуть Богдановой зрение. Она жила в Витебске, не упоминая о своем военном прошлом. И лишь спустя 15 лет, когда Надя услышала по радио, как ее командир упомянул ее в числе погибших, она рассказала о пережитом. Виктор Хоменко В школе Вите хорошо давались предметы, а особенно — немецкий язык.
Благодаря этому 14-летний мальчик, который был в немецкой столовой в роли «подай-принеси», прекрасно понимал, о чем говорят фашисты. И передавал услышанное в подпольную организацию «Николаевский центр». Вскоре немцы сделали услужливого мальчугана посыльным при штабе, но первыми документы, которые он нес, читали подпольщики. В декабре 1942 года нескольких подпольщиков, в том числе и Виктора, схватили, пытали и допрашивали 10 суток. А затем прилюдно казнили на городской площади.
Александр Колесников В 1941 году отец Саши Колесникова ушел на фронт, наказав сыну беречь заболевшую мать. А когда мать выздоровела, 12-летний Саша сбежал на фронт, и, встретив танкиста Егорова, рассказал выдуманную историю о том, что остался совсем один. Однако командир Егорова решил, что такому юнцу не место в армии, и велел отправить его обратно. Ночью, когда началась воздушная атака, Саша сбежал в лес, и обнаружил вражеского парашютиста. Изловчившись, бросил немцу в глаза ком земли, а подоспевший Егоров помог связать противника, и доставить в штаб.
Так Колесников стал «сыном» 50-го полка 11-го танкового корпуса. Юркму и ловкому мальчишке поручали разведку во вражеском тылу, а летом 1944 года поручили крайне важное дело — найти секретную железнодорожную ветку, по которой переправляется вражеская техника. Саша переоделся беспризорником, сумел добраться до нужного места и расставить метки, чтобы указать цель для бомбардировщиков. На следующий день мальчик пробрался в немецкий эшелон, который вез боеприпасы, сумел поджечь бикфордов шнур взрывчатки и спрыгнул, когда поезд оказался на мосту. Однако Сашу догнал катер с фашистами.
Мальчика не просто избили, а распяли, прибив руки и ноги гвоздями. Спасли его разведчики, которые видели, как забрали Колесникова. Юного бойца отправили в новосибирский госпиталь, где он лечился почти полгода.
Таким образом, к началу военных действий трудовые ресурсы и экономическая система были готовы к решению новых поставленных задач [2, с. Ключевым же регионом экономической значимости в периодВеликой Отечественной войны являлся Урал. Масштабный промышленный рост в данном регионе был обеспечен за счет развитого сельского хозяйства, а также егооченьсильной взаимосвязис промышленностью, например, без продукции животноводства, то есть определенных расходных материалов и сырья, не могли функционироватьметаллургические производства. Тем самым, благодаря симбиотическим отношениям сельского хозяйства и промышленности данный регион был достаточно эффективным для всей экономики СССР. Правда, стоит отметить, что к 1941 году не было достигнуто окончательного освоения современных технологий, ноуже в 1943 году наблюдался устойчивый рост в промышленности, чему поспособствовал ряд определенных факторов [4, с. Ученые СССР разработалиновые методики обработки корма для животных, которые не применялись ранее в широком использовании, например, сапропель или крапива. Также еще одним сильным толчком для промышленного ростаданного региона оказалось то, что на фермы и заводы пошли работать вместо мужчин старики, женщины и дети, что можно определенно назвать подвигом см.
Таблица1 [4, с. Таблица 2 [2, с. Оборонные предприятий помимо животноводческой продукции были обеспечены большим количеством лошадейв целях помощи в строительстве заводов, изготовлении топлива и доставки продукции [2, с. Ключевой смысл данного предприятия заключался в том, что уголь, добывавшийся на Кузбассе, перевозился по железнодорожному сообщении Транссибирской магистрали в Магнитогорск на металлургический комплекс, а затем обратно на Кузбасс везли железную руду в Новокузнецк также на металлургический завод, чтобы не гонять поездные составы впустую [8, с. Тем самым было обеспечено эффективное сообщение предприятий, что являлось непосредственным преимуществом перед соперником в годы Великой Отечественной войны.
Так им удалось собрать 42 тысячи рублей на постройку танковой колонны и 58 тысяч рублей на постройку самолета «За счастливое детство», за что красноярские детсады получили личную благодарность Сталина. Красноярские дети гордились своими родителями, которые работали на военных заводах и строили в 1942 году понтонный мост через Енисей. В этой фразе звучала любовь к родителям и гордость за них, принимавших участие в таком большом общественном труде, — отмечали воспитатели.
После подписания пакта Молотова — Рибентропа, до января 1941 года, коммунистическая верхушка СССР, вместе со странами «Оси», разрабатывали «Пакт четырёх держав». Германии очень импонировало наличие мощнейшей промышленной базы СССР, на европейской территории. Этот факт, сыграл больше значение, в разработке блицкрига — плана молниеносной войны. Исходя из всех мыслимых допущений, Гитлер был уверен, что разрушение или захват хотя бы половины европейской территории СССР, неминуемо вынудит население отказаться от сопротивления. Вот только в расчётах нацистов не была учтена великая духовная сила, которая в то время ещё руководила русскими людьми! Герои тыла Великой Отечественной войны, в течение нескольких месяцев сумели переместить огромные заводы вглубь страны, где возводили цеха на голой земле, и приступали к выпуску необходимого фронту оружия. Эвакуация промышленности в годы ВОВ Среди самых первых приказов правительства СССР после вероломного нападения Германии, было распоряжение о создании комитета по эвакуации промышленности на восток в годы ВОВ, от 24 июня. До осени 1942 года, было эвакуировано 25 млн человек гражданского населения. Многие градообразующие предприятия Урала и Сибири, были эвакуированы во второй половине 1941 года с западной части СССР.
Но с ноября 41 до весны 42 г, он выпускал танки, работая под открытым небом в г. Оренбург; В общей сложности, в г. Оренбург было эвакуировано ещё 6 заводов с Украины и Белоруссии, среди них «Металлист», «Завод Сверл», «Радиатор» и др. Киев, был перемещён в г. Свердловск завод «Большевик». Тут они были размещены рядом с Челябинским тракторным заводом в результате сформировался «Танкоград». Условия, в которых проходил сам вывоз заводов, сейчас кажутся фантастическими. Требовалось эвакуировать металлургический завод «Запорожсталь». Половина рабочих отправились оборонять город, а другая половина разбирала оборудование, загружала его в вагоны и отправляла на восток. Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов!
В некоторые дни уходили по 750 — 800 гружёных железнодорожных платформ. И отправляли не только оборудование!
Герои Великой Победы: 10 историй о подвигах простых советских граждан
Эксплуатационники Юго-Восточной в годы Великой Отечественной войны широко практиковали новые методы работы. С начала Великой Отечественной войны девушку призвали на трудовой фронт. Городская акция «Стена памяти», посвященная Великой Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Предлагаю вашему вниманию кадры, сделанные во время Великой Отечественной войны – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, женщины, после войны на развлекательном портале За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны 50 вагоностроителей наградили орденами, а 2 426 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Трудовые подвиги, высокий патриотизм были главным стержнем жизни не только в 1941 г., но и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Трудовой подвиг Советского человека (Великая Отечественная: образ героя)
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл | Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. |
Помним подвиг трудовой | Сельские Вести | Во время Великой Отечественной войны трудовой подвиг совершали женщины и дети, работающие на заводах и в поле. |
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу | История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. И подвиги совершались не только на фронте, где офицеры и солдаты под канонаду проявляли силу духа, мужество и отвагу. |
Трудовой подвиг на войне
Студия "Школфильм". Документальная лента для уроков по истории в 10 классе 1970-е годы не потеряла своей актуальности и сегодня. В фильме рассказывается о са. И она, и Ефим Васильевич были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу. Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. С самого начала войны фронт забирал самых крепких и трудоспособных мужчин. В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности.
Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ
«Вечерняя Москва» собрала рассказы о жизни и подвигах простых советских граждан в период Великой Отечественной войны. Вклад жителей Удмуртии в победу в Великой Отечественной войне огромен. Главная страница Статьи Трудовой фронт Великой Отечественной. Трудовые подвиги, высокий патриотизм были главным стержнем жизни не только в 1941 г., но и на протяжении всей Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны Ижевск был единственным городом в стране, где производили абсолютно все виды советского стрелкового оружия. Честный и прямой, заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, он и на трудовом посту проявил себя дисциплинированным, трудолюбивым и доб-росовестным работником.
«Все для фронта! Все для Победы!» История трудового подвига советского народа
Стремление людей работать как можно лучше, произвести больше продукции для фронта привело в самом начале войны к зарождению движения двухсотников, передовиков труда, систематически перевыполнявших нормы в два раза. Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. В июле 1941 г. Этот призыв подхватили многие.
Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы. Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе. Победителям соревнований выдавались премии.
Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами. Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну.
У моста через реку Добрость на 476-м километре шоссе Москва - Варшава было установлено зенитное орудие, к нему доставили 60 снарядов. Добровольцем вызвался Николай Сиротинин, простой рабочий парень из Орла. Коля сражался один, как целый батальон. Фото из личного архива Первым же снарядом он подбил головной немецкий танк и еще один - в середине колонны, создав затор. Задача была выполнена. Но Сиротинин твердо решил израсходовать весь боекомплект. Бой продолжался два с половиной часа. За это время было уничтожено 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника.
Снаряды кончились, Николаю предложили сдаться, но он отстреливался из карабина до последнего... Фашисты были так потрясены героизмом русского, что похоронили его с почестями. Над могилой трижды прогремел залп из винтовок. Танкист-девица 12 февраля 1945 года шли ожесточенные бои за польский город Бунцлау. Выстрелом из «тигра» был подбит Т-34, управляемый опытным механиком-водителем. Боец с трудом вылез из танка, из бедра хлестала кровь. Сослуживцы стащили с раненого штаны, чтобы сделать перевязку, и обомлели - их Сашка Ращупкин, с которым они бок о бок воевали три года, оказался женщиной! А что было делать 27-летней трактористке, которую упорно не желали брать на фронт? Вот она и выдала себя за парня, произнеся перед доктором на медкомиссии пламенную речь. Фото из личного архива Скрыть пол помогло телосложение и актерские способности.
Женя хорошо имитировала мужской голос. А наркомовские сто грамм пила не морщась. В критические дни объясняла, что, мол, в танке укачало. После «разоблачения» слух о ней дошел до самого маршала Георгия Жукова. Тот приказал было отчислить самозванку, но ее отстоял другой легендарный полководец - Василий Чуйков.
Она также рассказала, что отдала свой голос за Казань, которая является одним из претендентов на почетное звание «Город трудовой доблести».
Есть архивные исторические справки. Есть живые свидетели того, какими физическими усилиями и силой воли люди на заводах, фабриках, полях давали все необходимое воинам советской армии для Великой Победы», — сказала Павлова. Она объяснила, что уже в первые месяцы войны Казань стала мощным военно-промышленным комплексом СССР. В Татарстан были переведены 70 из 226 заводов, эвакуированных в Поволжье. Всего они выпускали продукцию около 600 наименовании.
Но память об их подвиге жива и будет передаваться из поколения в поколение.
Враг не дошел до Саратова. Но в дни битвы на Волге саратовская земля стала оперативным тылом фронтов, сражавшихся под Сталинградом, а территория города и области неоднократно подвергалась бомбардировкам вражеской авиации. В годы войны в Саратове размещался штаб Приволжского военного округа — одного из центров формирования частей и соединений для фронта. В период войны фронт и тыл слились воедино.
«Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день
10 советских детей, проявивших особый героизм в Великую Отечественную войну | Урал стал во время войны «опорным краем державы», основным арсеналом Красной Армии. |
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны | Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. |
ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
- Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны
- Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
- Трудовой подвиг на войне
- Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны
- «Мы воевали»: как женщины спасали тыл
Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев
Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы. Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе. Победителям соревнований выдавались премии. Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами. Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике. Если в 1940 г. Они взяли на себя нелегкий труд изготовления военной продукции. Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы. Девушки осуществляли сварку корпусов самоходных артиллерийских установок.
Работали, скорчившись или лежа, обливаясь потом в удушливом от сварки газе. После часа такой работы сварщицу вытаскивали наружу, обливали дымящуюся от искр робу водой, потом она снова продолжала работу. Советские люди, которые по тем или иным причинам оказались в заключении, трудились с большей, чем до войны, отдачей. В лагерях и колониях широко практиковались стахановские вахты, трудовые салюты, открывались лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд Главного командования. Производительность труда заключенных в 1944 г. По заданиям военных наркоматов работали ученые и инженеры, репрессированные еще до войны по политическим мотивам. Одно из таких ОКБ, которым руководил авиаконструктор А. Туполев, находилось под Москвой, в Болшеве. Со своими помощниками Туполев сконструировал фронтовой бомбардировщик Ту-2.
Его заместитель итальянский коммунист Р. Бартини с небольшой бригадой совершенствовал в этом же ОКБ транспортные самолеты.
Приказом наркома М. Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы. Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А.
Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А. Карпова, с первых дней пребывания в Тюмени приступил к выпуску медикаментов. Уже в феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Продукция тюменцев направлялась на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. В начале 1943 года медицинская служба Наркомата Военно-Морского Флота получила от тюменцев первую тонну нового препарата — сернокислого бария.
На заводы Наркомата боеприпасов в Новосибирск было отправлено 170 килограммов йодистого калия, а в Наркомат химической промышленности сдано 15 тонн сулемы. Для ведения военных действий в условиях зимнего времени, часто в лесистой местности, армии необходимы были также сани, повозки для перевозки оружия и снарядов. Лыжи, лыжные палки, пароконные и одноконные повозки, телеги, сани, контейнеры и тару выпускали Деревообрабатывающий комбинат ДОК «Красный Октябрь» и Тюменский обозостроительный завод Главного управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Наркомата лесной промышленности РСФСР, созданный в марте 1943 года. Начиная с 1941 года, из Тюмени на фронт постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой и вооружением, но и с обмундированием и обувью. Управление военного снабжения Красной Армии сделало швейникам и обувщикам заказы на изготовление полушубков, валенок и других теплых вещей. Тюменский овчинно-шубный завод имени С.
Кирова Главного управления кожевенной промышленности с 06. Производственную программу второго квартала 1943 года завод выполнил на 140,5 процента и дал на 253 тысячи рублей продукции сверх плана. К концу войны в производство было запущено изготовление военных и гражданских бекеш, полушубков, меховых рукавиц, около десятка изделий ширпотреба. За высокие показатели и выпуск продукции отличного качества портниха овчинно-шубного завода А. Потапова была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а работнице военной приемки А. Беднягиной вручен орден «Знак Почета».
Важнейшее значение для страны в условиях войны имел железнодорожный транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные и региональные перевозки. Составы с оборонными грузами на Тюменском отделении Свердловской железной дороги продвигались от 750 до 1200 км в сутки. Ковязина в своей работе применяла «лунинские» формы организации труда — увеличение в два раза скорости пробега составов, экономия топлива, увеличение пробега без ремонта. За высокие показатели в работе и экономии топлива ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР». За героический труд во время войны М.
Ковязин был награжден орденом Трудового Красного знамени. В вагонном депо было также налажено производство автоматов ППШ, мин и минометов калибра 50 мм и 82 мм. По инициативе коллектива рабочих паровозного депо, Тюменским отделением Свердловской железной дороги в 1943 году было принято взять шефство над паровозным депо станции Запорожье-1. Для подшефного депо Запорожье-1 депо Тюмень выделило строительный лесоматериал в количестве 50 вагонов, станочное оборудование, паровоз серии «ЭУ», запасные части. Дополнительно приобретались продовольствие, хозяйственные вещи, культинвентарь, теплые вещи и другие предметы. Лучший машинист депо Тюмень т.
Нетесин на личные сбережения закупил 25 вагонов леса для освобожденной от немецких захватчиков Сталинской железной дороги. Железнодорожники паровозного депо и узла станции Тюмень Свердловской железной дороги собрали инструмент, оборудование для восстановления различных участков железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны многие работники Тюменского отделения Свердловской железной дороги были награждены орденами и медалями. Так, в августе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам, были награждены: орденом Ленина — машинист паровозного депо Тюмень С. Войтик, заместитель начальника Тюменской дистанции пути по политчасти Ф. Лебедков, старший машинист паровозного депо М.
Еременко, орденом «Знак Почета» — бригадир комплексной бригады депо Тюмень И. В июле 1945 года были награждены: орденом Красной Звезды — начальник особого отдела Тюменского отделения железной дороги майор госбезопасности Н. Кондратенко, орденом «Знак Почета» — машинист А. Бердников, начальник паровозного депо В. Перминов, заместитель начальника политотдела С. Пацко и начальник 4-го отделения службы движения А.
Харченко, позднее удостоенный также ордена Ленина. Медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Заключение Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. Населенный пункт, с преимущественно одноэтажной деревянной застройкой, достойно справился с огромным потоком эвакуированных соотечественников и раненых бойцов Красной Армии, число которых вместе взятых превосходило количество постоянных жителей тогдашней Тюмени. Десятки промышленных предприятий из Европейской части страны, в массе своей соединившиеся с местными заводами, фабриками и артелями в течение нескольких недель наладили выпуск необходимой фронту продукции, в том числе такой, как торпедные катера, десантные планеры, минометы, авиационная фанера… Горожане и жители деревень тюменской земли в промышленности, на речном и железнодорожном транспорте трудились самоотверженно, снабжая фронт всем необходимым: от продовольствия и теплой одежды до боеприпасов… Родина по заслугам оценила трудовую доблесть тюменцев. Только медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Трудовой подвиг на войне Трудовой подвиг на войне История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. И подвиги совершались не только на фронте, но и в тылу. Обычные мирные жители, женщины, старики и дети, оказавшие огромную помощь и поддержку Красной Армии. Да, они не шли под пули, не брали высоты, не форсировали реки, но их вклад в общее дело огромен. Символом трудового героизма стали женщины, они трудились за пределом человеческих сил, считая это не подвигом, а своей ежедневной войной.
К 14 апреля судоремонтники комбината закончили полностью ремонт двигателей и корпусов, произвели все плотничные работы.
Кроме того, два судна отремонтированы сверх графика. Рабочие-стахановцы и ударники, занятые на ремонтных работах, получили за свою самоотверженную работу благодарность от дирекции консервного комбината. К числу передовых судоремонтников относятся: бригадир ремонта флота, капитан судна «Стахановец» И. Грасмик, судоплотник С. Рашев, мотористы Е. Звягин, М.
Колов, Ф. Шекунов, Антипин, плотник судоремонта П. В дни Предмайского социалистического соревнования коллектив строителей добивается новых успехов в своей работе.