Новости декабрь святки

Начинались святки с Николина дня 19 декабря и завершались Крещением 19 января. «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного. Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают. Церковь чтит 12 дней после рождества. Их ещё называют Святыми днями или Святками.

Православные отмечают Святки

Оно в этот день зарождалось с новой силой. Это, вероятно, было связано с самыми длинными ночами, которые после дня зимнего солнцестояния начинали укорачиваться. Соответственно, день увеличивался. Праздновали Коляду вплоть до 6 января. В этот день жгли большие костры, чтобы помочь Солнцу нарастить силу, а также рядились в страшные костюмы, чтобы отпугивать нечисть, которая долгими зимними ночами могла шастать по земле. То есть колядки у православных нынче начинаются с 7 января и длятся неделю - до Старого Нового года. Именовать и стали Рождественскими Святками.

В этот период все ходят друг к другу в гости.

Из дорождественских дат можно отметить 22—23 декабря, когда девушки пекли пироги и угощали ими парней. Фольклористы уверяют, в бывшем Кадниковском уезде это в Вологодской области , например, в некоторых святочных обычаях и до нашего времени сохранились приметы старины. Трудно сказать, так ли это, но ещё несколько десятилетий лет назад во многих отдалённых поселениях святочные празднества продолжались с 22 декабря по 6 января. И в вечер на сочельник, а иногда и 22 декабря девушки продолжали устраивать «копыльные вечера» копыл — это прялка. За прялкой, понятное дело, в этот вечер никто не сидел, однако девушки должны были продемонстрировать потенциальным женихам свою домовитость. Они и старались: в складчину покупали продукты, пекли пироги и накрывали общий стол, к которому приглашали парней и угощали их чаем, пирогами и другими яствами. Когда пироги кончались, на стол ставилось решето, в которое парни клали карамель, пряники, орехи и прочие лакомства. Девушки делили их между собой, после чего начинались игры и пляски — иногда на всю ночь.

Праздничный характер таких предсвяточных сборищ подчёркивают все исследователи русского быта. На такие беседы собираются обыкновенно парни и девушки из нескольких соседних деревень. На таких беседах деревенские парни-женихи «выглядывают», или «высматривают», себе невест из чужих деревень. Нечего, конечно, и говорить, что на такие сборные беседы девушки являются разодетыми во все свои лучшие наряды». На эти праздничные «беседы» собирались всей деревней, без различия пола и возраста. В назначенную для праздника избу приходили соседи, а также парни и девушки из деревень в округе — и 10, и 15 вёрст не считались за расстояние. Девушки чинно рассаживались на лавках от печки до лицевого угла и от него до красного окна… Молодицы, старухи и женатые мужики, не участвующие в забавах, занимали места на лавках у печи и в само действие не вмешивались, были просто заинтересованными зрителями. Это правило нарушалось только в том случае, если молодёжь, развеселившись, забывала о безопасности — в этом случае кому-то из старших женщин позволялось покинуть своё место в сторонке и остудить горячие головы — надо было следить за тем, чтобы не случилось пожара. Для неженатых молодых тоже было определено своё место: они размещались от красного окна до угла, где висели образа, «почестного», и от него до заднего, «полоненого» угла, направо от входа.

Яркие традиции: богослов рассказал, как отмечают Рождество в России и других странах Еще бессменным атрибутом праздника являются гадания, хотя церковь и осуждала их, считая отголоском язычества. Русские красавицы не могли отказать себе в удовольствии ворожить и загадывать желания в ночь на Рождество. Ведь считалось, что именно в эти волшебные дни можно приоткрыть завесу будущего и узнать имя, возраст и социальный статус суженого. Завершались Святки приготовлениями к Крещению — во льду водоема делали прорубь в виде креста и декорировали ее узорами, высеченными на льду. Народные приметы и поверья Хмурое небо и снегопад на Крещение говорит, что урожай будет богатым. Ясная погода предвещает обратное. Если каша, сваренная в канун Старого Нового года, удалась, семью ждут удача и достаток. Обилие звезд в ночь с 13 на 14 января — предвестник изобильного года. Незамужним девушкам и парням запрещается сидеть на углу во время праздничных застолий — иначе им никогда не вступить в брак.

При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Святки-колядки. Тематический день в Чеховке

Святки в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае.
Святки: необычные традиции 12 дней с Рождества до Крещения 12 января для учащихся Мглинской средней школы №1 в читальном зале Мглинской библиотеки прошел час духовности «Зимние святки».

24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки

Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда старому стилю), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1. Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. Ежегодно в начале святок на Щёлоковском хуторе с самого утра начинаются настоящие народные гулянья. народное гулянье с выступлением творческих коллективов, с песнями, частушками, хороводами.

Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования

Он совпадает со Святками — первыми 12 днями после Рождества Христова [3]. Святки, история появления праздника и какое отношение к Святкам имеют скоморохи. На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения.

Православные отмечают Святки

Чехова прошел тематический день «Колядки матушки-зимы». Посетители библиотеки узнали, что такое колядки и когда их устраивали, как это всё происходило на страницах русской литературы. Также сотрудники библиотеки знакомили участников тематического дня с народными приметами и обычаями, связанными с январскими праздниками. А их на первый месяц года приходится очень много: это и Новый год, и Старый Новый год, и два Сочельника — Рождественский и Крещенский, и собственно Рождество и Крещение, и Святочная неделя… Вот уж действительно: «Кабы не было зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых!

По поверью, Спиридон сам поворачивает светило и следит, чтобы оно не скрылось от людей.

Само солнце в Спиридонов день, как верили наши предки, надевает праздничный сарафан, садится в телегу и едет в теплые страны. В лесах же в берлогах ворочались медведи, ложась то на один бок, то на другой. В древней Руси 25 декабря праздновали Коляду. Этот день был посвящен славянскому богу Даждьбогу, и лишь потом народные поверья и приметы слились воедино с христианскими легендами.

Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества.

Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье часто по-прежнему в форме животных сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.

Рождественские гуляния До революции выходными — не рабочими — днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью».

Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики». Отчего вы упали? Вы пили что-нибудь? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек… — И все пешком? От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога — обидишь…» К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку.

Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов.

Кроме всего прочего, в святки запрещалось охотиться. Также в эти дни принято гадать, так как считается, они являются пограничным периодом между старым и новым хозяйственным годом, когда среди людей незримо обитают духи. По традиции, это обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. Рождественские святки окончатся 19 января, в день празднования Крещения Господня.

Нижегородские энтузиасты в Святки напомнили о древних русских традициях

В историко-культурном центре «Старый Сургут» показали, как отмечали на Руси святки — двухнедельный период праздников, связанный со славянскими обрядами и традициями. Со звонкими песнями на Руси отмечали святки, 12-дневный сочельник от Рождества до Крещения. Или, как сказали бы наши предшественники «От первой звезды, до первой воды». С рождества до Андреева дня — это святые вечера, а с Рождества до Крещения Господня — это страшные вечера», — пояснила культурный организатор историко-культурного центра «Старый Сургут» Елена Сидорова. В святки, они же святые дни, как и в любые праздники, было принято ходить в гости, дарить подарки, навещать больных и стариков.

Фото Pixabay. Начинается он с 6 января, а заканчивается 18 января. Почему начало именно 6 января? Это поясняет портал boooh. Святки начинаются 6 января в канун Рождества, на Коляду, с момента восхождения на небе первой звезды и заканчиваются 18 января в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды. Исторические факты Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества.

Ряженье — ещё одна традиция, проводимая во время Святок. Это, своего рода, развлекательные представления, во время которых люди переодевались и изменяли свой облик так, чтобы никто их не узнал. В таком виде они устраивали сцены и игры, чтобы веселить народ. Эта забава сохранилась ещё с языческих времён. Во многих культурах зимнее солнцестояние считается началом нового астрономического года. С этого момента дни становятся длиннее, а древние люди считали, что это означает рождение Нового года. Они думали, что в этот период вся судьба на предстоящий год определяется. Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием. Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной». Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе. Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях. Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т. История праздника Святки кратко Святки — христианский праздник, но к нему присоединились различные традиции со времен язычества. Все эти традиции унаследованны от предков. Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита по славянской мифологии, это был бог войны и победы. Также бытует мнение, что это слово имеет корни от старославянского «Святки», что означает — «душа предков». Любимое популярное развлечение этого периода — наряжаться и ходить колядовать с песнями. Коляда древний языческий бог символизировал начало новой жизни и обновление природы. Церковь не могла искоренить эти традиции, поэтому приняла обряд колядования, слегка изменив его: в песнях стали упоминать Иисуса и восхвалять его. В ночь на Коляду люди зажигали огонь, устраивали пляски и песнопения, катили с горы горящее колесо. Дети ходили со звездой ручной работы она символизировала восходящее солнце по деревням. Стучали в двери, поздравляли всех, пели народные праздничные песни — «колядки» и получали за это подарки. У песен «колядок» нет авторов, так как они были сочинены народом, но они всегда добрые и искренние.

Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости. Ребята лепили снежных баб, катались с гор на санках, устраивали весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев Weihnachten. По другим наречиям, «святки» swiatki означают праздники. В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок swiatki , как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам.

Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника

народное гулянье с выступлением творческих коллективов, с песнями, частушками, хороводами. Традиция отмечать Святки давняя, а вот как отмечали Святки на Дону. Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января. читайте на ФедералПресс. Святки на Руси делили на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Коляды до Щедрого вечера — с 25 декабря по 31 декабря, и Страшные вечера.

Богослужебные и уставные особенности периода Святок

  • В России проходят Рождественские святки
  • Святочные обычаи и гадания
  • 24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки
  • Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника
  • Святки. Записки этнографа — Русская вера
  • Святки на Щелоковском хуторе попали в эфир Первого канала - Новости

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий