Новости название народного промысла

Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Ассоциация "Народные художественные Промыслы России" / Официальная страница ВКонтакте В настоящее время Ассоциация объединяет организации промыслов, расположенных в 48 регионах Российской Федерации. Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века.

Народные промыслы

Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер.

Современные платки делают с помощью специальных печатных машин. Ростовская финифть Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов - один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть.

Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти.

Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков. Благодаря жару печи изделия начинают играть яркими красками.

Жостово Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др.

Первый поднос был сделан из папье-маше. Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки.

Специальным указом Уральским заводам было предписано еще в 1728 году освоить производство медной утвари, в результате чего на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды. В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный луженый самовар, изготовленный в Суксуне. А в 1746 году историки нашли первое упоминание про Тульский самовар. А так как оба завода принадлежали Демидовым, производство могло быть начато одновременно. Но Тула, прославленная оружейными мастерами, имела географически выгодное положение, находясь в самом центре России, вблизи крупнейших городов — рынков сбыта, получила дополнительные преимущества для производства бытовых изделий, в частности самоваров. А медный самовар водогрей, самогрей , оказался очень удобным и выгодным для выпуска небольшими ремесленными заведениями.

Мастерские множились, кустари превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала братьям Ивану и Назару Лисицыным. Возникла она на базе частного предприятия их отца, Федора Ивановича Лисицына, бывшего оружейника, мастера по меди. Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров.

Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично. Палехская лаковая миниатюра Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам. Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Федоскинская миниатюра В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова Печерского старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями.

Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Хохломская роспись Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Хохломская роспись на разделочной доске Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды. Городецкая роспись Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города. Городецкая роспись Городецкая роспись является яркой и лаконичной.

Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки. Городецкая роспись Вот что говорит В. Воронов о городецкой росписи: Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи. Мезенская роспись Мезенская роспись по дереву палащельская роспись — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Мезенская роспись на подносе Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье.

Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Мезенская роспись на разделочной доске В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. Федотов в деревне Палащелье и С. С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Вологодское кружево Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке.

Кружево плетут на коклюшках деревянных палочках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики. Вологодское кружево Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок.

Но денег не хватает на покрытие всех расходов, к тому же средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в «Реестр народного художественного промысла» Минпромторга. Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел. А зависит мечта от удачи и благосклонности членов художественной комиссии министерства. Ассоциация народных художественных промыслов давно бьётся за получение налоговых льгот. И они вроде бы были даже обещаны в отраслевой стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года, составленной Минпромторгом в 2015 году. Там вообще много чего хорошего написано, но всё пока остается на бумаге. А в жизни — практически все налоги и страховые взносы предприятия нашей самобытной народной культуры платят полностью. Источник Ручной труд — основная характеристика народного художественного промысла — стоит дорого. Именно это ввергает предприятия в беспросветную нерентабельность, но необходимо понимание, что такие шедевры и создаются только ручным трудом, а не в рамках «цифровой экономики», а также то, что такие шедевры не могут быть средством накопления, что народные промыслы — это не товар, что это — сфера нашего мировоззрения, один из способов его передачи нашим детям. Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные народные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый криптоколониальный по всему народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких «рыночных условиях» многие и многие предприятия худпромыслов были разорены, перепрофилированы, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно — на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание, да на то, что художественные народные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам. Сегодня много энтузиастов поднимают архивы, поднимают народные промыслы из небытия просто по велению души. И без всякого сомнения — это наше великое достояние распустится вновь пышным цветом, когда закончится очередная «зима» и начнётся новая «весна» в жизни нашего народа. Послесловие Источник Народные промыслы — это бренды, достойные любого музея, исторически развивавшиеся практически в каждом российском регионе , по 14 направлениям. Лаковая миниатюра — Палех, Федоскино, Мстера. Отделка оружия — Златоуст, Тула. Ростовская финифть. Вологодские, елецкие кружева. Хохлома — роспись по дереву, жестовские подносы. Богородская резная игрушка. Уэлен и Калининград — резьба по кости. А Северный Кавказ — Унцукуль, Кубачи, Балхар, Кизляр — серебро и оружие, керамика и роспись, ковры… Трудно даже просто перечислить всё богатство, доставшееся нам в наследство. А ведь какой нужен талант, какая нужна усидчивость, чтобы создавать уникальное изделие — порой месяцами, сколько туда мастер вкладывает души. Народыне промыслы — это прежде всего определённая духовность и вдохновение. То есть в какой-то момент простые люди в селах и в аулах своим творчеством, уникальным умением стали зарабатывать. И доводили ремесло до уровня искусства. Во времена Советского Союза, была очень сильная государственная поддержка прикладного народного творчества, и народные промыслы в СССР просто расцвели. В России очень много промыслов, которых вообще нет в мире. Например, каслинское чугунное литье, уникальные башкирские яшмы — всего не перечесть. И поэтому мы считаем, что Россия просто обречена сохранить народные промыслы и развивать их, но нужна государственная системная поддержка. За границей люди даже не понимают, как это всё нам удалось сберечь. Поэтому необходимо понимание, что народные промыслы — из глубины веков, что сохранение и развитие их будет способствовать укреплению культурного суверенитета страны.

Народные промыслы

2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта. Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.). Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.

Виды русских народных промыслов

Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины. Легендарная бело-голубая гжель Русские ремесла, ставшие промыслами Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее. Дымковская игрушка Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей.

Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.

Дымковская игрушка стала художественным промыслом Филимоновская игрушка Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке.

Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок.

Юрий Безобразов, мастер резьбы по дереву: «Здесь и церковное искусство, и богородская игрушка, и народные предметы быта, такие, как солонки и прялки». Резьбе по дереву Юрий научился у отца еще в детстве, а в 2013 году уже открыл свою мастерскую. Так хобби, передаваемое из поколения в поколение, стало бизнесом. Семейная мастерская — предприятие маленькое, но вполне успешное. Супруги готовы расширить производство. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Екатерина Приезжева, заместитель председателя государственной комиссии, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Есть также у нас мера поддержки, которая направлена на изделие народно-художественных промыслов признанного художественного достоинства.

Они освобождены от уплаты НДС. Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей». Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя. Эту головоломку успешно решили в Московской области на Гжельском фарфоровом заводе. Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик.

С 1964 года на Тульском заводе «Штамп», единственном заводе, который в послевоенное время занимался производством самоваров, уже электрических, начали выпускать самовары-сувениры, оформленные художественной росписью в национальных мотивах, часто имитируя и гжель, и хохлому, и жостовскую роспись, что увеличивало их коллекционную ценность. Знаменитая русская «Матрёшка». Появление русской матрёшки было обосновано широким интересом общества к развитию национального искусства. И первая русская матрёшка появилась в конце XIX века в магазине-мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова «Детское воспитание» в подмосковном Абрамцево в рамках проекта «Русский стиль». Выточил ее мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.

Малютин, иллюстратор детских книг. Название «Матрёшка» для деревянной разъемной расписной куклы выбрано неслучайно. Для русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространенных и любимых женских имен. Имя Матрёна ассоциируется с образом настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой. В 1900 году русская Матрёшка была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заняла третье место и мировое признание. Тогда же были получены международные заказы. Уже в 1911 году матрёшечники из Сергиев-Посада выполнили заказы из 14 стран мира. Огромная популярность игрушки поспособствовала появлению многочисленного количества подражателей, привносивших в игрушку собственные мотивы росписи. Помимо традиционного изображения круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке и русском сарафане, мотивами для росписи становились бояре и русская знать, герои войны 1912 года, былинные богатыри, сказочные и легендарные персонажи.

Детали: krestetskayastro chka. Изделия из золотых и серебряных нитей, конечно, могли позволить себе только зажиточные люди бояре, дворяне, императорская семья. Вышивали мастерицы головные уборы, пояса, кошельки, передники, сафьяновую обувь и предметы церковного обихода. Характерны были растительные узоры, чаще всего встречалась роза. Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия, потому что большая часть работы выполняется вручную. Познакомиться поближе с традициями новоторжской вышивки можно в музее «Золотного шитья». Во время экскурсии вы подробнее узнаете историю возникновения промысла, увидите более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением золотного шитья. А после изучения истории вы сами прикоснетесь к традициям промысла и своими руками создадите эксклюзивный сувенир. Мастерицы музея наглядно покажут технику золотной вышивки и расскажут некоторые ее секреты. Детали: zolotoshveya. Испокон веков они занимались ковроткачеством. Ковры в далекие времена являлись не только предметом декора, но и сохраняли тепло жилища. По ним легко можно было определить статус семьи, а когда технологии создания ковров стали усложняться, появились узоры разных цветов, то позволить себе такое изделие могли только очень состоятельные люди. Долговечность ковра проверяли следующим образом: сначала пускали по нему табун лошадей, затем на несколько дней оставляли под жарким солнцем, а потом ещё несколько дней держали в воде.

Русские народные промыслы

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам».

Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком.

Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ! О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек.

Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная. Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки.

Юрий и Евгения тоже решились взяться на возрождение народного промысла. Их коллекции пока не встречают такими же бурными овациями, но главного успеха супруги уже достигли — им удалось сохранить северную крестьянскую игрушку. Юрий Безобразов, мастер резьбы по дереву: «Здесь и церковное искусство, и богородская игрушка, и народные предметы быта, такие, как солонки и прялки». Резьбе по дереву Юрий научился у отца еще в детстве, а в 2013 году уже открыл свою мастерскую. Так хобби, передаваемое из поколения в поколение, стало бизнесом. Семейная мастерская — предприятие маленькое, но вполне успешное. Супруги готовы расширить производство. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий.

Екатерина Приезжева, заместитель председателя государственной комиссии, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Есть также у нас мера поддержки, которая направлена на изделие народно-художественных промыслов признанного художественного достоинства. Они освобождены от уплаты НДС. Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей». Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя.

Гагарина д. Также даю свое согласие на осуществление трансграничной передачи персональных данных для достижения заявленных целей обработки персональных данных. В целях обеспечения реализации требований законодательства в области обработки персональных данных Оператор может: осуществлять обработку персональных данных путем сбора, хранения, систематизации, накопления, изменения, уточнения, использования, распространения, обезличивания, блокирования, уничтожения персональных данных; использовать автоматизированный способ обработки персональных данных с передачей по сети Интернет; Настоящее согласие вступает в силу с момента подтверждения и действует в течение 5 лет, если иное не установлено действующим законодательством РФ.

Глухая резьба — это объемный рисунок без прорезей, с орнаментом из ростков, побегов, листьев, ветвей, цветов, ягод и шишек. Встречаются изображения полурыб-полудев, львов, коней, сиринов. Эти образы мастера видели на резных иконостасах и в рукописных старообрядческих книгах — и оттуда заимствовали. Больше всего домов с глухой резьбой сохранилось в Городце, поэтому ее и называют городецкой. Считается, что промысел зародился в начале XIX века: самый ранний образец датирован 1814 годом. Его привезли из Варнавинского уезда Костромской губернии, и сейчас он хранится в Русском музее. Расцвет глухой резьбы пришелся на 1850—70-е годы, а с 1880-х ее начала вытеснять пропильная резьба со сквозным фоном, которая была проще в исполнении и доступнее по цене. Лекции об истории нижегородских земель и путеводитель по самым интересным местам 2Хохломская роспись Александра Павловна Савинова за работой в цехе фабрики «Хохломская роспись». Ковшик малый. Из комплекта «Ковш-утка» хохломская роспись. Комплект: братина «Птица» с ковшиками хохломская роспись. Впереди на деревне заиграл в рожок пастух… Почти перед каждой избой сидел ложкарь и долбил ложки. Ярко-белые стружки в изобилии лежали кругом, свидетельствуя о том, что работа тут началась раньше солнышка». Анатолий Леман. Впечатления и заметки». Оно было одним из ранних староверческих центров. Раскольники скрывались в глухих лесах по всему Заволжью и часто меняли места жительства.. Ложкари жили отдельными селениями и уже с десяти лет начинали осваивать ремесло. В работе участвовала вся семья: старики, дети и подростки делали заготовку, мужчины обрабатывали ее с помощью резца, женщины скоблили. На ложках рисовали деревья, цветы, птиц, барынь, башни и колокольни. Делали их, как правило, из березы, реже — из клена, осины и других пород дерева.

Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля

IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» приглашает к участию мастеров народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта. Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре.

Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России.

7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени

Дымковская игрушка стала художественным промыслом Филимоновская игрушка Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба.

Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Абрамцево-Кудринская резьба - еще один промысел, славящий Россию Вятские кружева О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли.

Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия. Вятское кружево Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали.

Ведущую роль в сфере народных промыслов занимает Нижегородская область. На территории региона функционирует несколько десятков организаций, среди которых есть системообразующие предприятия федерального уровня. Две с половиной тысячи человек не просто обеспечены рабочими местами — своими трудами нижегородцы сохраняют вековые традиции, благодаря чему у региона есть особая визитная культурная карточка. Более того, народные промыслы являются мощным ресурсом для развития различных видов туризма. Нижегородская область уникальна ещё и тем, что на её территории собраны почти все существующие виды производств народных художественных промыслов. Это сказывается на показателях — по объему выпущенной продукции местные предприятия НХП занимают первое место в Приволжском федеральном округе и третье в России после Московской области и Дагестана. Региональные власти совместно с местным Фондом развития народных художественных промыслов и мастерами проводят регулярную работу по поддержке и развитию предприятий, которые сохраняют наследие предков и вплетают его в современность.

Уникальность нижегородских промыслов Изделия нижегородских мастеров одни из самых узнаваемых в стране. Фото: АО «Хохломская роспись». Любимые мотивы художников городецкой росписи — изображаемые «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, прогулок. Хохломская роспись не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Городецкая роспись, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, хохлома — это лишь часть старинных известных промыслов, которые существуют в Нижегородской области. В регионе уделяют особое внимание сохранению традиционных ремесел, поскольку это и локальные достопримечательности, и производство прикладного искусства, и культурные коды, которые имеют обширный потенциал для местной креативной экономики. На текущий момент на территории области работают 27 организаций, занятых в сфере народных художественных промыслов, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством изделий. Кирова» входят в федеральный перечень системообразующих организаций, ещё 10 предприятий включены в областной список жизненноважных, поскольку оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность. Именно поэтому власти оказывали им особую поддержку в эпоху пандемии.

Преимущество нижегородских промыслов заключается в том, что они крайне разнообразны: есть и художественная обработка ткани, и уникальная металлообработка, и художественная обработка дерева. Качественное развитие промыслов объясняется большой площадью территории Нижегородской области и близким соседством с другими регионами. Также через область издревле проходил торговый путь: мощное судоходство по Волге, сплавы по рекам до Городца и известные нижегородские ярмарки внесли свою лепту.

Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников.

Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов.

Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак. Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика.

Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта. Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике.

Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны. Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы.

Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта. В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек. Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году. В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки.

В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора. Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты.

В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. Береста БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.

А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики.

А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий.

До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии. И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас.

Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты. Мезенская роспись Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений.

Местные династии иконописцев завоевали славу искусных мастеров по всей России. Мастерские палешан Сафоновых, Белоусовых, Каравайковых и Париловых в свое время заслужили право являться поставщиками Императорского двора, а их иконы были знамениты тонким, изысканным письмом. В 1882 году Братья Белоусовы успешно выполнили царский заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля, за что получили высокие царские награды. Палехская лаковая миниатюра начала ХХ века унаследовала лучшие традиции духовного искусства предшествующих поколений.

Что еще почитать

  • Основные виды туризма
  • Промыслы – Ресурсный центр развития народных художественных промыслов и ДПИ Нижегородской области
  • Лучшие российские ремесленные проекты

Самое популярное за месяц 😍

  • Основные виды туризма
  • Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков - МК Нижний Новгород
  • Где искать сувениры, сделанные местными мастерами?
  • Народные промыслы

В России существует несколько сотен народных промыслов

  • Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
  • Художественные промыслы
  • Столица народных художественных промыслов
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы России: художественная роспись
  • Народные промыслы России - где посмотреть

Народные промыслы

В России существует несколько сотен народных промыслов Что такое народный промысел — это вид ремесла — мастер изготавливает предмет вручную, затем его продает. При этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. Таким образом промышляет. Сегодня слово «промышляет» приобрело негативный оттенок А раньше, это означало, что человек не бездельник, у него есть свое дело и даже талант. Название каждого русского народного промысла состоит из двух слов: — наименование местности, где промысел зародился и вид изделий или деятельности: хохломская посуда, гжельская керамика, вологодское кружево, жостовские подносы. Сегодня самыми популярными являются: Хохлома , Гжель, Жостово, Дымковская игрушка, Богородская резьба, матрешки из разных областей — Вятская, Семёновская, Сергиево Посадская.

Объединяет все ремесла то, что продукция создается из подручных материалов — дерева, глины, тканей. Технология производства осталась та же, что и много веков назад, а нюансы и секреты техники изготовления передаются из поколения в поколение.

На заводе внедряли немецкие технологии художественного литья.

Всю страну наводнили каслинские пепельницы, пресс-папье, статуэтки. Предприятие работает и сейчас. В 1795-м крестьянин Иван Лабзин создал на базе промысла мануфактуру, 60 лет спустя его правнук Яков наладил производство набивных платков и шалей, почти не отличающихся от нынешней продукции фабрики.

Революция производство национализировала, перестройка -- приватизировала, что не мешало сохраняться до 1970-х старинной технологии печати с помощью резных досок для шалей со сложным рисунком требовалось до 400 наложений доски. Теперь на фабрике узор печатают по сетчатому шаблону. Дымковская игрушка Свидетельства о том, что в слободе Дымково ныне часть города Кирова делали игрушки, начинаются с XIX века: глиняные свистульки были неотъемлемой частью старинного местного языческого праздника Свистопляски.

Так или иначе, свистульками дело давно не ограничивается. Среди стандартных сюжетов -- барыни, всадники, индюки, петухи, офицеры. В начале XX века промысел едва не угас: оставалась одна мастерица Анна Мерзина.

Но после революции дымковскую игрушку стали популяризировать как народное искусство. Производство перешло под крыло Союза художников и уютно себя чувствует под ним по сей день. Чукотская резная кость Чукчи издревле вырезали поделки из моржовых клыков: в основном животных и бытовые предметы.

Но в XIX веке мастера освоили сюжетную гравировку на кости, которая стала популярным предметом обмена с купцами и китобоями.

Основная часть орнаментов выполнена — цветочные узоры и простые геометрические формы. Рисунок наносят кобальтовой ярко-синей краской на белый фон. Город Гжель является центром производства керамических изделий. Отчасти именно этот факт стал основной причиной зарождение в местности неповторимой живописи. История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие. В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины. Хохлома Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья.

Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться. Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память. Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства. Вернуться к оглавлению Народные промыслы Если продукцию национального ремесла ставили на поток, она автоматически переходила в категорию промыслов. Например, изделия из глины, резьба по дереву, кружевное мастерство и т. Дымковская игрушка Неподалеку от города Вятки располагалась слобода Дымково. В наши дни она является одним из районов населенного пункта.

В небольшой деревушке в девятнадцатом столетии зародилось искусство расписывать детские игрушки из керамики. В тех местах было большое количество залежей глины и песка, поэтому вполне объяснимо, что гончарное дело стало одним из главных ремесел жителей. В основном народ специализировался на изготовление кувшинов и крынок. Для малышей создавали яркие и забавные игрушки. Лепкой и росписью занимались только дети и девушки. Дымковские изделия имели характерный узор, состоящий из кругов и полосок. Еще одна отличительная особенность продукции — отделка золотом. Филимоновская игрушка Промысел развился на базе гончарного производства неподалеку от села Филимоново. Основное направление — создание разнообразных свистулек. Игрушки народных промыслов России от филимоновцев имели характерную особенность — удлиненную форму.

Подобная отличительная черта продукции связана с местной глиной и ее уникальными свойствами. В поселении до сих пор занимаются росписью свистулек с помощью гусиного пера. Абрамцево-Кудринская резьба Ремесло зародилось в девятнадцатом столетии неподалеку от российской столицы в усадьбе Абрамцево. Умельцы обучались искусству и трудились в столярно-резчицкой мастерской.

В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки. Ткать и вышивать В Городецком районе сохранилась традиция золотного шитья. Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу». Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки. В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть. Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея. На Шахунской ткацкой фабрике до сих пор по традиционной технологии производятся изделия на деревянных станках. В Арзамасском и Борском районах сохранились производства валенок. В Арзамасе даже проводятся фестивали, посвященные этой традиционной зимней обуви. Ножи и ложки В Павловском районе традиционно сильны промыслы, связанные с обработкой металла. Здесь работает немало мастерских, где производятся прекрасные ножи самого разного назначения — от кухонных до охотничьих. К Новому году! Пожалуй, самый молодой промысел — производство стеклодувных елочных украшений. Им занимаются на фабрике «Ариель» в Нижнем Новгороде. Вообще елочные украшения вошли в наш обиход не так уж давно — не более ста лет назад. В 1960-е годы стеклодувы выдували игрушки из стеклянных трубочек, нагретых при помощи керосиновых горелок. Фабрика стеклянных елочных украшений возникла на базе нескольких мастерских, где художники делали и вручную расписывали игрушки. С 1996 года она стала называться «Ариель». Конечно, это далеко не все промыслы, бытующие на территории Нижегородской области.

Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны

В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций. особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий