Это уже знакомая избирателям с 2017 года форма голосования при проведении федеральных и региональных выборов, которая заменила систему открепительных удостоверений и досрочного голосования, сделав процедуру голосования по месту нахождения более удобной. Первый день трёхдневного голосования на президентских выборах в России продемонстрировал беспрецедентно высокую явку. Этот способ голосования на президентских выборах применяется впервые. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право».
Как проголосовать онлайн на выборах в 2024 году: пошаговая инструкция
Из них более 15 млн избирателей имеют сопоставимую с ГАС "Выборы" учетную запись на портале госуслуг. С учетом Москвы и их избирателей, которые имеют такие сопоставимые записи, в общей сложности это 21,5 млн потенциальных избирателей. При этом заявки охватывают более 300 выборов, 10 из которых - выборы высших должностных лиц регионов и заксобраний.
При этом до 61 деревни требуется два дня перехода, а до семи — три дня. Чтобы добраться до этой деревни, членам избиркома надо пройти пешком порядка 40 км.
Фото: depositphotos. Большая часть, почти 2,5 млн человек, — это жители Москвы. Проголосовать они смогут уже с пятницы — и заодно поучаствовать в розыгрышах призов. В этом году процедура претерпела несколько изменений — например, появилась возможность переголосовать. Впрочем, оставить заявку на электронное голосование удалось не всем. Прием заявлений на электронное голосование завершился 13 сентября, и Центризбиркому понадобилась пара дней, чтобы всех посчитать. Отдать голос онлайн захотели 2 млн 800 тысяч россиян — тогда как на прошлом голосовании по поправкам к конституции желающих было чуть больше миллиона. Получилось, правда, не у всех — москвичка Александра теперь вынуждена идти на участок: «Поскольку в эти выходные я буду не в Москве, я решила попробовать проголосовать дистанционно. В понедельник вечером, около 11 часов, зашла в «Госуслуги» и пыталась оформить себе заявку на электронное голосование, но сделать у меня это не получалось, потому что на одном из этапов, когда я вносила личные данные и проставляла галочки, приложение вылетало, выдавало ошибку и просило попробовать зарегистрироваться еще раз. Попробовала другой способ: я перерегистрировалась, как мне казалось, на офлайн-участок в другом городе — Сочи. Но вот в четверг вечером обнаружила, что в «Госуслугах» у меня по-прежнему указан мой родной избирательный участок, на который я хожу в каждые выборы».
Особенности проведения дистанционного электронного голосования с использованием государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" на территории города Москвы 11. Общие положения 11. Дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" далее - ГИС ДЭГ , являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы , интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации, включенный в список избирателей избирательного участка на территории города Москвы, на котором список избирателей составляется и используется в электронном виде, за исключением избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях иное может быть установлено решением Московской городской избирательной комиссии далее - Мосгоризбирком , имеющий учетную запись в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке при условии предоставления избирателю доступа к дистанционному электронному голосованию членом УИК , который при необходимости может подтвердить или создать в установленном порядке учетную запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании, имеет право: 11. Избиратель, указанный в пункте 11. При несоблюдении условий, указанных в пунктах 11. В случае если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 69, 71 Федерального закона N 19-ФЗ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке за пределами территории города Москвы и не аннулировавший его в соответствии с пунктом 2. Условия участия в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. Избиратели, указанные в пункте 11. Оператор ГИС ДЭГ не ранее 3 февраля 2024 года направляет в Мосгоризбирком информацию о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы, являющихся пользователями Портала Москвы с полной учетной записью в этой системе, с целью подтверждения активного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации и сопоставления с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". Не позднее чем 5 марта 2024 года Мосгоризбиркомом формируются итоговые сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, в том числе с помощью стационарного или переносного терминала электронного голосования, и передаются оператору ГИС ДЭГ для загрузки в базу данных ГИС ДЭГ и информирования избирателей о возможности участия в дистанционном электронном голосовании. Не позднее чем в 18. Сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, уточняются с момента завершения их формирования и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в Мосгоризбирком. Сведения также уточняются на основании информации об участии избирателя в голосовании на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, с использованием избирательного бюллетеня на бумажном носителе. При использовании на избирательных участках списков избирателей в электронном виде избиратель, включенный в выписку из списка избирателей, подавших заявления обращения о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, к которому были направлены члены УИК для проведения голосования вне помещения для голосования, не может принять участие в дистанционном электронном голосовании до возвращения членов УИК , выезжавших по заявлению устному обращению данного избирателя, и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования, в том числе не получил доступ к электронному бюллетеню на переносном терминале электронного голосования. Порядок составления списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. В период проведения дистанционного электронного голосования после прохождения избирателем процедур идентификации, аутентификации и получения избирателем доступа к электронному бюллетеню избиратель включается в список принявших участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы далее - список принявших участие в ДЭГ. На основании информации о фактическом предоставлении избирателям доступа к электронному бюллетеню в Мосгоризбиркоме в электронном виде формируется список принявших участие в ДЭГ по форме, установленной приложением N 8 к Порядку. При отображении списка принявших участие в ДЭГ средствами отображения информации СПО ДЭГ Москвы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, номер мобильного телефона участника ДЭГ, а в поле для отметки о доступе к электронному бюллетеню проставляется серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации - участника ДЭГ. У участников ДЭГ, получивших доступ к электронному бюллетеню с помощью терминала электронного голосования стационарного или переносного , номер мобильного телефона может быть не указан. Сведения об участниках ДЭГ располагаются в алфавитном порядке. Со списком принявших участие в ДЭГ вправе ознакомиться члены Мосгоризбиркома. Избиратель, получивший в соответствии с разделом 11. Электронный бюллетень 11. Не позднее 20. В случае выбытия зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в избирательном бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и принятия соответствующей избирательной комиссией решения о внесении в избирательный бюллетень данных об указанном кандидате уточненные исходные данные передаются в соответствии с пунктом 11. Отображение электронного бюллетеня производится средствами СПО ДЭГ Москвы с учетом особенностей отображения электронного бюллетеня в ГИС ДЭГ и технических характеристик экрана устройства, используемого участником ДЭГ, в том числе обеспечивается функционал для голосования с использованием электронного бюллетеня для слабовидящих. Электронные бюллетени становятся доступны участникам ДЭГ в период проведения дистанционного электронного голосования в порядке, установленном подразделом 11. Контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в единой распределенной базе данных СПО ДЭГ Москвы. Указанные действия выполняются с использованием СПО ключей шифрования. Ключ расшифрования разделяется на несколько частей, количество которых определяется решением Мосгоризбиркома. При формировании ключа зашифрования и ключа расшифрования, разделении ключа расшифрования на отдельные части вправе присутствовать члены Мосгоризбиркома, представители зарегистрированных кандидатов, представители политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, и представители средств массовой информации, указанные в пункте 1. Запись ключа зашифрования и ключа расшифрования осуществляется на внешние носители информации. Части ключа расшифрования передаются на ответственное хранение лицам, определенным решением Мосгоризбиркома. Доступ иных лиц к частям ключа исключен. Осуществление дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. Дистанционное электронное голосование проводится в дни голосования на выборах Президента Российской Федерации. Возможность получить доступ к электронному бюллетеню и проголосовать на выборах посредством СПО ДЭГ Москвы для избирателей, указанных в пунктах 11. Дистанционное электронное голосование на избирательных участках с использованием терминала электронного голосования осуществляется в часы, установленные для проведения голосования на избирательных участках. Дистанционное электронное голосование на Портале Москвы осуществляется с 8. Для всех избирателей обеспечивается возможность ознакомиться с порядком проведения дистанционного электронного голосования на Портале Москвы. Получая доступ к дистанционному электронному голосованию, в том числе с помощью терминала электронного голосования стационарного или переносного , участник ДЭГ соглашается с порядком проведения дистанционного электронного голосования и пользовательским соглашением Портала Москвы. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ на Портале Москвы предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Участнику ДЭГ на Портале Москвы после перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. В случае ввода участником ДЭГ на Портале Москвы некорректного кода подтверждения или по истечении времени, установленного для ввода кода, СПО ДЭГ Москвы предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. После корректного ввода участником ДЭГ на Портале Москвы кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на Портале Москвы в ходе его текущей интернет-сессии на срок не более одного часа. По истечении одного часа но не позднее 20. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ на Портале Москвы только на том устройстве, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. Для избирателей, участвующих в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, доступ к дистанционному электронному голосованию на избирательном участке предоставляется посредством терминала электронного голосования стационарного или переносного.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД "ВЫБОРЫ 2024 - МОЛОДЁЖНЫЙ ЗАПРОС"
Досрочное голосование на выборах президента будет проводиться с 25 февраля по 14 марта 2024 года. 15, 16 и 17 марта. Досрочное голосование при проведении выборов в органы местного самоуправления Тестовые вопросы Презентация Лекция Графические материалы Тренажер.
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей
Дата выборов президента России определяется нормами федерального закона «О выборах президента Российской Федерации». В статье 5 говорится, что голосование проводится во второе воскресенье того же месяца, в котором оно состоялось в прошлый раз. Предыдущие выборы главы государства прошли 18 марта 2018 года, то есть для предстоящих выборов должны были назначить день 10 марта 2024 года. Однако в тексте закона есть оговорка: если второе воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, то голосование переносится на следующее. Так как на неделю 4—10 марта в этом году выпадает празднование Международного женского дня в пятницу, 8 марта , то датой выборов установлено 17 марта. Сенаторы не стали долго ждать и провели заседание в первый же день срока, установленного законодательством. В ходе заседания спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила , что в России дан старт избирательной кампании.
Сейчас это видеонаблюдатель, то есть человек, следящий за выборами удаленно при помощи онлайн-трансляции. По сути, видеонаблюдатель является и обычным наблюдателем-добровольцем, но при этом он не присутствует на избирательном участке лично. Какие права у этого наблюдателя? Ответ прост — никаких.
Видеонаблюдатель, как было сказано, является своеобразной версией наблюдателя. При этом, наблюдатель же имеет права, прямо предусмотренные законодательством. И это только права. Что же говорить о статусе и полномочиях? Вопрос об определении прав, статуса, полномочий и полной интеграции видеонаблюдателей в электоральный процесс должен быть поднят на должном уровне в виду не просто остроты этого вопроса, но и очевидной пользы избирательному процессу. Ведь широкое общественное наблюдение на всех стадиях электорального процесса, делает выборы более, чем просто «прозрачными». А каким может быть кибер-наблюдение при переходе на цифровые технологии голосования? Обязательность итоговых докладов для субъектов общественного контроля Институт общественных наблюдателей позитивно зарекомендовал себя в период избирательных кампаний. Полагаем, что мнения общественников, сформулированные в результате реального и непосредственного наблюдения на выборах, могут направляться в государственные органы и избирательные комиссии в виде специальных докладов. Как вы считаете, есть ли в этом необходимость и обязательность?
Отраженная в документе позиция может быть заложена в основу оценки уровня легитимности выборов и соответствия всех избирательных процедур требованиям законодательства. Общественники имеют свое вполне определенное, что важно, не ангажированное мнение, которое может оказать существенное влияние на развитие событий при возникновении спорных и конфликтных ситуаций, в том числе в ходе судебных споров. Центры избирательного права и процесса — центры профессиональной подготовки всех участников избирательного процесса Непрерывный процесс подготовки и обучения участников избирательного процесса является важной составляющей не только в работе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, но и, в первую очередь, Центров избирательного права и процесса далее — ЦИПП , создаваемых в регионах на базе учебных заведений и общественных организаций. Роль ЦИПП сегодня очень велика, так как развитие современного российского избирательного права невозможно без определенной подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов в данном направлении деятельности. Просветительская деятельность ЦИПП особенно важна для повышения уровня правовой культуры молодых и будущих избирателей. Актуальность работы с молодежью в области правового просвещения обусловлена тем, что избирательный процесс обладает определенной спецификой, для изучения которой требуется значительное количество времени. Особенно не просто освоить основы избирательного законодательства молодым людям, сталкивающимся с этим впервые. Повышение мотивации к получению знаний в области избирательного права и процесса и повышение уровня доверия к институту выборов являются основными задачами работы данного направления. А Вы готовы активно способствовать развитию этой сети дополнительного правового образования? Школьное самоуправление и молодежная демократия — основа избирательной системы Важность выбора и ответственность за него должны воспитываться с детства.
Молодежные избирательные комиссии регулярно, совместно с организациями-партнерами проводят выборы в органы ученического самоуправления. Важно, чтобы в системе образования школьное самоуправление занималось реальными делами и решало проблемы обучающихся. Ценность выборов и выбора осознается только с пониманием практического результата, как и важность участия в избирательном процессе. В процессе своих первых выборов молодые люди уже со школьной скамьи учатся применять свои знания на практике, аргументированно высказывать свои взгляды и убеждения, иметь собственное мнение. Сочетание практики и теории способствует повышению мотивации к получению знаний в области избирательного права и процесса, а также изучению прав и обязанностей гражданина России, формированию активной гражданской позиции у молодежи в условиях современного общества. Предлагаем обсудить, может ли активное распространение школьного самоуправления, обучения избирательному праву выступить в качестве аргумента снижения возраста избирателя? Молодежные избирательные комиссии— будущее избирательной системы России Поступательное развитие избирательной системы России невозможно без непрерывного притока молодых, образованных кадров в избирательный процесс. Сегодня молодые граждане все чаще заявляют о себе на политических просторах, а с недавнего времени — и в работе избирательных комиссий всех уровней, включая систему молодежных избирательных комиссий России, функционирующих практически в каждом регионе нашей страны. Основная миссия молодежных избирательных комиссий заключается не только в общественной защите избирательных прав молодежи, но и в том, чтобы сформировать достойную смену действующим организаторам выборов. Молодежные избирательные комиссии взаимодействуют с избирательными комиссиями различного уровня, органами государственной власти и местного самоуправления, организациями молодежного самоуправления.
Яркими примерами взаимодействия являются совместные мероприятия, посвященные Дню молодого избирателя. Наличие общих целей и задач молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов, молодежных советов и иных организаций молодежного самоуправления позволяет объединять совместные усилия, компетенции с целью вовлечения молодежи в процессы демократического развития страны, обеспечить необходимый уровень правовой культуры молодых граждан. Предлагаем обсудить, какие формы межорганизационного взаимодействия в области правового просвещения, наиболее эффективны? Кодификация избирательного права — новое измерение избирательного законодательства Ввиду активного развития в настоящий период выборного процесса современное избирательное законодательство нуждается в реформировании. Одним из направлений по его совершенствованию является кодификация норм избирательного права. Ученые и практики не оставляют попытку кодифицировать нормы избирательного права. Так, 4 июля 2018 года между Российским фондом свободных выборов и представителями факультета политологии МГУ им. Ломоносова состоялось подписание Соглашения о начале совместной работы над законопроектом «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации». Какие принципы необходимо закрепить в данном Кодексе? Возможно, не только принципы, определяющие основы участия граждан в голосовании на выборах и референдуме как основных участников избирательных правоотношений, но и базовые принципы избирательного процесса: гласность и периодичность выборов, независимость избирательных комиссий.
При этом важно максимально унифицировать избирательные процедуры, с учетом федеративного характера государства и самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. Учитывая безусловный приоритет избирательных прав граждан, необходимо ли включить избирательные комиссии муниципальных образований в единую систему избирательных комиссий? Представляется возможным к представленной структуре Избирательного кодекса добавить нормы, которые бы более подробно регулировали правовое положение представителей средств массовой информации, описывали порядок их участия в избирательной кампании. Важно уделить особое внимание точному разграничению прав участников избирательного процесса. Практика показала, что представители СМИ зачастую необоснованно стремятся воспользоваться полномочиями наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. На сегодняшний день законодательная регламентация политической рекламы становится все более актуальным вопросом, так как реклама и оказываемое с ее помощью воздействие способны продемонстрировать огромное влияние результат избирательной кампании. Считаете ли Вы необходимым, чтобы в законе было прописано не только понятие «политическая реклама», но и требования к ней, способы, средства, режимы распространения, ответственность за нарушение порядка ее распространения? Активное развитие и внедрение электронных технологий в нашу жизнь порождает новые вызовы, связанные с возможностями дистанционного электронного голосования. В связи с чем возникают вопросы о необходимости отражения дистанционного электронного голосования в Избирательном кодексе. Предлагаем рассмотреть возможность внедрения института отзыва депутатов представительных органов различных уровней власти, импичмента выборных должностных лиц.
Считаем возможным при реализации механизма отзыва депутатов использование технологии «электронного голосования». Ее применение существенно сэкономит материальные и организационные затраты при реализации механизма. Еще одним из наиболее острых вопросов на повестке дня является вопрос о возвращении графы «Против всех» на всех уровнях выборов. Будет ли это способствовать качеству выборов? Также предлагаем подискутировать на тему необходимости расширения форм поддержки избирателями выдвижения кандидатов. На наш взгляд, предложенная факультетом политологии МГУ им. Ломоносова структура «Кодекса о выборах и референдумах» имеет хорошую перспективу для реформирования избирательного права и процесса в России, а озвученные молодежью предложения будут учтены разработчиками и помогут сделать содержание Кодекса еще более совершенным. Вопросы для дискуссии Подводя итог вышесказанному, мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что главной целью представленного доклада является не стремление «навязать» свою точку зрения, а дать пищу для дальнейшей дискуссии по актуальным темам избирательного права и процесса. Мы предлагаем для обсуждения следующие темы: - Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации:анализ содержания и круг экспертов. Кто, где и как должен принять участие в обсуждении Кодекса?
Следует ли в России вводить обязательное голосование? Как поддержать активность на выборах? Поможет ли этому обязательное голосование? Портал «Госуслуги» — окно возможностей? Готовы ли мы к полному гражданству с 16 лет? Какие гарантии демократии предоставляют отзыв и импичмент на всех уровнях? Какие перспективы открываются перед избирательным процессом? Существуют ли проблемы внедрения и риски использования?
При этом голосование избирателей штата Манипур из-за нестабильной обстановки пройдет в два этапа. Почти на 73 млн избирателей больше чем на предыдущих всеобщих выборах 2019 года, которые до настоящего времени считались самыми масштабными. В этот раз оно пройдет в семь этапов, каждый из которых закреплен за определенными избирательными округами.
Президент РФ Владимир Путин призвал политические партии активно выдвигать ветеранов специальной военной операции в ходе избирательных кампаний всех уровней. Уверен, что так же достойно они проявят себя и в будущей работе в органах власти, в органах образования, наставничества, на ведущих позициях во всех сферах», — сказал Президент в пятницу в Санкт-Петербурге на заседании Совета законодателей РФ. Владимир Путин напомнил, что для ветеранов СВО уже действует специальная кадровая программа «Время героев». Главы регионов постепенно начинают заявлять о намерениях идти на следующий срок по итогам выборов в сентябре, в предстоящую борьбу включаются и другие политики. Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил о том, что принял соответствующее решение и спросил поддержки у Президента, на что тот ответил положительно, при этом отметив, что выбор остаётся за жителями. Напомним ранее, о планах по выдвижению на губернаторский пост заявляла в своём телеграм-канале глава регионального отделения партии «Справедливая Россия — За Правду» по Санкт-Петербургу Надежда Тихонова. Лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев заявил , что в ближайшее время Госдума будет утверждать нового председателя правительства и ведущих министров. На заседании Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ в Санкт-Петербурге он напомнил, что в 2020 году были внесены изменения по увеличению роли парламента в формировании исполнительной власти. Васильев подчеркнул, что российский парламент — многопартийный и каждая фракция обозначает свой подход к решению различных вопросов.
Электронное голосование дойдёт и до муниципалитетов: особенности выборов-2022
добавили в ЦИК. В дайджесте новостей с 22 по 27 апреля собрали для главные новости о предстоящих выборах и текущей общественно-политической ситуации в России. Выборы в России проводятся как в очном режиме, так и в форме дистанционного электронного голосования.
Выборы в 2023 году: кого будут выбирать россияне в единый день голосования
Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 – это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах депутатов. Первый день трёхдневного голосования на президентских выборах в России продемонстрировал беспрецедентно высокую явку. Главным законодательным новшеством стала сама возможность проведения голосования — ранее выборы во время военного положения были запрещены. Видеонаблюдение на президентских выборах в территориальных избирательных комиссиях (ТИК) будет вестись только в последний день голосования с 20.00 до завершения приема протоколов, т. е. во время подсчета голосов.
Коротко о выборах
В ходе выборов депутатов Госдумы, прошедших в прошлом году, участникам дистанционного электронного голосования предоставлялась функция «отложенное решение», позволяющая изменить свой выбор в течение дня. Трехдневное голосование дает возможность организаторам выборов нарисовать те цифры, которые им нужны. Выборы в России будут проходить три дня, а единый день голосования в 2023 году состоится 10 сентября. Досрочное голосование на выборах президента будет проводиться с 25 февраля по 14 марта 2024 года. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право». Новости и аналитика Аналитические статьи Президентские выборы: 10 важных вопросов.
Очное голосование на выборах Президента России
Эксперты едины во мнении, что многодневные выборы станут нормой. Конечно же, общая тенденция будет сводиться к усилению использования дистанционных технологий и обеспечению безопасности граждан в условиях пандемии. Безусловно, будет учтён опыт, полученный в сфере электронного голосования 17-19 сентября 2021 года для дальнейшего внедрения новых платформ и технологий организации электронного голосования не только на федеральном уровне, но и в субъектах России. Политическая борьба будет только набирать обороты, поэтому здесь не исключено расширение инструментария и ресурсной базы для общественного наблюдения.
Кроме того, думаю, будет значительно расширен формат вовлеченности независимых наблюдателей, в том числе и из иностранных государств. Что касается продления Единого дня голосования, то здесь вряд ли мы увидим что-то новое. О полной победе над пандемией говорить пока рано, да и активное использование интернет-голосования показало свою эффективность.
Так что мы вполне можем рассчитывать на продление Единого дня голосования и в 2022 году». В условиях партийной борьбы Некоторые эксперты о предстоящих выборах предпочитают высказываться с осторожностью, учитывая непредсказуемую ситуацию в стране и мире в целом. Эпидемиологическая обстановка нестабильна, волей-неволей приходится ориентироваться на информацию относительно заболеваемости COVID-19, — делится размышлениями Анастасия Рудницкая, кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой рекламы и человеческих ресурсов Московского университета имени С.
Но есть определенные предпосылки, которые свидетельствуют о заинтересованности партий выступить на предстоящих выборах в широком составе и продемонстрировать открытые честные методы борьбы за депутатское представительство. Несмотря на то, что 11 сентября — это, с некоторых пор, исторически дата, ассоциирующаяся со страшной трагедией масштабный теракт в США , в мире, скорее всего, предпочтут не замечать выборы в России, в противовес тому, как это было в нынешнем году в период федеральных выборов депутатов Госдумы ФС РФ.
При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в распределенной базе данных ПТК ДЭГ. Не позднее 18. Один комплект - для субъектов Российской Федерации, за исключением Калининградской области, второй комплект - для Калининградской области. Комплект состоит из ключа зашифрования и разделенного на отдельные части ключа расшифрования.
Расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ с использованием ключа зашифрования невозможно. Количество частей, на которые разделяется ключ расшифрования, а также минимальное количество частей, из которых ключ расшифрования может быть восстановлен, определяется решением ТИК ДЭГ. При формировании ключа зашифрования и разделенного на отдельные части ключа расшифрования вправе присутствовать члены ТИК ДЭГ, ЦИК России и представители средств массовой информации, указанные в пункте 1. Запись ключа зашифрования и частей ключа расшифрования осуществляется на внешние носители информации таким образом, чтобы одна часть ключа расшифрования содержалась только на одном внешнем носителе информации. Доступ иных лиц к частям ключа расшифрования исключен. Осуществление дистанционного электронного голосования 6.
Дистанционное электронное голосование проводится с 8. В сроки, указанные в пункте 6. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет vybory. Идентификация и аутентификация осуществляются посредством ЕСИА. В случае если избиратель не включен в список участников ДЭГ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования.
Без подтверждения факта ознакомления с техническими условиями дистанционного электронного голосования переход к процедуре голосования не осуществляется. После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код должен состоять не менее чем из пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, ПТК ДЭГ предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.
После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность ознакомиться со сведениями о кандидатах, после чего избиратель вправе осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления участника ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной избирательной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. Электронные копии списков участников ДЭГ, подписанные электронными подписями председателя и секретаря ТИК ДЭГ, записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место.
После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей, предоставленных определенными в соответствии с пунктом 5. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому субъекту Российской Федерации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата. В случае отсутствия заявлений ДЭГ в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования на территории субъекта Российской Федерации данные не отображаются и в сводную таблицу об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования в субъектах Российской Федерации 8.
После подписания протокола ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные об итогах дистанционного электронного голосования записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. В ИКСРФ данные об итогах дистанционного электронного голосования распечатываются в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к Порядку с учетом утвержденной формы протокола об итогах голосования и с использованием таблицы соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложение N 6 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу об итогах голосования графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации согласно утвержденным ЦИК России формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования по субъекту Российской Федерации были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу об итогах голосования, не учитываются в протоколе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении сроков их хранения, указанных в пунктах 9.
Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 19-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком. Средствами отображения информации ПТК ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ и в Общественной палате Российской Федерации обеспечивается постоянное непрерывное отображение следующей информации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании получивших доступ к электронному бюллетеню , от общего числа участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ. Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, ее региональные отделения в субъектах Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, зарегистрированный кандидат, доверенные лица зарегистрированного кандидата, общественная палата субъекта Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, могут назначить не более трех наблюдателей на портале наблюдения ПТК ДЭГ. Наблюдателю на портале наблюдения ПТК ДЭГ, имеющему подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, и ИКСРФ, где проводится дистанционное электронное голосование, с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения ПТК ДЭГ дополнительно обеспечивается возможность: получения блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержащей зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные об итогах дистанционного электронного голосования; контроля неизменности и сохранности результатов волеизъявления участников ДЭГ; контроля достоверности установления итогов дистанционного электронного голосования. Особенности проведения дистанционного электронного голосования с использованием государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" на территории города Москвы 11.
Общие положения 11. Дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" далее - ГИС ДЭГ , являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы , интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации, включенный в список избирателей избирательного участка на территории города Москвы, на котором список избирателей составляется и используется в электронном виде, за исключением избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях иное может быть установлено решением Московской городской избирательной комиссии далее - Мосгоризбирком , имеющий учетную запись в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке при условии предоставления избирателю доступа к дистанционному электронному голосованию членом УИК , который при необходимости может подтвердить или создать в установленном порядке учетную запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании, имеет право: 11. Избиратель, указанный в пункте 11. При несоблюдении условий, указанных в пунктах 11.
В случае если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 69, 71 Федерального закона N 19-ФЗ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется.
Но емкость снова отлетела от стены, упала на землю и загорелась. Преступницу задержали. От ее выходки никто не пострадал.
А в одном из участков для голосования на юго-востоке Москвы провокаторша, используя легковоспламеняющуюся жидкость, подожгла кабинку для голосования. Причем преступницей оказалась 70-летняя пенсионерка. Меры наказания Правозащитник и адвокат Рубен Киракосян рассказал «360», что массовая порча бюллетеней попадает под действие статьи 141 Уголовного кодекса России — воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии. Палитра наказаний там довольно широкая, начиная от штрафа от 100 до 900 тысяч рублей и до лишения свободы сроком до пяти лет, если это деяние совершено группой лиц.
Рубен Киракосян адвокат О таком же наказании предупредила избирателей и глава Центризбиркома Элла Памфилова. По ее словам, это не обычное хулиганство, а с элементами терроризма. Глава ЦИК добавила, что во всех этих преступлениях есть след из-за рубежа. Если выяснится, что подозреваемые совершили преступные действия не по личным мотивам, а по указке иностранных например, украинских спецслужб, то им грозит статья о государственной измене.
А по ней минимальное наказание составляет 12 лет, максимальное — 20. Украинский след Поводов подозревать украинскую сторону хватает. Во-первых, на кадрах провокаций видно, что исполнители снимали свои действия — как будто для отчета. А студентка, кинувшая коктейль Молотова в Санкт-Петербурге, рассказала полицейским, что за провокацию ей обещали заплатить, причем инструкции она получала с украинского номера.
Перед началом дискуссии Панфилова рассказала о том, что за последнее время в ее адрес поступил ряд обращений с просьбой отказаться от многодневного голосования на сентябрьских выборах в Государственную думу. Она подчеркнула, что перед тем, как Центризбирком примет решение относительно длительности голосования в сентябре, в комиссии учитывают мнение всех граждан и считают важным провести площадку, на которой будет представлен полный спектр мнений по вопросу. При этом Панфилова отметила, что с высокой вероятностью решение будет принято в пользу многодневной формы. Вероятность того, что мы будем принимать решение голосовать не один день - она очень высока", — сообщила она. Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин заявил о том, что люди позитивно относятся к институту многодневного голосования и «отмахиваться от этого нельзя». Отдельно он обратил внимание на то, что практика многодневного голосования принята не только в России, но и за рубежом, приведя в пример Чехию, Нидерланды, Чили и ряд других государств. Он также высказался за то, чтобы в перспективе многодневное голосование стало нормой.
Профессор Таллиннского университета Георг Соотла рассказал об опыте Эстонии. Он отметил, что многодневная форма дает гражданам большую свободу.
Как проголосовать на выборах президента РФ: все известные способы
На выборах всех уровней: Путин подписал закон о многодневном голосовании | В сентябре дистанционное голосование в третий раз пройдет процедуру апробации на федеральном уровне. |
Зеленка, краска и поджоги. Что грозит за порчу бюллетеней на выборах | В России закончилось трехдневное голосование на выборах в Госдуму. |
Как проголосовать на выборах губернатора НСО — показываем все способы в одной картинке | Перед выборами президента России 15–17 марта сотрудники избиркомов совершат поквартирные обходы избирателей для информирования о голосовании. |
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей | Узнайте, как можно будет проголосовать на выборах президента России в 2024 году, читайте подробнее на ФедералПресс. |
Как проголосовать на выборах губернатора НСО — показываем все способы в одной картинке | Выборы – это процедура волеизъявления граждан, которые своими голосами дают конкретному лицу право занимать выборную должность в одном из органов власти. |
О выборной трёхдневке и электронном голосовании. Мнение юриста
В ЦИК обсудили плюсы и минусы многодневного голосования | Перед выборами президента России 15–17 марта сотрудники избиркомов совершат поквартирные обходы избирателей для информирования о голосовании. |
Как проголосовать на выборах президента РФ: все известные способы | Москва | ФедералПресс | Дистанционное электронное голосование – голосование без бумажного бюллетеня с использованием программного обеспечения на портале (для жителей Москвы – через личный кабинет на портале ). |
Стартовали выборы мэра, губернатора и депутатов: рассказываем, как проголосовать дистанционно | Об остальных особенностях голосования на выборах президента в 2024 году — в следующем материале. |
Вы точно человек? | Длительность избирательных процедур в новых субъектах, где введено военное положение, может быть сокращена, для участия в голосовании граждане смогут предъявить не только российский паспорт, но и другие документы. Такие нормы содержатся в постановлении ЦИК. |
Выборы в России в 2023 году: что будет в единый день голосования в сентябре 2023 года | BanksToday | Первый день трёхдневного голосования на президентских выборах в России продемонстрировал беспрецедентно высокую явку. |
Как проголосовать на выборах президента РФ: все известные способы
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей | Досрочное голосование при проведении выборов в органы местного самоуправления Тестовые вопросы Презентация Лекция Графические материалы Тренажер. |
Выборы — что это такое? Виды и определение | Узнайте, как можно будет проголосовать на выборах президента России в 2024 году, читайте подробнее на ФедералПресс. |
ЦИК разрешил 24 регионам провести в сентябре электронное голосование | Для того, чтобы каждый избиратель мог проявить свою гражданскую позицию и отдать голос на выборах Президента России, предусмотрены разные способы голосования. |
Дайджест новостей о выборах: главное за неделю | Из-за этого члены комиссий в нарушение процедур ЦИК проводили «надомное» голосование без заявок со стороны избирателей. |
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД "ВЫБОРЫ 2024 - МОЛОДЁЖНЫЙ ЗАПРОС"
Если вы передумали голосовать на выбранном участке, то заявление можно отозвать. Изменить решение можно до 11 марта 2024 года. Способы отзыва решения такие же: «Госуслуги», МФЦ, территориальная избирательная комиссия. Где подано заявление, там его и нужно отзывать. Так, если вы обращались в МФЦ, то отозвать заявление на «Госуслугах» не получится. Заявка на отзыв заявления рассматривается примерно два дня. До этого момента написать новое заявление нельзя. Если на «Госуслугах» статус заявленяи поменялся на «Заявление отозвано», то можно подавать новое и выбрать удобный адрес избирательного участка. Учитывайте сроки. Если вы отзываете заявление 10 марта, то написать новое уже не успеваете. Вам придётся голосовать по месту прописки.
С 6 марта открываются участковые избирательные комиссии. Вы можете подать заявление на смену участка там. Если вы голосуете не по прописке, на избирательный участок нужно взять с собой паспорт и распечатываемую часть заявления. Её можно принести не в бумажном виде, а в электронном — показать на экране мобильного.
Новую электронную процедуру обкатали в единый день голосования в 2019 году. С тех пор появились некоторые новшества. Во-первых, глава Центризбиркома Элла Памфилова заверила , что двойных голосований — электронно и на участке — больше не допустят. Такие случаи были на голосовании по поправкам в конституцию. Сейчас, если оставил заявку на дистанционный выбор — твою фамилию в теории исключат из списков на участках. Во-вторых, появилась возможность переголосовать в течение суток. В зачет пойдет последний отданный голос. Для чего это было сделано, объясняет председатель территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования Илья Массух: — Когда вы получаете бюллетень и голосуете, он записывает голос человека в хранилище голосов. Когда человек в течение 24 часов решил переголосовать — этот голос так же записывается в хранилище голосов, но при подсчете, при расшифровке считается последний оформленный голос данного человека. Это реализовано для того, чтобы исключить возможность голосования под давлением. Представьте, были случаи вызова к ректору, стоит компьютер, и студенту предлагают «проголосовать».
Указ президента обладает большей юридической силой, чем постановление ЦИК. Но на деле получается наоборот. В постановлении говорится, что трёхдневка делается в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав на участие в референдуме и выборов депутатов Госдумы. При этом, обращаю внимание на существенный момент, 17 и 18 сентября голосование проводится для групп избирателей, участников референдума в населённых пунктах и местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Здесь возникает обоснованные вопросы. Какой референдум референдумы проходил проходили 17-19 сентября? Или это просто дополнительное прикрытие введения многодневного голосования? И если ЦИК озаботился о проживающих в местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, почему голосование вовсю шло в городах страны? Там помещения для голосования УИКи — участковые избирательные комиссии находятся в шаговой доступности от жителей. В 5-10 минутах ходьбы, а то и меньше. Считаю, усматривается надуманность оснований для трёхдневного голосования в интересах определённой группы лиц. Повторю, в городах все УИКи в шаговой доступности, даже транспорт не нужен. Существует понятие досрочного голосования. Но прошедшее голосование 17 и 18 сентября никак не подпадает под досрочку. Это было простое голосование. И проходило оно, повторю, с нарушением установленного ЦИКом порядка. На мой взгляд, эти нововведения по многодневному голосованию не выдерживают критики. Они антиконституционны. Выше указывалось, что по Конституции РФ, ч. И закон о выборах в Госдуму регламентирует до мелочей порядок проведения выборной компании и голосования. Но в 2020 году вводятся новые нормы антиконституционные, на мой взгляд и принятие важного решения отдано на откуп ЦИК: голосовать один день, два или три. ЦИКу ещё даётся право устанавливать «иные особенности голосования». Ибо часть 5 ст. В данном случае ЦИК фактически наделяется полномочиями органа законодательной власти. Он фактически определяет порядок выборов, дополняет закон, правит президента. Повторю, это антиконституционно. И как быть с принципом непрерывности выборов? Появляются ночные перерывы, увеличиваются риски злоупотреблений… Но, видимо, это нужно отдельной части общества, отдельной от народа. А может вообще закон упразднить и отдать всё на откуп ЦИКу? Пусть он всё определяет. Но как тогда быть с нормами ст. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Судя по указанным тенденциям, народ пытаются лишить его права быть источником власти и осуществлять свою власть непосредственно или через своих представителей. Кстати, ч. Где тут «дни голосования»? Изложенное, не считая иных нарушений, дабы не загружать читателя, полагаю, указывает на незаконность проведения голосования в течение более одного дня. Что, в целом, влечёт и незаконность самих выборов. По поводу дистанционного электронного голосования ДЭГ. В ходе его проведения нарушаются, прежде всего, основные принципы Конституции и избирательного законодательства — право на свободу и тайну голосования.
Для этого понадобится ввести адрес регистрации. После этого откроется страница с подробной информацией об участке. Там указан его адрес, номер телефона и состав избирательной комиссии. Информация об избирательном участке на сайте ЦИК Для подтверждения личности избирателя на участке попросят паспорт или иной документ, удостоверяющий личность: временное удостоверение личности, военный билет или удостоверение взамен него, а также справка установленной формы, которую выдают гражданам, находящимся под стражей, подозреваемым и обвиняемым. Проголосовать по другим документам нельзя. По месту нахождения. Если проживаете не по месту регистрации, то можно заранее выбрать удобный участок для голосования. Для этого нужно подать заявление в избирательную комиссию. Подать заявление о смене участка можно на госуслугах. Последний день для подачи заявления — 11 марта. До этого же дня можно отменить поданное заявление.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД "ВЫБОРЫ 2024 - МОЛОДЁЖНЫЙ ЗАПРОС"
Сама процедура голосования также определена нормами закона о выборах президента. В нём можно принять участие онлайн — с помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ), подав заявление на Госуслугах. Тестовое голосование, которое, как и сама процедура ДЭГ, пока еще может считаться инновацией, проводится не впервые; организаторы подчеркивают, что оно стало традиционной процедурой. Процедуру записи на электронное голосование прошли почти 3 млн граждан РФ. Опыт голосований показывает, что начиная с выборов ГД в 1995 году последовательно росла доля избирателей, голосовавших вне помещения для голосования.