Рассказываем истории пяти детей, переживших блокаду Ленинграда и замученных в концлагерях. дата, в которую наша страна вспоминает о снятии фашистской блокады Ленинграда советскими войсками. К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет.
Блокадный Ленинград глазами детей
В Петербурге открылась выставка о блокадном Ленинграде глазами современных детей. История блокады Ленинграда глазами ребенка. Какой была блокада, увиденная детскими глазами, ребята узнали, прослушав отрывки из воспоминаний очевидцев. 27 января является Днём воинской славы России — это День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). После просмотра фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» подростки высказывались о своих впечатлениях: страшно, как пережить это, смогли бы мы или нет, нельзя допустить. Блокада глазами детей. Воспоминания детей, переживших блокаду Ленинграда. Тяжелейшие условия блокадного Ленинграда: страшный голод, отсутствие электричества, замерзший водопровод, остановка трамваев, лютый мороз.
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве
Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год — праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг — были организованы праздничные елки с подарками, театрализованными представлениями и сытным обедом. Учащиеся нашей школы были очень поражены рассказом одной Ленинградской девочки о новогодней ёлке 1942 года. Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки.
Только вот играть на рояле ей больше никогда не довелось. А это было очень почетно, мне флажок дали… Выходим гордые, вдруг бежит женщина, вся всклокоченная, и кричит: "Война, Гитлер на нас напал! Но очень скоро "Змей Горыныч" вмешался в ее жизнь гораздо сильнее.
Папа ушел на фронт связистом, и вскоре его забрали на "черном воронке" — взяли сразу по возвращении с задания, не дав даже переодеться. Фамилия у него была немецкая — Гинденберг. Девочка осталась с мамой, а в блокадном городе начался голод. Однажды Регина ждала маму, которая должна была забрать ее из детского сада. Воспитательница вывела двух задержавшихся детей на улицу и пошла запирать двери. К малышам подошла женщина и предложила конфетку. Очень хотелось, но нас предупреждали, что к чужим нельзя подходить. Страх победил, и мы сбежали, — рассказывает Регина Романовна. Мы хотели ей показать эту женщину, а ее уже след простыл".
Сейчас Регина Романовна понимает, что сумела сбежать от людоедки. В то время ленинградцы, обезумевшие от голода, воровали и ели детей. Мама пыталась накормить дочь как могла. Однажды пригласила спекулянтку — обменять отрезы ткани на пару кусков хлеба. Женщина, оглядевшись, спросила, нет ли в доме детских игрушек. А Регине перед самой войной подарили плюшевую обезьянку, ее назвали Фока. Это моя любимая". А ей она очень понравилась. Они с мамой выдирали у меня игрушку, а я реву… Взяв обезьянку, женщина отрезала еще хлеба — больше, чем за ткань Регина Романовна Уже став взрослой, Регина Романовна спросит у мамы: "Ну как ты могла у маленького ребенка отнять любимую игрушку?
Однажды, ведя дочку в садик, мама упала посреди улицы — у нее уже не было сил. Ее забрали в больницу. Так маленькая Регина попала в детский дом. Меня положили с девочкой, она была опухшая вся.
Этот кинотеатр находился на Международном проспекте сейчас Московский проспект. Во время сеанса вдруг в зале включили свет и нам было сказано немедленно покинуть зал. Оказывается, начался воздушный налет на город и по радио была объявлена воздушная тревога. Народ не соглашался уходить, объясняя, что окна в кинотеатре завешаны и поэтому кинотеатр не может быть целью для бомбардировки. А директор кинотеатра ответил, что если он позволит нам остаться, то его сурово накажут. После этого все разошлись», — рассказал Владимир Евсеев. Они с отцом вышли и остановились в подворотне на 6-й Красноармейской улице. Со стороны Международного проспекта раздался взрыв, земля под ногами содрогнулась. Кто-то прибежал со словами: «Кинотеатр «Олимпия» разбомбили! В феврале 1942 года умерла мама Владимира Евсеева. От голода. По дороге на кладбище, когда мы свернули с Лиговки на Расстанную улицу, я увидел, что не мы одни везем санки с умершим человеком. На похоронах церемоний никаких не было. Могильщики брали покойников за плечи, ноги и кидали в большой котлован», — добавил Владимир Евсеев. Человеческая доброта и жертвенность Лидия Семина родилась 17 сентября 1926 года в Ленинграде. Папа умер незадолго до войны, — рассказала женщина. В 1943 году мы строили баррикады около Московских ворот, ожидая нападения врагов, за что получили статус участников войны. Я получила все возможные медали, связанные с этими временами». В ее воспоминаниях много событий, связанных с человеческой добротой и жертвенностью. Один из них обратил внимание на мои прохудившиеся валенки. Утром я нашла их подшитыми, залатанными и пригодными для носки. Я поняла, что это сделал он, симпатичный добрый молодой человек, который потом не вернулся из разведки, — написала Лидия Семина. Он отдал ей свой паек, довел до дома и этим спас ее от ранней смерти». Сейчас ей 93 года, а когда началась война, было всего 13.
По всей стране и за ее пределами оно тоже известно, но с пояснением: блокада Ленинграда. Жителям города на Неве пояснения не нужны, они обычно пишут это слово, как и все, со строчной буквы, но произносят с большой. Бессмертная память. Чечина; художник-оформитель М. Тихонов; художник В.
Блокада глазами ребенка
Корытова , биологии И. Кайряк, Ю. Васильева совместно с ребятами старшего звена. По мнению учащихся и педагогов, устный журнал был очень интересным, он позволил открыть неизвестные факты блокады. Учитель музыки О. Пыхова познакомила ребят с блокадной симфонией Д.
Она помнит, как пришла похоронка на отца. Как люди все ждали, что война и блокада закончатся, но, казалось, что осаде врага не будет конца. Мама работала на заводе, и ей выдавали карточки на нее и дочерей. И сестры рассказывали, как она отрезала по маленькому кусочку от пайка каждой дочери, чтобы выжить самой и спасти их. И женщине это удалось: семью вывезли на большую землю, в Сибирь. И уже здесь в 1943 году мама Валентины Андреевны умерла.
Девочки попали в детский дом… — Нам никогда не забыть того ужаса, который мы испытывали во время бомбежек в Ленинграде. У каждой семьи был собран чемодан необходимых вещей: немного еды, вода. Когда объявляли: «Воздушная тревога! Когда вражеский налет заканчивался, шли домой. И многие на месте своих домов обнаруживали руины и завалы. И еще долго потом, когда сестры находились в детском доме, глубоко в тылу, гул самолетов наводил на них ужас и страх.
Они брались за руки и бежали прятаться под стол… Современные дети чувствуют в себе кровь поколения Победителей.
Папа ушел на фронт, а мама осталась в городе с шестимесячным сыном, который, к сожалению, не выжил. Я родилась уже после войны. По работе папу направили в город Троицк. Наша молодежь много чего не знает, поэтому такие мероприятия крайне важны.
Папа выходит, а там мальчишка с улицы стоит и говорит ему: «Передайте Жене арбуз». Первый его вопрос: «За какие такие заслуги? Папа маму в туалете закрыл. И хотя ее крик: «Не бей», — был слышен чуть ли не на улице, папа меня так высек, что я запомнила на всю жизнь, — вспоминает с улыбкой блокадница.
Жила семья довольно скромно, кухня была на две семьи. Готовили тогда на примусе. Девочкам оставляли деньги для покупки керосина для примуса. Тогда, до войны, много чего было на столе. Мама суп варила, каши, кисель. Обычным перекусом было молоко с сушками, бутерброды с маслом. Кедровые орехи ели. Разное продовольствие было, но за ним всегда была очередь. На заднем дворе дома была прачечная, поэтому мама Евгении Афанасьевны по списку занимала очередь, чтобы постирать белье.
Перед самой войной Евгения Афанасьевна окончила первый класс. В тот день она возвращалась домой вместе с подругой — Зинкой Федотовой. Родители на работе, а сестра Люся еще оставалась в школе, потому что в 7 классе, где она училась, уже начинали сдавать экзамены. К слову, это было первое лето, когда мама не отправила девочек к бабушке с дедушкой в Смоленскую область, ждала, пока старшая дочь сдаст экзамены. Девочки зашли за керосином для примуса. Вышли, а навстречу бегут люди и кричат: «Война, война! Мы с Люсей подслушали разговор родителей. Папа говорит: «Шура, это серьезная война. С такой болезнью «Солитер» — ленточные черви в организме,— прим.
Пойду я лучше сам добровольцем. Если что — хоть вы без хлеба не останетесь». И папа ушел в военкомат добровольцем. Его тут же оформили и забрали. Сводки идут, небо все в аэростатах, похожих на дирижабли, чтобы ловить немецкие самолеты, — рассказывает Евгения Афанасьевна. Матери дают команду эвакуироваться, 3 дня на сборы. Завод сворачивается. Музеи выво-зят. Дома мама сказала девочкам собрать все необходимое и села связывать пожитки в узелки.
«Блокадный Ленинград глазами современных детей»
Подходим к человеку и говорим: «Дядечка, ваш талон? Рядом с домом нашей героини была продовольственная база. Поэтому, будучи совсем мелкой, она пробиралась через дырку в заборе, выкатывала ребятам арбузы с базы, за что получала свою долю. Стук в двери. Папа выходит, а там мальчишка с улицы стоит и говорит ему: «Передайте Жене арбуз». Первый его вопрос: «За какие такие заслуги? Папа маму в туалете закрыл. И хотя ее крик: «Не бей», — был слышен чуть ли не на улице, папа меня так высек, что я запомнила на всю жизнь, — вспоминает с улыбкой блокадница.
Жила семья довольно скромно, кухня была на две семьи. Готовили тогда на примусе. Девочкам оставляли деньги для покупки керосина для примуса. Тогда, до войны, много чего было на столе. Мама суп варила, каши, кисель. Обычным перекусом было молоко с сушками, бутерброды с маслом. Кедровые орехи ели.
Разное продовольствие было, но за ним всегда была очередь. На заднем дворе дома была прачечная, поэтому мама Евгении Афанасьевны по списку занимала очередь, чтобы постирать белье. Перед самой войной Евгения Афанасьевна окончила первый класс. В тот день она возвращалась домой вместе с подругой — Зинкой Федотовой. Родители на работе, а сестра Люся еще оставалась в школе, потому что в 7 классе, где она училась, уже начинали сдавать экзамены. К слову, это было первое лето, когда мама не отправила девочек к бабушке с дедушкой в Смоленскую область, ждала, пока старшая дочь сдаст экзамены. Девочки зашли за керосином для примуса.
Вышли, а навстречу бегут люди и кричат: «Война, война! Мы с Люсей подслушали разговор родителей. Папа говорит: «Шура, это серьезная война. С такой болезнью «Солитер» — ленточные черви в организме,— прим. Пойду я лучше сам добровольцем. Если что — хоть вы без хлеба не останетесь». И папа ушел в военкомат добровольцем.
Его тут же оформили и забрали. Сводки идут, небо все в аэростатах, похожих на дирижабли, чтобы ловить немецкие самолеты, — рассказывает Евгения Афанасьевна.
Первый предназначался на «обычный школьный день», второй — «на случай бомбежки».
Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Население Ленинграда голодало и замерзало.
Но наступил Новый Год — праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг — были организованы праздничные елки с подарками, театрализованными представлениями и сытным обедом. Учащиеся нашей школы были очень поражены рассказом одной Ленинградской девочки о новогодней ёлке 1942 года.
Помощь в подготовке акции была оказана региональным отделением общественного движения «Волонтеры Победы». В Стрелецкой средней школе для учащихся 6 класса провели урок волонтеры школьного отряда «Первые ласточки». Активисты рассказали о страшном событии «Блокада Ленинграда», показав ученикам суточную норму хлеба. Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма.
Работы позволяют понять, как современные дети смотрят на события сороковых годов. Это диалог прошлого и современного поколения. История в отражении музейных витрин Взглянуть собственными глазами на быт времен блокады школьники могут в музеях. Вещи, книги, фотографии и интерьеры того времени смогут наполнить новыми смыслами пройденный в школе материал и будут убедительнее страниц любого параграфа. В музеях страны пройдут тематические экскурсии. Так, на интерактивной выставке в Музее Победы посетители увидят воссозданные помещения госпиталя и завода времен Великой Отечественной войны. Участники мероприятия попадут в декорации знаменитой ленинградской библиотеки — «Публички», которая не закрывалась в блокадном городе ни на один день.
Экспозиция познакомит и с бытовой жизнью ленинградцев того времени. А специально для школьников Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда 28 января проведет онлайн-экскурсию по выставке, посвященной учителям, которые остались верны своему призванию в самое сложное для города и страны время. Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти. При поддержке Минпросвещения проводится ежегодный конкурс сочинений «Без срока давности» для школьников и студентов колледжей и техникумов. Он является частью масштабного проекта «Без срока давности», инициированного президентом России Владимиром Путиным. В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, проходят просветительские акции и научные конференции, а школьники и студенты могут попробовать себя в роли волонтеров и членов поискового движения. Для учащихся проходят и «Уроки мужества» по всей стране — они охватывают не только школы, но и вузы.
Например, в Алтайском педагогическом университете уже прошел урок «Ты в памяти и в сердце, Ленинград! Такие памятные занятия также проводятся по инициативе Минпросвещения России. В Петербурге блокаде посвящен конкурс чтецов для учащихся 7—11-х классов «А город был в дремучий убран иней», названный в честь стихотворения Ольги Берггольц. Пусть не все смогут встретиться с ветеранами, но сегодня каждый ребенок сможет открыть сборник стихов и прочитать тексты авторов блокадного Ленинграда. Для ребят организуются викторины, лекции и конференции: в Марий Эл, например, пройдет квиз, посвященный памятной дате, а тверским школьникам расскажут о снятии блокады Ленинграда на мультимедийных лекциях в областном Дворце культуры.
Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
На мероприятие пришли учащиеся 2 класса. Блокада Ленинграда — страшный и тяжелый период, незабываемая страница в истории города, в истории страны, которая вызывает особое уважение к мужеству его жителей. За 900 дней блокада унесла жизни около 800 тысяч человек, не пощадив никого. Дети узнали, что людям приходилось переносить страшный голод, что во времена блокады пятьдесят процентов блокадного хлеба состоял из несъедобных примесей заменявших муку.
По материалам сообщества «Рыбинская Православная гимназия» в социальной сети VK. Информационный отдел Рыбинской епархии.
Вот давай-ка мы лучше на горшок с тобой сходим. Ну-ка, сними одеяло. Так, теперь сними левую ногу, теперь правую, прекрасно». И я снимала с кровати на пол ноги, когда я дотрагивалась только до них, это ужасно. Я понимала, что маме осталось недолго жить. Ноги — это были как у куклы, кости, а вместо мышц какие-то тряпки. Да, мама, ты была человеком с сильным духом. Конечно, ты знала, что умрёшь, но не считала нужным об этом говорить». В начале июня 1942 года Лена Мухина была эвакуирована в город Горький. Там она поступила в фабрично-заводское училище, училась на мукомола. Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года. Ей было 66 лет. Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова. Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны — 22 июня 1941 года. Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом. Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде. Это решение, как и для многих семей, стало для них фатальным. Осенью 1941 года Антонина посоветовала сыну поступить в военно-морскую спецшколу, чтобы в дальнейшем у него было больше шансов эвакуироваться, но Юра не прошел медкомиссию: у мальчика было плохое зрение и плеврит. В спецшколу не иду. Получаю паспорт. Остаюсь в школьной команде. Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы. Убьют не убьют. После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу. Итак, долой политику колебаний! Мое решение — сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье — то все равно. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира». Как и в других блокадных дневниках, характер записей Юры постепенно меняется, и изменения эти, хоть и постепенны, но жутки: от первых переживаний войны и размышлений о планах на дальнейшую жизнь — к полному отчаянию и единственному желанию — поесть досыта. Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Юре пришлось остаться: от голода и слабости он уже не мог ходить. Антонина и Ирина прибыли в Вологду 26 января, в тот же день мать Юры умерла прямо на вокзале от истощения. Ирину отправили в детприемник, позднее — в детский дом в деревне Никитская, откуда после победы ее забрала тетя. Судьба Юры так и осталась неизвестной. Последняя запись в его дневнике появилась 6 января 1942 года — за два дня до отъезда матери и сестры: «Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил.
Их везут через Неву, которая совсем рядом, по Охтинскому мосту на Пискаревское кладбище. Никто не плачет и не разговаривает. По-прежнему мороз и покойники. Санитарки за оказанием помощи пострадавшим от вражеского обстрела 1943 г. Мы с мамой почти целый день лежим в кровати и слушаем радио. Передают прекрасную симфоническую музыку и стихи. Утром на нашем проспекте — сплошной поток покойников. Проехали две грузовые трехтонки с высокими бортами, доверху наполненные мертвыми замерзшими подростками-ремесленниками в своих черных шинелях и в шапках с торчащими во все стороны руками и ногами. Бегу домой, так как смотреть на это уже нет сил. Ничего до этого вкуснее я еще не ела. Он служил в ПВО судостроительного завода «Северная Верфь» и сказал, что 26 декабря в городе умерло от голода 126 тысяч человек. Позднее эта цифра встречалась мне в официальных и печатных изданиях. Колесникова И. Москвы Как я осталась живой! Я родилась в прекрасном городе Ленинграде. Когда началась война, мне было восемь лет. Родители были в длительной командировке, папа был военным. Я осталась с бабушкой и дедушкой. Жили мы на Васильевском острове, в Гавани. Снабжение стало возможным только по воздуху или через Ладожское озеро. Многократно начали снижать нормы выдачи продуктов, а выдача хлеба сократилась до 125 граммов. Это был блокадный хлеб — черный, тяжелый, с суррогатами. Начались морозы. Холодно и голодно. Дедушка был очень высокий, крупный. Все время говорил: «Таня, я есть хочу, свари мне фикус». Этот цветок рос в изголовье его кровати и был очень высоким. Бабушка долго отказывалась, а потом все-таки сварила. Он съел и говорит: «Вот теперь я усну». На следующий день дедушка умер. Мы с бабушкой на саночках отвезли его к месту, где складывали всех мертвых. Бабушка все говорила: «Держи его ноги, они почему-то сваливаются», а я боялась. Мы с бабушкой остались вдвоем. Морозы крепчали. Стекла вылетели во время бомбежки и обстрелов. Окна забили фанерой, завесили одеялом. Топлива не было, темно, одна коптилка. Мы вместе ходили за водой, хлебом. Бабушка боялась оставлять меня одну. Идти было трудно, повсюду слежавшийся снег, сугробы. Бабушка стала слабеть, часто отдыхала. Спали одетыми вместе в одной кровати, она прижимала меня к себе, чтобы было теплее. Ночью во время бомбежек вставали и шли в бомбоубежище. В одну из ночей она меня не будила, чтобы встать, а я радовалась, что можно поспать.
Блокада глазами ребенка
С 23 января по 30 января в детской библиотеке проходит Неделя Памяти, посвященная 74 годовщине снятия блокады Ленинграда. Вера Сомина ребёнком пережила блокаду Ленинграда, сохранила фото и неповторимые воспоминания. Вниманию ребят был представлен видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей». Полное снятие фашистской блокады для Ленинграда — это как второе рождение, возрождение к жизни после страшных испытаний.
Война и булка хлеба. Как жили и совершали подвиги дети блокадного Ленинграда
Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. История блокады Ленинграда глазами ребенка. дата, в которую наша страна вспоминает о снятии фашистской блокады Ленинграда советскими войсками. Более 70 детей посетили «Урок мужества», который провёл ветеран вооружённых сил полковник Виталий Мазур в школе №9 станицы Бородинской. Мероприятие было посвящено теме «Блокада Ленинграда». Лента новостей ДНР. Официально. 12 октября в МБУ "Анадольский СДК" оформлена выставка детских рисунков "Блокадный Ленинград глазами ребёнка" посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.