Военные, драмы, исторические. Режиссер: Алексей Герман мл. В ролях: Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Кристина Лапшина и др. В разгар Второй мировой войны, когда Советский Союз сталкивается с неустанным наступлением немецкой армии. Смотрите видео онлайн «Премьера военной драмы Алексея Германа-младшего "Воздух" состоялась в Москве / РЕН Новости» на канале «РЕН ТВ.
«Воздух»: суровая правда о военных буднях девушек-пилотов (РЕЦЕНЗИЯ)
Афиша Plus - 21 января 2024 - Новости Санкт-Петербурга - 18 января 2024 года вышел в прокат художественный фильм "Воздух", российского режиссёра Алексея Германа-младшего, премьера которого состоялась 26 октя. О том, что премьера фильма "Воздух" Алексея Германа-младшего станет событием беспрецедентным в нашем кино, стало понятно в тот момент, когда на Новом Арбате, рядом с кинотеатром "Октябрь" вдруг.
«Воздух». Короткометражный фильм. Про людей и про войну
Единственный способ остановить немецких истребителей - атаковать их в небе. На помощь смешанному авиационному полку прибывает подразделение юных девушек-летчиц, которые становятся одними из первых женщин-военных летчиц на фронте. Война беспощадно забирает жизни этих отважных девушек, и лишь немногим удается выстоять и сохранить человечность в нечеловеческих условиях. Режиссер Алексей Герман-младший использует прием перемещения главной героини Жени по разным фронтам, чтобы показать весь спектр военных событий. Кадеты стали свидетелями трагедии блокадного Ленинграда, жестоких боев в Сталинграде и будней партизанских отрядов. А 2 февраля 1943-го, закончилась Битва за Сталинград, которая длилась 125 дней и ночей.
Одна из девушек — Женя, непростой судьбой наученная сдерживать чувства и не привязываться к людям, чтобы не страдать от боли утраты. Она лишь хочет хорошо летать, побеждать противника и сливаться с воздухом, ветром, самолетом в одно целое.
К слову, в середине прошлого века считалось, что женщины способны только на то, чтобы заниматься домашним хозяйством, поэтому отношение мужчин к будущим летчицам не являлось чем-то из ряда вон выходящим. Кадр из трейлера к фильму "Воздух" Однако для того, чтобы противостоять врагу, мужских рук не хватало, и руководство страны было вынуждено привлекать в военную авиацию прекрасную половину человечества. Тем более, что в СССР было немало девушек, которые до войны занимались в популярных в то время любительских аэроклубах, и в условиях войны их навыки могли оказаться неоценимыми.
При этом между воздушными боями девушки-летчицы в картине «Воздух» ведут вполне себе обычные женские разговоры, в процессе которых сетуют на то, как война изменила их «женский» образ жизни. Именно через эти разговоры мы видим, как меняются девушки, приобретая боевые навыки и превращаясь в хладнокровное или не очень орудие войны. Сменив женские туфли на солдатские сапоги, героини картины говорят о своей миссии по спасению мира и твердо верят в победу, которую они и призваны приближать. Кадр из трейлера к фильму "Воздух" Однако на фронте есть уже и более опытные летчицы, одну из которых, Риту по прозвищу «Валькирия», сыграла востребованная, в первую очередь, в авторском кино актриса Елена Лядова. Тем не менее, персонажу Лядовой раскрыться в полной мере не суждено. Вскоре на экране ей на смену ожидаемо приходит главная героиня Женя Белова Анастасия Талызина. При этом командир полка подполковник Алексей Астафьев Сергей Безруков имеет приказ любой ценой защитить конвои, а потому пытается убедить себя и окружающих, что ему все равно, кто будет гибнуть в воздушных боях — юноши или девушки. Впечатления от картины С первых же сцен режиссер картины Алексей Герман-младший дает понять зрителю, что война — это неприглядное дело, а враг — жесток и бескомпромиссен. Для того, чтобы победить, придется поставить на кон все, и в первую очередь, собственные жизни. Кадр из трейлера к фильму "Воздух" Символом того, что ради победы придется пожертвовать самым дорогим, как раз и являются молодые, красивые девушки, которые вместо того, чтобы стать балеринами или дать жизнь нескольким детишкам, отдают свои жизни в жестокой борьбе с бесчеловечным противником.
В этом, наверное, и заключается главная трагедия войны: она пожирает все самое лучшее, самое красивое и жизнерадостное, что встречает на своем пути. Война не щадит никого.
Это они стояли по колено в ледяной воде, Лена Лядова горела в самолете, Сережа Безруков лежал на холодной земле, а Настю Талызину чуть не задавил танк. Антон Шагин к нам мчал из очень дальних уголков нашей страны. Всех благодарю, и Лену Окопную, мою жену и художника-постановщика, очень талантливого человека… Нас было очень много. Всем спасибо. И вам — за то, что вы пришли! Съемочный процесс длился более трех лет, киногруппа работала в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Саратовской, Новгородской областях и Карелии.
На премьере фильма, которая прошла 16 января в кинотеатре «Октябрь», воссоздана атмосфера съемочной площадки, к самолетам, которые буквально сошли с экранов, зритель может прикоснуться. Продюсер киноленты Константин Эрнст, выйдя на сцену вместе со съемочной группой, отметил, что видел, как многие в зале плакали. Гендиректор Первого канала поблагодарил актрис, снявшихся в этой военной драме.
Фильм "Воздух" Алексея Германа-младшего выходит в российский прокат
Сложные задачи, крики командира, насмешки мужчин совсем не беспокоят их и не пугают. Им удается показать коллегам противоположного пола, что они наделены достойными качествами, и что им не страшны будущие задания в небе. Женя неоднократно теряла близких, и сейчас ей легко мириться с человеческой смертью. Она решила не сближаться с людьми, не иметь подруг или возлюбленного, чтобы вновь не переживать прежнюю боль и отчаяние, предательство.
А потом фильм становится анти-«Дюнкерком»: из-за того, что в отличие от Нолана у Германа самолёты ненастоящие, вариантов съёмки воздушных боёв значительно меньше, а самих боёв — больше. В итоге однотипные сцены множатся, хронометраж растягивается. В какой-то момент сюжет всё же выталкивает героиню Талызиной на первый план, причём с длинным двухминутным монологом о её трагичной судьбе, во всех подробностях рассказывающим предысторию Жени и её мотивацию стать лётчицей. Остальные героини при этом так и остаются безликими. К режиссуре Германа вопросов нет. Длинные однокадровые сцены, фирменные, сгущающие атмосферу задымления, крупные планы на лицах во время воздушных сражений, насыщенный звуковой дизайн, масштабная работа с фактурой, натуральная естественность исполнительниц главных ролей. В каком ещё российском фильме или сериале мы сможем увидеть Анастасию Талызину, Аглаю Тарасову, Кристину Лапшину и других девушек без макияжа в кадре? Работа художницы Елены Окопной также предсказуемо гениальная: костюмы аутентичны, а фактура, как Герман-старший завещал, грязная, холодная, кричащая о том, что, пока война не кончится, покоя не видать. Однако сценарий — именно то, из-за чего «Воздух» во второй половине стремительно теряет набранную высоту. Диалоги всё больше напоминают симуляцию женских разговоров, нежели нормальную человеческую речь: «а вы когда-нибудь целовались с языком?
Набор оборванных, вклиненных в повествование невпопад фраз, по идее, должен был показать, как девушки пытаются отвлечься между сражениями, но как-то не работает: слишком пусто, несвязно и попросту ни о чём.
Работа художницы Елены Окопной также предсказуемо гениальная: костюмы аутентичны, а фактура, как Герман-старший завещал, грязная, холодная, кричащая о том, что, пока война не кончится, покоя не видать. Однако сценарий — именно то, из-за чего «Воздух» во второй половине стремительно теряет набранную высоту. Диалоги всё больше напоминают симуляцию женских разговоров, нежели нормальную человеческую речь: «а вы когда-нибудь целовались с языком? Набор оборванных, вклиненных в повествование невпопад фраз, по идее, должен был показать, как девушки пытаются отвлечься между сражениями, но как-то не работает: слишком пусто, несвязно и попросту ни о чём. Отсутствие внятной интриги тоже не добавляет фильму интереса. На одной атмосфере и человеческих переживаниях 151-минутный фильм не построить.
Этот фильм позиционируется, как дань уважения лётчицам во время ВОВ, при этом сами лётчицы совершенно не запоминаются. Без особого труда всех затмевает лётчик-мужчина, которого играет Безруков — даже Талызину, хотя её героиню и пытались сценарными усилиями пропихнуть на передовую, но сделали лишь хуже. Кино как будто рушится под собственной же тяжестью, задыхается в своей же неопределённости. Из хорошей военной драмы медленно превращается в плохую мелодраму. Идеологически что-то мямлит два с половиной часа, боясь выразить хоть какую-нибудь внятную позицию.
При этом Герман-младший на пресс-конференции в ТАСС отметил, что Константин Постников — оператор, отвечавший за блок воздушных съемок, — увлекается пилотированием. Творческая группа изначально отказалась от идеи снимать фильм на хромакее и отрисовывать истребители с помощью компьютерной графики. Планировалось, что настоящие летающие самолеты типа Як-1Б передадут из Чехии, но из-за локдауна сделать этого не получилось.
Тогда было принято решение построить полноразмерные модели истребителей времен Великой Отечественной войны. Воссоздавали их с исторической точностью, некоторые из них теперь экспонируются в музее в Кронштадте. Когда мы снимали сцену Сталинградской битвы, Настя [Талызина] просидела фактически два дня я думаю, что по многу часов, и это была почти зима в воронке от снаряда, в жиже, в промокшем летном комбинезоне, тяжелом. На камнях, то есть ей ничего не подстилали. При этом она, мне кажется, прекрасно эмоционально играла Алексей Герман — младший Кроме того, для съемок были разработаны гимблы — механические конструкции для имитации движения в пространстве. Самолеты, установленные на гимблах, по-настоящему тряслись, наклонялись и вращались, а находившиеся в них актеры испытывали перегрузки и чувствовали себя как во время полета. Реальные ощущения турбуленции, потом начинает вертеть... Я понимал, что девчонкам плохо, поэтому у меня была основная мысль: как они-то?
А про себя в тот момент я не думал. Тяжело было, но я не признавался".
Частично снятый на Новгородчине фильм «Воздух» представят на фестивале в Токио
Крэйвен охотник 2024 Боевик Полный Фильм в hd. В четверг, 18 января 2024 года, в российский прокат выходит военная драма «Воздух». Драма, история, военный. Режиссер: Алексей Герман – младший. В ролях: Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Елена Лядова и др. Описание. События военно-драматической ленты «Воздух» разворачиваются во время Великой Отечественной войны.
В Москве состоялась премьера фильма «Воздух»
Художественный фильм «Воздух» рассказывает о четырех летчицах — участницах Великой Отечественной войны. «Воздух» — это, безусловно, фильм-событие, масштабная военная драма с уникальными съемками сражений истребителей. В фильме «Воздух» это лицо как раз женское, даже девичье, очень юное и красивое (хотя кое-где актриса, сыгравшая главную роль, на мой взгляд, переигрывает, театральность берёт своё и не просто нейтральная театральность, а то, что называется театральщиной: «Не верю!»). Крэйвен охотник 2024 Боевик Полный Фильм в hd. Художественный фильм «Воздух» рассказывает о четырех летчицах — участницах Великой Отечественной войны. Воздух (2024) сюжет: Действие картины происходит в хаосе Великой Отечественной войны, когда ожесточенные столкновения охватывают территорию Советского Союза. Огромные усилия людей направлены на противостояние немецкой агрессии.
Репортаж с премьеры фильма «Воздух» о подвиге юных летчиц в годы Великой Отечественной войны
Полеты в кино и наяву: как снимали драму «Воздух» | О подвигах военных лётчиц и героизме ленинградцев. В кинотеатре «Художественный» для ветеранов прошёл показ фильма «Воздух». Киносеанс посетила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. |
Рецензия на фильм «Воздух»: «Родина vs человек» | это отдельная песТня: стоянка самолетов в десяти-пятнадцати метрах от воды Ладоги, с маскировкой самолетов рыбацкими сетями- это, по мнению создателей, нормально, немцы их, наверное, за рыбацкие лодки принимали. |
Эпическая драма о советских летчицах в новом фильме «Воздух» (16+) - Ведомости | «Воздух» — художественный фильм российского режиссёра Алексея Германа-младшего, главные роли в котором сыграли Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Елена Лядова. |
«Никакой пластмассовости»: фильм Германа-младшего «Воздух» показали блокадникам в Петербурге | 18 января 2024 года вышел в прокат художественный фильм "Воздух", российского режиссёра Алексея Германа-младшего, премьера которого состоялась 26 октя. |
Репортаж с премьеры фильма «Воздух» о подвиге юных летчиц в годы Великой Отечественной войны
Аглая Тарасова, Фото со съемок фильма «Воздух»: Instagram @german_alekses. Художественный фильм «Воздух» рассказывает о четырех летчицах — участницах Великой Отечественной войны. Помимо мероприятий, организованных к этой дате, студенты колледжа побывали в кинотеатре «Октябрь» на просмотре художественного фильма «Воздух». Драма, военный. Режиссер: Алексей Герман-мл. В ролях: Анастасия Талызина, Кристина Лапшина, Аглая Тарасова и др. Великая Отечественная война. В СССР идут тяжелые бои, немецкая армия наступает. В смешанный авиационный полк прибывает подразделение летчиц. 18 января 2024 года вышел в прокат художественный фильм "Воздух". Кинолента режиссера Алексея Германа-младшего была впервые представлена зрителям в рамках 36-го Токийского международного кинофестиваля. Мировая премьера нового фильма режиссера Алексея Германа — младшего — военной драмы «Воздух» — состоится на 36-м Токийском международном кинофестивале (TIFF).
Настоящий истребитель и лучи прожекторов. Как прошла премьера фильма "Воздух"
Военные, драмы, исторические. Режиссер: Алексей Герман мл. В ролях: Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Кристина Лапшина и др. В разгар Второй мировой войны, когда Советский Союз сталкивается с неустанным наступлением немецкой армии. Военный фильм, драма. Режиссер: Алексей Герман (младший). В ролях: Анастасия Талызина, Сергей Безруков, Аглая Тарасова и др. Великая Отечественная война. В СССР идут тяжелые бои, немецкая армия наступает. Мировая премьера нового фильма режиссера Алексея Германа — младшего — военной драмы «Воздух» — состоится на 36-м Токийском международном кинофестивале (TIFF). «Воздух» — это, безусловно, фильм-событие, масштабная военная драма с уникальными съемками сражений истребителей. Фильм «Воздух» повествует о лётчицах, участвующих в Великой Отечественной войне. Поначалу девушкам приходится трудно, но они день за днём в череде воздушных схваток доказывают, что не хуже мужчин. Сергей Безруков — о фильме «Воздух»: «Без восприятия боли быть артистом нельзя».
Фильм "Воздух" Алексея Германа-младшего выходит в российский прокат
Одна только Женя выделяется среди соратниц — талантливая и уверенная лётчица, чьё главное желание — мастерски взмывать в воздух и одолевать противников.
Сюжет фильма Алексея Германа-младшего рассказывает о женском военном подразделении летчиц, которые оказываются в смешанном авиационном полку во время Великой Отечественной войны. Главные героини драмы сталкиваются с трудностями в мужском мире, но каждый день они доказывают, что не уступают мужчинам ни в чем.
Им удается показать коллегам противоположного пола, что они наделены достойными качествами, и что им не страшны будущие задания в небе.
Женя неоднократно теряла близких, и сейчас ей легко мириться с человеческой смертью. Она решила не сближаться с людьми, не иметь подруг или возлюбленного, чтобы вновь не переживать прежнюю боль и отчаяние, предательство. Главная героиня много читала профессиональной литературы, и приобретенные знания применяет на практике.
По сюжету, ее героиня, опытная летчица Рита, едет в бой в горящем самолете. Причем огонь во время съемок был настоящим.
Сама же актриса призналась, что на ней была большая ответственность, так как она дочь офицера и хотела порадовать отца, поэтому старалась выглядеть в своей роли максимально убедительно. Тяжелые были съемки, конечно же. Но все это компенсировалось с радостью самого творчества, встречей с режиссером, с прекрасными партнерами, с Сергеем Безруковым, с которым мы никогда не сотрудничали", — отметила актриса. Тогда она еще не представляла, что ее ждет много моральных и физических испытаний. Как и где проходили съемки фильма "Воздух" Съемки картины проходили в Ленинградской, Саратовской и Новгородской областях и в Карелии.
Интересно, что съемочная группа ждала летающие самолеты Як-1Б из Чехии, но из-за пандемии, а вскоре и из-за закрытых границ сделать этого не удалось. Поэтому истребители пришлось воссоздать и снимать с ними сцены в одном из павильонов "Главкино". Сергей Безруков признался, что во время съемок у него было чувство, как будто он действительно находится в настоящем самолете, у него было реальное ощущение турбулентности. У меня основная мысль была, как они там. Про себя я в этот момент не думал.
Тяжело было, но я не признавался", — говорил актер. Но это давало мне самому ощущение внутренней правды, чувство взмыленности человека, который прошел воздушный бой. Это есть в глазах, и потом, когда смотришь картину, ты понимаешь, зачем это было. Поэтому в следующий раз я готов еще больше дублей сделать", — объяснил Безруков. Премьера фильма "Воздух" в Москве Поделиться Звезды посетили премьеру фильма "Воздух" Звезды посетили премьеру фильма "Воздух" В столичном кинотеатре "Октябрь" прошла премьера картины "Воздух".
У входа в кинотеатр организаторы установили специальные макеты советских истребителей Як-1Б и немецких Messerschmitt. Одним из первых на красную дорожку вышел исполнитель главной роли Сергей Безруков. В этот день актера пришла поддержать его супруга, режиссер Анна Матисон. Мой герой говорит, что на войне нет ни мальчиков, ни девочек. Есть летчики.
Матвиенко назвала фильм о летчиках-девушках «Воздух» абсолютно честной картиной о войне
И Чимит Долзат - один из них. Гордимся нашим молодым коллегой и призываем всех посмотреть художественный фильм с его участием».
Запомните это имя, спустя годы о ней скажут - влетела в большое кино на истребителе ЯК-1Б. Приходилось делать по 50 дублей и испытывать космические нагрузки, давление у актеров зашкаливало за 200 На фронтах компьютерных технологий тоже победа. Впервые в российском кино использовались LED-экраны, самый большой - высотой 12 метров и радиусом 50.
Они позволили заменить графику, то есть ничего не пришлось рисовать, нужно было лишь эпично снять общие планы воздушных боев, в этом помогли чемпионы мира по авиамоделированию. Но все это то, что осталось за кадром. А что же на экране? Какими смыслами наполнены 150 минут "Воздуха"? Безусловно, это не первая попытка рассказать о женщинах на войне, тем более - о летчиках.
И в плане сюжета Герман-младший не придумывает ничего нового - мы видим хрупких девушек, которые проходят через ужасы войны, через любовь и потери близких, девочек, которые в первые минуты фильма боятся выстрелить из пулемета, а ближе к финалу стреляют из всех видов оружий и даже хладнокровно орудуют штыками. Нет, они не превращаются в роботов-убийц.
Производство длилось несколько лет: съемки начались в январе 2020 года, но из-за пандемии их пришлось остановить. Возобновить процесс удалось осенью 2021-го. Поскольку значительную часть фильма снимали на натуре — в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Саратовской, Новгородской областях и в Карелии, нередко планы съемочной группы нарушались погодными условиями. Завершился период съемок в январе 2022 года. Международная премьера фильма состоялась осенью 2023-го на Токийском кинофестивале. Режиссер хотел воссоздать их максимально реалистично, поэтому решил минимизировать использование компьютерной графики.
Им была выбрана довольно необычная технология: в павильоне "Главкино" установили самый большой в России LED-экран 35 на 12 м, что сопоставимо с площадью фасада четырехэтажного дома с тремя подъездами , на него проецировался материал, отснятый в воздухе с камер, прикрепленных к самолетам. При этом Герман-младший на пресс-конференции в ТАСС отметил, что Константин Постников — оператор, отвечавший за блок воздушных съемок, — увлекается пилотированием. Творческая группа изначально отказалась от идеи снимать фильм на хромакее и отрисовывать истребители с помощью компьютерной графики. Планировалось, что настоящие летающие самолеты типа Як-1Б передадут из Чехии, но из-за локдауна сделать этого не получилось. Тогда было принято решение построить полноразмерные модели истребителей времен Великой Отечественной войны. Воссоздавали их с исторической точностью, некоторые из них теперь экспонируются в музее в Кронштадте. Когда мы снимали сцену Сталинградской битвы, Настя [Талызина] просидела фактически два дня я думаю, что по многу часов, и это была почти зима в воронке от снаряда, в жиже, в промокшем летном комбинезоне, тяжелом.
Совсем неподготовленные к военным действиям, летчицы сталкиваются с невзгодами, учатся сражаться за Родину наравне с мужчинами.
Картина удивляет обилием реалистичных воздушных боев между советскими и немецкими летчиками. Мужество, сила духа, личная отвага героев произвели сильное впечатление на зрителей.
Мнение о фильме Воздух 2024
Война предстает перед глазами зрителей во всей своей «красе». Немецкие самолеты не щадят ни мужчин, ни женщин, ни детей. Кругом грязь, кровь, боль, крики о помощи и полная безнадега. При этом фашистская армия, неся ужас и смерть, продолжает наступление. Кадр из трейлера к фильму "Воздух" Остановить немецкие самолеты можно только с воздуха, поэтому на помощь в смешанный авиационный полк прибывает подразделение молодых девушек, которые должны стать военными летчицами, одними из первых на фронте. Девушки еще не очень понимают, что такое война, и с чем им придется столкнуться. Они вынуждены терпеть насмешки мужчин, однако вскоре они покажут, что способны сражаться в небе не хуже представителей сильного пола. К слову, в середине прошлого века считалось, что женщины способны только на то, чтобы заниматься домашним хозяйством, поэтому отношение мужчин к будущим летчицам не являлось чем-то из ряда вон выходящим. Кадр из трейлера к фильму "Воздух" Однако для того, чтобы противостоять врагу, мужских рук не хватало, и руководство страны было вынуждено привлекать в военную авиацию прекрасную половину человечества. Тем более, что в СССР было немало девушек, которые до войны занимались в популярных в то время любительских аэроклубах, и в условиях войны их навыки могли оказаться неоценимыми.
При этом между воздушными боями девушки-летчицы в картине «Воздух» ведут вполне себе обычные женские разговоры, в процессе которых сетуют на то, как война изменила их «женский» образ жизни. Именно через эти разговоры мы видим, как меняются девушки, приобретая боевые навыки и превращаясь в хладнокровное или не очень орудие войны. Сменив женские туфли на солдатские сапоги, героини картины говорят о своей миссии по спасению мира и твердо верят в победу, которую они и призваны приближать. Кадр из трейлера к фильму "Воздух" Однако на фронте есть уже и более опытные летчицы, одну из которых, Риту по прозвищу «Валькирия», сыграла востребованная, в первую очередь, в авторском кино актриса Елена Лядова. Тем не менее, персонажу Лядовой раскрыться в полной мере не суждено.
Над созданием картины работало огромное количество женщин. Мне казалось это правильным и дающим какое-то накопление энергии, — пояснил режиссёр. Ранее Герман-младший поделился впечатлениями от премьеры фильма «Воздух» на фестивале в Токио. Фильм «Воздух» повествует о лётчицах, участвующих в Великой Отечественной войне.
В этом фильме плохо всё... Сцена с убийством лошадки двумя советскими офицерами за гранью понимания... А тут ещё критик пишет, что...
Пустота — и ничего больше. Как «Известия» рассказывали об освобождении Донбасса 80 лет назад Мат в кадре переозвучили «Воздух», хоть и блокбастер, — кино стопроцентно авторское по оптике. Как и с любым авторским высказыванием, с ним можно и, наверное, нужно спорить. Так, герои произносят очень много текста, очень германовского, рефлексирующего, нарочито тихого и напряженного. Даже кажется, что они торопятся произнести эти фразы, пока вихрь событий не унес невидимого наблюдателя кинокамеру дальше, потому что фильм, как и дантовская трагедия, спешит ознакомить нас со всеми кругами военного ада. Это не реалистическое, а поэтическое произведение, и мера условности настолько велика, что постепенно начинаешь верить всему в кадре, хотя отдельные образы не будем приводить: без спойлеров , даже если и соответствуют историческим фактам, всё же кажутся не очень правдоподобными. Но в русле авторского путешествия по войне они кажутся стройными, логичными. Например, герои не употребляют обсценную лексику: Герман нам рассказывал, что просил актеров материться, чтобы добиться нужной эмоции в кадре, а потом переозвучивал их. Героиня здесь — дочь репрессированного, но сама тема репрессий оставлена как бы за пределами войны. Хотя героя Безрукова многозначительно назвали Астафьевым, но важнейшего мотива астафьевской прозы, преступлений своих против своих, здесь нет. Это военный фильм без замполитов, штрафбатов, доносов, лозунгов, без Сталина, да и без Жукова. Такие умолчания делают повествование более универсальным и в то же время слегка старомодным, потому что сегодня разговор о войне без обсуждения этих тем кажется невозможным. Но Герман выбирает другие предметы для размышления. Возможно, поступи он иначе, фильм стал бы более публицистичным и менее экзистенциальным. Более того, возможно, в таком разговоре трудно было бы не скатиться к банальностям и общим местам. Тогда фильм Германа перестал бы быть фильмом Германа. Но из внутреннего равновесия его выбор выводит — возможно, это еще одна провокация режиссера. На что сходить в кино в эти выходные Скорее всего, после премьеры в Токио будут еще показы, в том числе до проката в России. За это время первое впечатление, в том числе у автора этого текста, может не раз поменяться: у «Воздуха» совершенно особое послевкусие, он долго не выходит из головы, возвращается, тревожит. Кому-то гойевские капричос фильма будут и сниться в кошмарах, ничего не поделаешь. Но важно, что в России 2020-х годов появился фильм, который явно останется, а не исчезнет через пару недель после выпуска. Останется со всеми своими язвами, ранами и теснотой, которые Герман, может, по наследству, сумел изобразить так, чтобы они из «чужих» стали «нашими».