Кащенко Петр Петрович (1858 – 1920 гг.) – выдающийся русский врач-психиатр, революционер, общественный деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Родился в г. Ейске в семье военного врача. Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. 1881 г. Главархив Москвы Расписка вдовы коллежского секретаря А.А. Горенкиной о разрешении своей дочери Вере Александровне Горенкиной вступить в брак с Петром Петровичем Кащенко. Пётр Петрович Кащенко был новатором в области психиатрии: отменил использование смирительных рубашек, ввёл трудотерапию и лечение в семьях под присмотром врачей. Петр Петрович Кащенко. Современное "народное" название больницы — "Кащенко" (или "Кащенка") было дано ей в 1922 году по фамилии другой выдающейся личности — главного врача лечебницы с 1904 по 1907 г. г. — Петра Петровича Кащенко.
5 фактов о Кащенко Петре Петровиче
Там Петр Петрович был преподавателем музыки в женской гимназии. Пробыв несколько лет в Ставрополе, он смог добиться разрешения закончить медицинский университет в Казани, после чего успешно сдал экзамены и получил квалификацию врача. Там же он стал специалистом психиатрии. В 1886 году Кащенко поехал в Европу набираться опыта. Поездка положила начало новой жизни. Практикуясь в западноевропейской психиатрии, он положил начало психиатрии как науки. Петр Петрович начал работать в психиатрической колонии Бурашево, которая находилась в Тверской Губернии. Колонией руководил известный психиатр М. Петр проработал там с 1886 года по 1889.
Петр Петрович Кащенко создал в 1889 году лечебницу для душевнобольных, которая находилась в Нижнем Новгороде. В ней для пациентов были условия, которые действительно помогали им лучше себя чувствовать.
В 1905 году он принимал участие в революционных событиях в Москве, после 1917 года Петр Кащенко возглавил всю нервно-психиатрическую помощь страны. Первое в России Центральное Статистическое бюро для учета психических больных было создано также благодаря организаторским способностям психиатра, чье имя стало нарицательным и вошло в бытовой русский язык как обозначение тяжелых душевных патологий. Кащенко; также известна как Кащенко, Канатчикова дача — психиатрическая клиника в Москве, расположенная по адресу Загородное шоссе, д. Похожие вопросы.
Кащенко», — говорится в сообщении. Как подчеркнули в пресс-службе, с целью поддержания функционирования диспансера организовали временные инженерные сети, которые демонтируют после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пусконаладочных работ.
С тех пор психиатрия стала основным делом жизни Петра Кащенко. Долгое время он проработал главным врачом земской психиатрической больницы в Нижнем Новгороде. Там он сумел воплотить свои новаторские идеи по лечению больных. Одним из разработанных им принципов при общении с пациентами стал «принцип нестеснения», то есть отказ от постоянного применения смирительной рубашки как главного средства для успокоения больных. Кащенко часто говорил: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет ее, как на палача». Вместо этого Кащенко ввел обязательные прогулки на воздухе, трудотерапию тогда это было революционное новшество , устроил музыкальный ансамбль и хор в больнице. И самое интересное: врач сумел договориться о «семейном» патронаже для пациентов. Теперь некоторых больных переводили за плату в крестьянские семьи, где обеспечивали пациентам домашний уход, чтобы им стало лучше. Психиатр отмечал положительное воздействие этих методов на психическое здоровье пациентов. Деньги на новаторские нововведения врача в больнице щедро жертвовали нижегородские предприниматели.
Петр Кащенко: тонкая грань между безумием и гениальностью
9 января 1859 года родился выдающийся русский психиатр Петр Петрович Кащенко. Пожалуй, ни одно имя в истории отечественной психиатрии не становилось настолько поистине народным, насколь. Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (?—1875[1]), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира.
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
Сегодня — 161-я годовщина со дня рождения знаменитого ейчанина, врача-психиатра Петра Кащенко | Петр Петрович Кащенко, пожалуй, менее известен населению нашей страны, чем Московская психбольница №1, когда-то названная в его честь. |
Петербуржцев возмутило странное расположение труб в психбольнице имени Кащенко | Кащенко. Скончался Петр Петрович Кащенко (1859-1920) – русский психиатр и деятель земской медицины. Врач-психиатр и организатор психиатрической помощи в России, один из тех, благодаря кому в страну пришла идеология «нестеснения» в лечении душевнобольных. |
Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр
Корсакова; занимался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Первые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых психологических профилей. Впоследствии В. Кащенко, исходя из положения о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили. По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии. В 1907 году в Петербурге В. Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А. Нечаева и А.
Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода. По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он взял в аренду подходящий дом в уютном уголке Москвы и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире.
Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 : объединить усилия медицины, педагогики и широкой общественности в помощь дефективным детям; с таким же призывом он обращался и на представительных собраниях и в газетных статьях. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко.
Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей. Не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера.
Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось.
Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК и со ссылкой на сайт « vesti-lipetsk. Для детей старше 16 лет.
Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности на сайте, и если вы подтверждаете согласие с политикой cookie-файлов, нажмите на кнопку «Согласен а ».
Очень интересные люди. А вот этот, что сидит на диване, прямой как палка — критик Чуковский. Мы с врачами часто приходим послушать. А как получит бумагу, то марает и марает целыми часами. Измарает сто листов бессмысленными гадостями, в чернилах вымажется — и сидит довольный.
Одно слово — критик!
Возможно, изменились стандарты серии ЖЗЛ.... Или пишут все, кто хочет, или всем можно, или что происходит с языком - непонятно. Или проблема лично во мне, что я не привыкла читать современные книги, бедные словарным запасом. Желания еще раз ее прочесть спустя 2 года не возникает.
Революция в психиатрии
Жители Петербурга выразили недоумение по поводу нетипичного расположения труб в городской психиатрической больнице № 1 имени П. П. Кащенко. психиатр и общественный деятель. премию имени Константина Александровича Москаленко - получил заведующий кафедрой физики и биомедицинской техники ЛГТУ, кандидат технических наук, доцент Кащенко Андрей Петрович. Петр Кащенко был основателем советской психиатрии и отцом гуманистического направления в лечении больных. Статья посвящена выдающемуся психиатру и организатору психиатрической службы в дореволюционной России и в первые годы Советской России Петру Петровичу Кащенко (1859—1920).
Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр
Пётр Петрович Кащенко пробыл главврачом Алексеевской больницы всего три года, переименовать больницу в его честь было решено уже в 1922 году. Исследователи Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко рассказывают о Петре Петровиче Кащенко, руководителе нескольких психиатрических больниц — в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. 9 января 1859 года родился выдающийся русский психиатр Петр Петрович Кащенко. Пожалуй, ни одно имя в истории отечественной психиатрии не становилось настолько поистине народным, насколь. Статья посвящена выдающемуся психиатру и организатору психиатрической службы в дореволюционной России и в первые годы Советской России Петру Петровичу Кащенко (1859—1920). Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. Петр Петрович Кащенко (1859-1920) был известным русским психиатром.
Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК и со ссылкой на сайт « vesti-lipetsk. Для детей старше 16 лет.
Образование он продолжил в Казанском университете, куда отправляли «неблагонадежных» студентов.
Из второй серии вы узнаете, какие нововведения ввел доктор Кащенко в Нижнем Новгороде — например, это он отменил смирительные рубашки. К буйным больным он входил без санитаров. В Москве он повелел снять решетки с окон больницы и организовать прогулки для больных, а также сумел добиться сокращения рабочего дня и увеличения жалованья для сотрудников больницы.
В 1889 — 1904 директор психиатрической больницы Нижегородского земства колония Ляхово. Заведовал Московской и Петербургской психиатрическими больницами. В 1905 принимал участие в революционных событиях в Москве, оказывая помощь раненым во время восстания на Пресне.
В 1904-1906 годах, уже будучи признанным специалистом, Кащенко стал главным врачом Московской психиатрической больницы в Канатчиковой Даче, где продолжил применять свои наработки в организации лечения. За эти два года с окон сняли решетки и перестали приковывать больных к полу или стенам. Вместе с медикаментозным лечением практиковали физио-, трудо- и культтерапию. Больные Канатчиковой Дачи репетировали в духовом оркестре, играли в спектаклях и танцевали на вечеринках. Для выздоравливающих ввели амбулаторное наблюдение и лечение. Фото: ИТАР-ТАСС В первую русскую революцию Кащенко вместе с братом создал летучие медицинские бригады, которые оказывали помощь раненым революционерам во время восстания в Москве в декабре 1905 года, а после помогал скрываться от преследования его участникам. Профессиональный авторитет доктора был так высок, что власти не посмели его тронуть.
В Первую мировую войну целитель изучал статистику психической заболеваемости среди русских солдат на фронтах. После свержения монархии и победы большевиков Петр Кащенко работал в Наркомздраве Советской России, фактически став главным психиатром республики. Похоронили Кащенко на Новодевичьем кладбище в Москве.
Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме
Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1 | В Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали фотографии, которые распространяют в телеграм-каналах, после проведения в петербургской психиатрической больнице имени Кащенко ремонтных работ по переустановке и доработке системы. |
Пётр Петрович Кащенко - Традиция | Петр Кащенко родился в 1859 году. |
Литературные дневники / Стихи.ру | 1881 г. Главархив Москвы Расписка вдовы коллежского секретаря А.А. Горенкиной о разрешении своей дочери Вере Александровне Горенкиной вступить в брак с Петром Петровичем Кащенко. |
Кащенко, Пётр Петрович — Википедия | Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске. |
Сайт знакомств
- Сайт знакомств
- В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам
- Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко
- Кащенко Всеволод Петрович. Биография / Прошлое в лицах / Музей Института коррекционной педагогики
Петр Кащенко: тонкая грань между безумием и гениальностью
Вы точно человек? | Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. |
Факты из жизни выдающегося психиатра Петра Петровича Кащенко | | Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске. |
В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице | Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300. |
Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко | «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января. |
Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко
Кащенко стал главным врачом больницы в Рогачеве Дмитровского уезда Московской губернии. Он ведет культурно-просветительскую деятельность среди обслуживающих работников, чем навлекает на себя неприязнь со стороны местного купечества. В итоге однажды морозной зимней ночью ему пришлось вместе со всем своим медицинским персоналом спасаться бегством в Москву и вновь перебиваться случайными заработками. Революция 1905 года вовлекла Всеволода Петровича в свой поток. Во время Декабрьского вооруженного восстания он возглавил Московский комитет помощи раненым революционерам. Генерал-губернатор Дубасов объявил комитет вне закона, угрожал всем входящим в него расстрелом и подверг артиллерийскому огню здание управы московского губернского земства, в котором расположился комитет угол Воротниковского переулка и Садовой улицы. После поражения революции В. Кащенко, лишенный права где-либо служить, задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей. По этому поводу он советуется с приват-доцентом Московского университета Григорием Ивановичем Россолимо, врачом, обретшим к тому времени известность в качестве специалиста по клинической невропатологии и психиатрии. Всеволод Петрович взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А.
Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С. Корсакова; занимался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Первые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых психологических профилей. Впоследствии В. Кащенко, исходя из положения о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили. По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии. В 1907 году в Петербурге В. Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А.
Нечаева и А. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода. По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он взял в аренду подходящий дом в уютном уголке Москвы и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире.
Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 : объединить усилия медицины, педагогики и широкой общественности в помощь дефективным детям; с таким же призывом он обращался и на представительных собраниях и в газетных статьях. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства.
При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития.
Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
Но и это не главное достижение психиатра с мировым именем.
Петр Кащенко — тот человек, который изменил отношение общества к своей области и своим пациентам. Россия 19-го века хоть и была одной из самых продвинутых стран пожалуй, самой продвинутой , но душевно больные люди в обществе воспринимались, скорее, как маргиналы. Благодаря Кащенко, общество стало не только гуманней относиться к людям с психическими отклонениями, но даже появились меценаты, которые охотно жертвовали свои средства на строительство психиатрических больниц. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. После смерти отца, мать — Александра Павловна Черникова — дочь коллежского асессора, ушла в монастырь, но перед этим сумела выхлопотать для своего сына — будущего психиатра, стипендию на медицинском факультете Киевского университета Святого Владимира. Учился он блестяще, что и помогло ему позже перевестись на аналогичный факультет Московского университета.
Или проблема лично во мне, что я не привыкла читать современные книги, бедные словарным запасом. Желания еще раз ее прочесть спустя 2 года не возникает. По содержанию написано в предыдущем отзыве, добавить даже нечего.
Положительные качества.
Неблагонадежный психиатр. Как доктор Кащенко стал народной легендой?
Петр Петрович писал: «Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается». К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. Кащенко лично руководил больничным ансамблем и хором пришлось вспомнить уроки музыки и пения, которые Петр Петрович давал девицам-гимназисткам в ставропольской ссылке.