Минюст РФ внес в реестр иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского, которые проживают за пределами России. Создатели фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского обратились в Арбитражный суд с требованием признать незаконным решение Минкультуры РФ о частичном отказе в выдаче прокатного удостоверения этой картине. В расширенный перечень вошли бывший депутат Пермской городской Думы Сергей Медведев, писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский. Коротко рассказываем о том, что из себя представляет монументальный долгострой российского режиссера Ильи Хржановского.
Илья Хржановский: «Я снимаю не про Ландау, а про ученого Дау, вымышленный персонаж»
Илья Хржановский | Режиссёр является сыном мультипликатора Андрея Хржановского и с 2007 года проживает за пределами России. |
Илья Хржановский, режиссер: биография, фильмография. Фильм "Дау" | В проекте «Дау» российского кинорежиссера Ильи Хржановского приняли участие Брайан Ино, Марина Абрамович и Massive Attack. |
Илья Хржановский: «Я снимаю не про Ландау, а про ученого Дау, вымышленный персонаж»
Илья Хржановский назвал дату выхода главного фильма «Дау» | Министерство культуры России отказалось выдать прокатное удостоверение четырем из десяти эпизодов многосерийного фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского. |
Улицкая* и Хржановский* — иноагенты | Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей. |
Дау-таун. Как Харьков стал центром самого безумного проекта в истории кино
Дочь плачет, припоминает матери былые обиды. Душераздирающее зрелище, сопоставимое с «Осенней сонатой». В кадре — настоящая мать Щеголевой. Но при этом муж сыгравший Дау дирижер Теодор Курентзис — не настоящий муж, а сын — не настоящий сын. Это игра, условность, роль. Чувства подлинные. Диалоги сымпровизированные. Но мы — по-прежнему в условной вселенной кино. Невероятно, но факт. Таким образом «Дау» кардинально переосмысляет роль актера в кино.
С одной стороны, вскрывает актерский потенциал в каждом и наглядно демонстрирует, как «неестественное» на самом деле является неподдельным, а то, что наш глаз опознает как «убедительное», — имитация, наигрыш. С другой стороны, вовсе отменяет профессию актера за ненадобностью. По меньшей мере в рамках конкретного эксперимента. Радмила Щеголева. Илья Хржановский предстает в фантазиях репортеров как тиран, выстроивший империю подавления и насилия, чтобы над ней властвовать. Эта игра Хржановскому, можно не сомневаться, по душе. Но экранная реальность ее отрицает. Мир «Дау» выстроен как тотальная инсталляция именно для того, чтобы населяющие ее люди имели возможность свободно передвигаться, выстраивать индивидуальные траектории и судьбы, самостоятельно управлять тем, что они говорят и делают. Режиссер — тот, кто придумал правила.
А дальше подчиняется им сам, наравне с остальными что-то подобное Триер делал в «Догме 95». Но свобода, данная им исполнителям, поистине беспрецедентна. Возможно, поэтому мифологии вовне проекта — о тоталитарном ужасе Института, об унижениях его обитателей — противостоит внутренняя мифология: многочисленные истории людей, которые прошли через опыт «Дау» и полностью изменили свои жизни: сменили профессии, нашли любовь, вышли замуж или женились, вышли из полосы неудач, преобразились. Форма отвечает содержанию. В воспоминаниях Коры Ландау режиссера поразил парадокс: немыслимая свобода мысли и тела внутри сталинской системы. Примерно то же самое происходит в Институте «Дау». Это не только масштабный аттракцион по воссозданию советского ада со всеведущими и всевластными спецслужбистами, но и алхимическая лаборатория по выплавлению человека нового образца, который научится игнорировать социальные ограничения и превратится в нечто большее.
Его самая известная работа — скандальный киноартпроект «Дау», который снимался более 15 лет.
Что получилось в итоге? Несколько фильмов, инсталляций, книжек и перфомансов про кошмарную Совдепию. Другого и не ждали. О спецоперации выразился так: «То, что происходит в Украине в этот момент, — там куется нация и страна с новыми героями, с новым переживанием и страданием, с тем, что надо физически отстраиваться с нуля, — вот с этим переживанием ощущения своей земли и жертвы, которая принесена… К сожалению, трагедия уже произошла и назад пути нет. Наверное, через 30—40—50 лет всё опять забудется и будут какие-то другие формы жизни.
Моя мама каждое лето потом проводила в Шаргороде, даже когда жила в Ташкенте и Москве. Поэтому я по маминой линии этнический украинец». Личная жизнь Режиссер, в течение 10 лет не общавшийся с представителями СМИ, от подробностей личной жизни всегда воздерживался. В 2009-м в разговоре с Дмитрием Быковым Илья подтвердил, что на тот момент был не женат, а от союза с актрисой Александрой Куликовой у него растет сын. Молодые люди познакомились еще во времена учебы в институте.
Вскоре дружба переросла в более глубокие чувства, и влюбленные сыграли свадьбу. Несмотря на появление общего ребенка, семья впоследствии не выдержала испытание расстоянием и временем: Хржановский работал в Москве, а его супруга — в Санкт-Петербурге. Андрей пошел по стопам матери — в раннем возрасте уже выходил на сцену БДТ и снимался в кино, а образование получил в Лондоне, где и сейчас живет его отец. Женщина неоднократно рассказывала в интервью, что он не зовет ее матерью, а обращается исключительно по имени. Илья Андреевич также не забывал о наследнике, упомянув о нем в размышлениях об изменениях в современном мире: «Меняются некие формы отношений с жизнью человека. Например, в юном поколении, к которому относится мой сын ему 21 год , другие отношения с сексом и со смертью, они по-другому устроены. Это определяет этику. И другие отношения с природой, другие отношения с миром — и видимым, и невидимым». Второй раз мужчина вступил в брак с заместителем главы аукционного дома Phillips Светланой Марич, пары родилась дочь Мария.
Уже в 19. Ни одно светское мероприятие не обходится без фотосессии, поэтому в условиях самоизоляции фотограф Ярославна Чернова осуществила фотосъемку гостей через Facetime. Каждую неделю режиссер Илья Хржановский будет представлять по несколько фильмов на платформе dau. Нора — девушка из провинциального города, жена успешного ученого — живет со своей семьей на территории закрытого привилегированного московского Института. Нору впервые за время замужества навещает мать, которая пристально наблюдает за атмосферой в доме супругов, чтобы понять, счастлива ли ее дочь.
«Честно говоря». Режиссёр Илья Хржановский. Национальные трагедии и преступления власти
Создатели фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского обратились в Арбитражный суд с требованием признать незаконным решение Минкультуры РФ о частичном отказе в выдаче прокатного удостоверения этой картине. Мой первый собеседник – режиссер, продюсер грандиозных мемориальных проектов Илья Хржановский, с которым мы обсуждаем проблему памяти как терапии национальной травмы. Berlinale режиссёр Илья Хржановский представил свой скандальный проект "Дау". Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов, передает со ссылкой на Минюст России.
Читайте также
- Еще от: Meduza
- Читайте также
- Людмилу Улицкую и Илью Хржановского признали иноагентами - 1 марта 2024 - МСК1.ру
- Людмилу Улицкую и Илью Хржановского признали иноагентами - 1 марта 2024 - 74.ру
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
Российский режиссёр Илья Хржановский в рамках цикла мероприятий под лозунгом «Свобода, равенство, братство» заново возведёт и разрушит Берлинскую стену. Британский журналист рассказал о своих впечатлениях от проекта отечественного режиссёра Ильи Хржановского «Дау», который никогда не выйдет в России, и мнение автора с другими кинокритиками поясняет почему. В Париже закончилась трехнедельная демонстрация проекта «Дау» режиссера Ильи Хржановского. Илья Хржановский на съемках «Дау». Я должен создать человеку, исполняющему ту или другую роль, такие условия, чтобы он вошел в кадр всей, собственно, своей жизнью, которая была до меня. Российский режиссер Илья Хржановский ушел с поста художественного руководителя Мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве. Ряды иноагентов пополнили писательница Людмила Улицкая*, режиссер Илья Хржановский*, журналист Сергей Медведев*, незарегистрированное общественное объединение Центр защиты прав человека "Мемориал"*, благотворительный фонд "Нужна помощь"*.
Последние новости
- Создателей «Дау» подозревают в пытках детей-сирот
- Еще от: Meduza
- Кто такой Илья Хржановский?
- Власти запретили восстанавливать Берлинскую стену ради арт-проекта
- Улицкая* и Хржановский* — иноагенты — Столица С
«Логика есть, просто она другая»
«» публикует интервью с режиссером Ильей Хржановским, взятое почти 9 лет он всеми силами добивался того, чтобы участники съемок ощущали себя не лицедеями. Илья Хржановский – талантливый кинорежиссёр, продюсер, а также сценарист. Фильмография Ильи на сегодня состоит более чем из 10 разножанровых киноработ. Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов, передает со ссылкой на Минюст России. В реестр иноагентов попал и режиссер Илья Хржановский, распространявший недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике. Berlinale режиссёр Илья Хржановский представил свой скандальный проект "Дау".
Выбор редакции
- «Честно говоря». Режиссёр Илья Хржановский. Национальные трагедии и преступления власти
- Выбор редакции
- Людмилу Улицкую и Илью Хржановского признали иноагентами - 1 марта 2024 - 29.ру
- Хржановский покинул пост худрука мемориала «Бабий Яр» в Киеве
- Что такое «Дау» Ильи Хржановского — реалити-шоу о СССР или новое слово в кино? | Канобу
- Фильму "Дау" Ильи Хржановского частично отказали в прокате в России
Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского
В частности, в него включены писательница и сценарист Людмила Улицкая и режиссер, сценарист и продюсер Илья Хржановский. Илья Хржановский – талантливый кинорежиссёр, продюсер, а также сценарист. Фильмография Ильи на сегодня состоит более чем из 10 разножанровых киноработ. Минкультуры РФ отказал в выдаче прокатного удостоверения фильмам режиссёра Ильи Хржановского "Дау" в связи с тем, что они "содержит материалы, пропагандирующие порнографию", сообщили в пресс-службе ведомства.
Хржановский покинул пост худрука мемориала «Бабий Яр» в Киеве
Илья Хржановский на съемках «Дау». Я должен создать человеку, исполняющему ту или другую роль, такие условия, чтобы он вошел в кадр всей, собственно, своей жизнью, которая была до меня. Будьте в курсе последних новостей: Режиссер проекта «Дау» Илья Хржановский дал интервью блогерше и политику Ксении Собчак в пустом баре «Жан-Жак» во время пандемии коронавируса, после чего пошел гулять по Москве, где прохожая обвинила его в домогательствах к актрисам. Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей. Авторы просят отстранить скандального российского режиссера Илью Хржановского от художественного руководства центром.
Минюст признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского
Призрак свободы: Антон Долин — о страстях по «Дау» Ильи Хржановского и самом проекте | Писательницу Людмилу Улицкую* и режиссера Илью Хржановского* внесли в реестр иноагентов. |
Минюст РФ внес в реестр иноагентов писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского* | В расширенный перечень вошли бывший депутат Пермской городской Думы Сергей Медведев, писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский. |
Илья Хржановский — последние новости
Илья Андреевич также не забывал о наследнике, упомянув о нем в размышлениях об изменениях в современном мире: «Меняются некие формы отношений с жизнью человека. Например, в юном поколении, к которому относится мой сын ему 21 год , другие отношения с сексом и со смертью, они по-другому устроены. Это определяет этику. И другие отношения с природой, другие отношения с миром — и видимым, и невидимым». Второй раз мужчина вступил в брак с заместителем главы аукционного дома Phillips Светланой Марич, пары родилась дочь Мария. В 2018-м выяснилось, что супруги подали на развод. Фильмы Илья Андреевич не из тех, кто штампует кинокартины каждый год.
Его режиссерская фильмография к 2020-му, по сравнению с другими коллегами, достаточно малочисленная. Причем из масштабного «Дау» впоследствии родились и «Дау. Наташа», и «Дау. Но каждый из детищ Хржановского неизменно вызывал бурную реакцию как зрителей, так и критиков. Короткометражка увезла с собой дипломы жюри со «Святой Анны» и «Молодости» и отдельный приз фестиваля, прошедшего в Сен-Пьер-де-Корпс. После продолжительного перерыва настал черед и комедии «4» по сценарию писателя Владимира Сорокина, не оставившей равнодушными больше десяти международных кинематографических смотров.
Хотя на родине, за исключением «Кинотавра», постмодернистская энциклопедия ужасов русской жизни подверглась обвинениям.
Фильм «Дау. Дегенерация» снимал как часть проекта кинокартин о физике Льве Ландау российский режиссер Илья Хржановский.
Он работал над ним с 2007 по 2011 год, съемки проходили в Харькове. В 2019 году Минкульт РФ не выдал прокатные удостоверения части этих фильмов, якобы найдя в них порнографию.
Это не значит, что разговор, который мы ведем, не должен быть, просто в нем другие правила. Вот как мы говорим, что одни правила в мире, в котором существовал «Дау» в Париже, и другие правила здесь. В Берлине есть правило, которое заключается в том, что если фильм в конкурсе, нужно давать пресс-конференции и интервью, и я очень законопослушный человек, я по этим правилам действую — даю интервью, например. Когда мы рассказываем про этику, есть одна вещь, связанная с тем, что перемешано понимание реальности и художественного процесса. И этики в реальности и в художественном процессе. Дальше, естественно, возникает вопрос про этику как таковую, этику современную.
Но здесь, мне кажется, я вам по одной части ответил. А если говорить о том, насколько эмоционально можно говорить с людьми... Мы всегда на собеседовании говорили про смерть, про секс, про любовь, про страдания, то есть заходили, исходя из новой парадигмы, в общем, на личную территорию. Но искусство и занимается территорий личной, которая часто намного более интимна, территория души, чем территория тела. И она, конечно, очень хрупкая эта территория. Потому что все, что я знал и что я думал о «Дау», сводилось к тому, что его идея — смешать искусство с жизнью. Чтобы жизнь перетекала в искусство, чтобы они перестали отделяться друг от друга. Мы говорим на разных уровнях, как бы находясь на разных этажах.
Есть этаж профессиональный, где мы можем говорить о тех уникальных кинематографических, профессиональных открытиях а это факт , которые мы сделали с этим проектом. Есть этаж, где мы обсуждаем этику, то есть что можно делать, что нельзя на территории искусства и территории жизни. Третий этаж — что такое жизнь и что такое искусство в более высоком, сложном смысле, где эти границы. Четвертый — что человек вообще может жертвовать и отдавать, и где граница его включенности, и что такое время. Это все разные типы. Так же, как с бюджетом — вот у вас огромный бюджет, он огромный с одной точки зрения, но совершенно небольшой с другой. Представления об этике изменились за те десять лет, сколько живет проект «Дау». Понятно, что это сослагательное наклонение, но если бы вы сейчас его начинали, возможен ли был бы «Дау» сейчас лично для вас?
Вы чувствуете, что мир переменился кардинально? Меняются некие формы отношений с жизнью человека. Например, в юном поколении, к которому относится мой сын — ему 21 год. Вот в его поколении у них другие отношения с сексом и со смертью, они по-другому устроены. Это определяет этику. И другие отношения с природой, другие отношения с миром — и видимым, и невидимым. В этом смысле я считаю, что мы живем в захватывающее время, уникальное. Я невероятно взбудоражен тем, что будет происходить дальше, мне это очень интересно.
Но в каждом моменте времени... Это же невероятно. Любой человек может записывать себя, смотреть на себя и учиться от себя. Он в состоянии отделить свое внутреннее тело от физического. Мы понимаем, точнее, начинаем понимать, кто мы такие. Мы живем в прозрачном мире, это совершенно невероятно, захватывающе. Что будет происходить в тот момент, когда исчезнет ложь, ну технологически. Вы понимаете, что ваш телефон про вас знает настолько много, что вы не можете ему соврать?
В текстах? Или в том, на что вы тратите деньги, что вы смотрите, куда и когда вы приходите, как восстанавливаетесь? Мы говорим про данные. Инстаграм — это мельчайший элемент, ничего не значащий. Ваш телефон знает подробнейшим образом, как вы двигаетесь, и исходя из этого, он высчитывает среднее и понимает, кто вы на самом деле. Вы не знаете, а телефон знает. И даже психолог этого знать не может. Куда вы едете, где останавливаетесь, что вы едите, на что вы тратите деньги, сколько секунд вы смотрите, какой тип ресурса.
Он высчитывает среднее и общее постоянно, находится рядом годами и знает, что с вами происходит ежедневно, ежесекундно. Сколько вы спите, как вы спите, с какой температурой вы спите... Я не знаю, что вы о себе думаете, не сомневаюсь, что думаете о себе хорошо, по вам не видно... Ну я хочу, чтобы вы думали о себе хорошо, вы замечательный, живой человек. Но мне кажется, то, что человек про себя думает, — это вообще другая история. Сейчас появляется возможность отрефлексировать самого себя. И появляется связь между людьми. Вспомните, казалось, что такая связь или глобализация, чудовищна, что она пожирает культуры.
А потом она оказалась чем-то большим, другим типом соединения культур. Сингулярностью, которая, скорее всего, нам предстоит не только технологическая. Возможно, будет какое-то соединение сознания. Роль культуры и искусства растет, потому что у людей будет образовываться все больше и больше свободного времени. А на что они его будут тратить? На креативность, на творчество. Это не мое мнение, это результаты исследований. Мы живем в мире, в котором у людей появляется время не только на процесс выживания.
Как люди жили тысячелетиями: они бились и воевали за то, чтобы не умереть с голоду. Сейчас это тоже происходит, но уже в несопоставимых масштабах. В прошлом весь мир воевал за кусок хлеба.
Минюст пишет, что режиссер «Дау» Хржановский тоже выступал против СВО и создавал материалы иноагентов, а также «распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике». Как поясняет ведомство, бывший депутат Медведев высказывался против СВО, распространял материалы и сообщения других иностранных агентов, принимал участие в создании этих материалов, а также «распространял недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа РФ, а также Вооруженных Сил РФ».
Писательница Улицкая и режиссер Хржановский пополнили ряды иноагентов
Проект был отменен и мы перешли сразу ко второй части «Равенство», которая проходила в двух легендарных театрах Парижа — Театре де ля Вилль и Шатле. Известных нам по Дягилевским сезонам и работам Сары Бернар. Между ними должен был быть построен мост, который из-за желтых жилетов тоже был отменен. Я хотел все перенести, но понял, что нужно открываться. И мы это сделали, правда, в совершенно другом режиме, чем хотели изначально. Да, конечно.
Идея была в том, что люди получали не билеты, а визы. Они должны стоять в очереди, писать бессмысленные бумажки, потом опять стоять и ждать. Мне хотелось сразу ввести понятие «очереди». Кстати, благодаря пандемии понятие «очередь» теперь знает весь мир, потому что весь Нью-Йорк стоит в очередях в магазинах. Все как в советские времена!
Конечно, ты могла кого-то знать, кого-то не знать. Дальше ты входила в здание этих театров и единственный ответ, который ты могла получить на любой вопрос от персонала «Не знаю! Как-то резко пообщаться, куда без этого. Но главной их задачей было говорить «Не знаю», не давать никакой информации. Не было известно, какой фильм идет в каком зале, цены в буфете менялись несколько раз в день, то есть водка могла стоить то 2 евро, то 15.
Ко мне подходили и возмущались: «Водка стоит 15 евро! Это справедливо? Смеется Все было всегда в движении, и ты сам должен был открывать себе этот мир, если ты хотел. Ведь можно было сразу развернуться и уйти. Но если ты все-таки решался, в какой-то момент вливался в эту сплошную историю.
Это был абсолютно уникальный опыт. Потому что когда ты создаешь какой-то условный мир, пространство, там дальше образуются свои законы, это не значит, что ты берешь на себя позицию творца, ты просто предлагаешь обстоятельства, а дальше все зависит от участников. Возникает экосистема жизни. Я представлял его себе не раз, но это сложная история. Для этого нужно иметь все разрешения, учитывая некий радикализм «Дау».
Мы про это думали, но до практической части никогда не доходило. К сожалению, Министерство культуры уже не дало разрешения на показы некоторых наших фильмов и обвинило нас в пропаганде порнографии. Что, разумеется, мы будем оспаривать в суде. Еще один вопрос от читателей: было ли тебе страшно во время съемок или перед их началом? Я очень трусливый человек, всего дико боюсь, но эта одна часть меня.
Другая часть не имеет страха. Это связано с тем, что я человек не очень умный, но очень интуитивный, то есть многие вещи не додумываю до конца. Потому что, если бы был умный, то никогда не сделал бы наш проект. Но его уже называют самым дорогим, еще у него самые большие декорации в Европе, еще это самый длительный кинопроект. Какой из этих эпитетов нравится тебе больше остальных?
По-настоящему важно только то, что нам удалось создать такую штуку, которая вызывает сильные эмоции и которая вполне возможно в будущем оставит для мира портрет вот этой странной цивилизации, с одной стороны, советской, чудовищной, адской, с другой — очень человечной. Времени, в котором мы живем. Как она будет названа и описана в будущем я не знаю, потому что живу в настоящем. У меня никогда не возникает желание что-либо бросить, я все вещи люблю доделывать до конца.
Кагэбэшник полощет рот водкой и брезгливо сплевывает. Пять утра, Париж, зрительские овации. Почему я так подробно остановился на этом?
Потому что в этой серии есть хоть какое-то внятное высказывание. Хоть что-то достойное реакции. Все остальное или почти все — это жеваное папье-маше, политое водкой и рыбным соусом из железных консервов. И ничего здесь не найти, даже при всем желании. Может, когда-то из этого и получится кино. Тогда и посмотрим. А так пока — гигантская профанация.
Он как-то пронес в зал бутылочку коньяка и разлил нам в пластмассовые стаканчики. Мы напряженно выпили. Третьим с нами был известный журналист, русский, конечно же, оппозиционный: — Похоже на «Дом-2», — осторожно спросил он нас, — или нет? Потому что интеллигентный человек, русский, опять же, на прямой вопрос всегда отвечает общо, типа: «В нашей стране много озер и рек», — так он начинает отвечать. И боится, что бы такое лишнее не сказать, чтобы не прослыть неинтеллектуалом, чтобы не прослыть простачком… Вот спрашиваю продюсера и режиссера Александра Шейна после одной из серий: — Тебе понравилось? Потом мне удалось посмотреть «Возвращение блудного сына», которого сложил Анатолий Васильев. Там противостояние двух философов-физиков — профессора Крупицы Капицы в невероятном исполнении самого Васильева и его ученика Дау Ландау в очень неплохом исполнении Теодора Курентзиса.
Я не уверен, что это был игровой фильм. Может быть, документальный, может быть, видео-арт, может быть, видеопьеса. Но здесь было все: композиция, кульминация, финал. И главное — идея. Противостояние человека и толпы, тема власти и маленького человека. Не банально. Чего стоит отрывок, где Дау признается своему учителю, что написал на него донос.
Даже не хочу описывать эти кадры, хочу, чтобы вы их когда-нибудь посмотрели. Потому что ни длинные диалоги, ни отсутствие физического действия не могут отвлечь нас от волшебства, если оно есть. А вот здесь оно было. Даже больше. Печать гения. Еще долго русские бродили по ночному Парижу.
Но за четыре года съемок он в итоге разросся до полного метра. Думаем, каждый киноман и любитель авторского кино обязательно должен ознакомиться с этой нестандартной лентой. Фильм "Дау" Этот фильм является самым настоящим долгостроем, до сих пор не вышедшим в прокат.
Сложно поверить, что работа над "Дау" началась уже практически десять лет назад. Во время написания сценария данное кино получило звание одного из самых перспективных проектов мира. Но из-за различных трудностей съемки данной киноленты продлились вплоть до 2016 года. Именно тогда было объявлено о том, что "Дау" находится на стадии пост-продакшн. Однако премьера киноленты так и не состоялась. В этом фильме рассказывается о жизни советского физика Льва Ландау, хорошо известного многим людям. Фильм снят за солидные по меркам нашего кино деньги в размере десяти миллионов долларов. Съемки проходили как в России, так и в странах СНГ. В создании, помимо нашей страны, также принимали участие Германия и Швеция.
Так что с полной уверенностью можно заявить, что данное творение режиссёра получится достаточно масштабным. Сценарий основан на мемуарах, так что, скорее всего, всё снято с максимальной биографической точностью. Да и режиссер Илья Хржановский явно не из тех людей, кто любит приукрашивать истории. Главные роли сыграли актёры из самых разных стран. Но от услуг звёзд и профессионалов режиссёр вновь решил отказаться. Ну а нам остается лишь ждать и надеяться, что фильм "Дау" выйдет как можно скорее.
К примеру, фильмы проекта «Дау» входят в топ-20 фильмов года, по мнению газеты The Guardian. Пресса высказывала своё мнение относительно творческого проекта и его организации. И критики могут говорить что угодно. Но Украина для меня — не чужая страна. Я люблю её, и мне жаль, что потом этим людям, которые бездоказательно обвиняют меня, будет стыдно — тем, во всяком случае, у кого есть совесть. То, что люди, не разбираясь, верят во всякую белиберду, показывает, как функционируют тоталитарные механизмы, как возникает ненависть. Как, кстати, эти уголовные дела повлияли на проект создания мемориального центра в Бабьем Яру, художественным руководителем которого вы с недавнего времени стали? Кадр из фильма проекта «Дау» Как вы себе представляете концепцию этого мемориального центра? И вдруг эта огромная часть мира была уничтожена — и будущее всего этого города, да и всей страны поменялось. Мы не знаем, в каком мире мы бы жили, если бы все эти люди остались живы. Для меня важно создать в «Бабьем Яру» такое эмоциональное место, где можно будет что-то почувствовать и про этот потерянный мир, и про самого себя. Задуматься, как рождаются, происходят и переживаются трагедии. Вот это «проживание» — самый важный аспект. Ведь можно прийти в музей и, несмотря на все цифры и факты, ничего не почувствовать. Поэтому, как мне кажется, в «Бабий Яр» и пригласили именно меня, а не классического музейного деятеля. Нужно создать такое пространство, в котором бы человек понимал, что вещи — происходящие, происходившие и могущие происходить — это не абстрактные вещи. Близость и возможность мгновенного повторения ада нужно всегда осознавать. Эта история вовсе не так далека от нас сегодняшних, и к ней причастны намного больше людей, чем может показаться. Ещё до карантина мы проводили уборку в Бабьем Яру и находили черепа и кости — они просто валяются там везде. Очень важная задача — связать прошлое с настоящим, осознать их связанность. Инициатива о переименовании станции «Дорогожичи» даже встретила неприятие. Да, но вы и так живете в Бабьем Яру! Выход из метро всего в нескольких десятках метров от мест расстрелов. Как осознать собственное прошлое и не бояться его? Превратить место забвения в место памяти! Илья Хржановский в центре на съёмочной площадке фильма «Дау» На данный момент больше всего боятся, что проект «Бабий Яр» станет продолжением вашего проекта «Дау». А «Бабий Яр» — это история, и с ней нужно обращаться предельно бережно. Для меня этот проект — не авторский. Я отвечаю за создание выразительного пространства и языка, который передал бы сухие факты истории, в том числе используя современные технологические решения.