На сцене Театра сатиры Державин, Миронов и Ширвиндт – в знаменитой постановке «Ревизор». Ширвиндт (слева) с Андреем Мироновым и Михаилом Державиным в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». Тогда и сложился творческий тандем Ширвиндт – Державин.
«В лучшие годы он приходил домой выпивши»: сын Александра Ширвиндта рассказал правду об отце
Мне Ширвиндт в роли графа очень нравится, более того, именно таким я графа и представляла, как будто Бомарше с Ширвиндта писал. Ширвиндт и Державин Самый неснимаемый актёр Закадр Внекадрович Нетронутый. Новость об увольнении Ахеджаковой возмутила российского телеведущего и блогера Михаила Ширвиндта. Михаил Ширвиндт, Андрей Миронов, Михаил Державин в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». Александр Ширвиндт и Михаил Державин знали об этой особенности актера и использовали в отношении него безжалостные шутки, от которых Миронов серьезно страдал. Актеры Театра Сатиры дт, ин, в Год производства — 1980 Александр Ширвиндт берет небольшое новогоднее интервью берет у Михаила Державина.
«Для меня это личная трагедия» — Михаил Ширвиндт о смерти Державина
Российский певец Андрей Державин в последнее время стал меньше появляться на Первом канале и выходить в свет. Сейчас там собрались прекрасные ребята: Миронов, Державин, Ширвиндт. Соболезнования в связи со смертью Александра Ширвиндта выразили президент России Владимир Путин, а также высокопоставленные политики, деятели культуры, журналисты и коллеги артиста.
«Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта
Вот, говорит, новую пьесу принесли — в одну секунду придумывает фабулу. Да так, что мой брат, театральный человек, который знает про все и всех в театре, который все спектакли видел, Миню не сразу может раскусить. Потом у меня спрашивает: «Слушай, а кто автор новой пьесы? Роксана: Я к его импровизациям всегда готова — слух у меня очень тонкий. В самых спорных случаях могу уточнить: «Это правда, ты всерьез? У нее был такой юный чистый голос… Как тут было удержаться? Она спросила, над чем я сейчас работаю.
Ну я и придумал, что соединил три пьесы Лопе де Веги в одну, и сейчас по ней ставят спектакль, в котором я играю главную роль. Сказал, что мне, конечно, будет тяжеловато танцевать: все-таки я уже взрослый, 75-летний. Но когда твоя партнерша — Майя Михайловна Плисецкая, надо постараться и не оплошать. Корреспондентка, кажется, поверила… Понимаете, скучно одно и то же рассказывать! А Майю Михайловну я обожаю, знаком с ней с давних пор. Мы даже когда-то вместе с Андрюшей Мироновым и Плисецкой мечтали сделать в Театре сатиры спектакль на троих… Мы с Шурой Ширвиндтом часто что-нибудь с ходу придумывали.
В начале 1980-х в Концертном зале «Россия» был праздничный вечер Рязанова. Эльдар Александрович, конечно, ждал, что мы его поздравим. У нас с Шурой был в тот вечер спектакль в театре, но мы пообещали, что к антракту прибудем. Втайне от него придумали номер: я играл иностранку, прибывшую поздравить Рязанова, а Ширвиндт мою речь якобы переводил. Сейчас многие актеры-мужчины переодеваются в женское платье, а тогда это был крайне оригинальный ход. Платье с блестками одолжила Ольга Александровна Аросева — уж не помню, в каком спектакле она в нем играла.
Приготовили сумочку, блондинистый парик и накладные ресницы. А серебристые босоножки 43-го размера купили в магазине «Обувь» у Тишинского рынка. Роксана: В те годы было очень сложно что-то найти, но в том магазине босоножки на каблучке ходового 43-го размера были. Миня говорит: «Дайте мне, пожалуйста, померить». Нам надо было посмотреть, удобно ли будет Михаилу Михайловичу ходить — у него подъем высокий. Сначала в торговом зале никого не было, кроме продавщиц, потом покупатели стали подтягиваться — такой аттракцион получился.
Человек пятнадцать со всевозрастающим недоумением смотрели, как известный актер прохаживается в дамской обуви. Один не выдержал: «Михаил Михайлович, это вы себе берете? Представляю, как эти люди потом рассказывали про Державина в женских босоножках! Михаил Михайлович: Мы примчались к Рязанову в концертный зал в обычных костюмах. Именинник сидел на сцене с уже поздравившими его Микаэлом Таривердиевым и Геночкой Хазановым. И вот я выхожу в дамском костюме и говорю на тарабарщине с английским уклоном.
Эльдар, Мика и Геночка от хохота начинают сползать со стульев! Слава Богу, что телевидение все снимало. Очень многое из наших старых импровизаций удалось благодаря ТВ сохранить. Пересматриваю сейчас эти фрагменты и думаю: ну какие мы были озорники, чего только не вытворяли! Иногда из таких импровизаций вырастало что-то большое. И вот примерил я мысленно на себя их мундиры и говорю: «Знаешь, я бы продолжил семейную традицию.
Мой папа в спектакле «Олеко Дундич» и в фильме «Сталинградская битва» играл маршала Ворошилова, давай и я его же сыграю». Горин спрашивает: «А Фурка? И Гриша написал для нас «именную» пьесу «Счастливцев — Несчастливцев»: два актера с перебранками репетируют пьесу «Лес» Островского, пока на горизонте не появляется человек, у которого нужно узнать, где спрятано золото партии… А для этого им нужно притвориться — ни много ни мало — Сталиным и Ворошиловым… Работали мы над пьесой на рыбалке в Финляндии — и для вдохновения запаслись большим количеством алкоголя. Спиртное в необходимых для озарения количествах провезли благодаря старушкам из ВТО. Тогда разрешалось брать не больше двух бутылок на человека. Перед границей Александр Анатольевич попросил пожилых дам, ехавших с нами в автобусе, купить водку.
Они ответили: «Но мы непьющие! Мы с Шурой без конца придумывали повороты сюжета и диалоги. Горин нам даже сказал: «Ребята, вы уже прекрасно все сочинили, мне нечего дописывать! Нам нужны монологи — вступительный и финальный». Он отвечает: «Я их уже написал давно. Но вы так здорово все придумали, что теперь их надо переделать».
С Гришулей было такое удовольствие работать… Мы не уставали друг от друга: и играли вместе, и собирались чаще всего на огромном балконе Александра Анатольевича в знаменитом доме на Котельнической набережной , вместе ездили отдыхать на машинах. Как-то Шура с женой Татой и маленьким внуком и мы с Роксаночкой поехали под Астрахань на рыбалку. В наше единоличное пользование выделили прелестный островок, на котором пасся верблюд.
Александр Ширвиндт и Михаил Державин довольно часто подтрунивали над Мироновым. По словам Ливанова, Андрей Миронов обладал тонкой душевной организацией и свою чувствительность нередко прятал за шутками. Любая брошенная фраза могла довольно серьезно ранить Андрея. А вот Ширвиндт и его друзья шутили безжалостно, и Миронов страдал от этого, поскольку частенько оказывался жертвой этих розыгрышей. Ливанов рассказал, что сам был участником этих шуток.
Но знаменит стал именно в Театре Сатиры, сыграв Скалозуба в «Горе от ума», медведя в «Обыкновенном чуде» и десятки других ролей. Он не терпел суеты, любил на гастролях медленно встать, позавтракать, терпеть не мог беготни. Он все делал медленно, а запоминал быстро. Миша с нами, Миша никуда не делся! Его грубая оболочка уйдет, а образ останется надолго — Левон Оганезов, композитор. Кумиром миллионов Державин стал, благодаря ярким работам в кино. Среди самых известных его картин «Трое в лодке, не считая собаки», здесь Миронов, Державин и Ширвиндт так разошлись, что по сценарию было снято не больше половины материала , «Моя морячка», «Жених из Майами», «Третий не лишний». Пришла отдать дань любимому артисту. Мы его полюбили еще с проекта «Кабачок 13 стульев».
Где умел и в обаятельную импозантность, и в острую характерность. Метко говорил. Шутил над собой — в первую очередь. Достойно прожил. Мудро избежал ошибок. Порой резал правду-матку так — пострадавшие долго залечивали порезы. Память по себе оставил добрую. Вот за это за все спасибо, Александр Анатольевич. Вот и всё… Ещё в 14:35 была надежда. Даже на то, что сыграем спектакль наш 3 апреля… Спасибо Вам большое дорогой, любимый. За годы общения, за роли, встречи, работу, за шанс, за… За многое спасибо… Буду помнить… Журналист и телекритик Арина Бородина: Теперь не осталось никого. Светлая память. Александр Ширвиндт — пример правильного и интеллигентного человека. Спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой : Не могу и не хочу в это верить. Александр Анатольевич олицетворял собой великую, убедительную силу жизни. Он был совершенно неповторимым человеком, уникальным.
Миронова легко было разыграть, а Ширвиндт не верит даже когда ему говорят правду
Впоследствии картина стала главным новогодним фильмом для многих поколений советских и российских зрителей — каждое из которых прекрасно знало и Ширвиндта. Эффектными были и небольшие роли актера в таких популярных фильмах, как «12 стульев», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» и «Самая обаятельная и привлекательная». Не часто получавший приглашения сыграть главные роли Ширвиндт тем не менее с большими выходами в кино прекрасно справлялся. Так он выделяется даже на фоне друзей Андрея Миронова и Михаила Державина в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». Впоследствии он изобразит одного из классических протагонистов перестроечного кино в комедии Анатолия Эйрамджана «Бабник». Как Александр Ширвиндт попал на эстраду и телевидение? Пожалуй, главной любовью Ширвиндта была и остается эстрада.
Он уже в 1950-х начал не только сам выступать на сцене с юмористическими зарисовками — часто в компании Михаила Державина и Андрея Миронова — но и писать и ставить как режиссер скетчи для других артистов. Именно Ширвиндт придумал такой культовый для 1990-х комический дуэт, как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Успех дуэта Ширвиндта и Державина заметили и на телевидении. Уже начиная с 1970-х, друзья стали вести разные программы, включая «Терем-теремок» и сверхпопулярную «Утреннюю почту». Ширвиндт неоднократно выступал ведущим телеконцерты и «Голубой огонек», а в 2013-м стал ведущим передачи «Хочу знать». На протяжении полувека он остается одним из самых узнаваемых отечественных артистов.
Он удостаивался не только разнообразных профессиональных наград, но также и звания Народного артиста РСФСР 1989 и орденов «За заслуги перед Отечеством» и Дружбы народов. На ком женат Александр Ширвиндт?
Как говорила Роксана: «Мишка то есть я к нам пристегнут большой пуговицей! Мы и ее родню полюбили.
Я дружу с ее братом Юрием, мы часто встречаемся, ездим вместе на дачу. Папы Роксаны уже нет в живых, но я хорошо помню Рубена Михайловича, такой добродушный и колоритный армянин, в детстве он напоминал мне старика Хоттабыча. По профессии он был инженером. Дядя Миша очень его любил.
Когда ему говорили: «У вас такие знаменитые тести были! Первый — Райкин, второй — Буденный, а третий — сам Бабаян! Я помню, как познакомился с Мироновым. Мы вошли к Миронову в гримерку, он уже был в костюме, я протянул ему руку поздороваться.
Если взрослый человек сочтет нужным, он сам протянет тебе руку, и тогда ты ответишь». Я рос на глазах артистов «Сатиры». Ольга Александровна Аросева, когда мы с ней уже вместе играли в спектакле «Неаполь — город миллионеров» и я по роли щипал ее за попу, удивлялась: «Ну надо же, как летит время, а ведь я недавно тебя еще на коленях держала». Она даже в интервью эту историю несколько раз рассказывала.
Еще МихМих брал меня с собой на рыбалку — это была его страсть. Наверное, он был единственным советским артистом за границей, который мог потратить половину гонорара на лески, удочки, мормышки. Еще купил особо прочный спиннинг, выдерживающий какой-то невероятный вес рыбы. Когда-то еще его отец, мой дедушка, в деревне недалеко от дома отдыха «Плесково» на берегу Пахры снял домик у внучки мельника графа Шереметева — тети Дарьи, или, как ее называли, Доры.
С тех пор наша семья проводила там каждое лето. Мы с МихМихом на мели ловили пескарей, а на ночь ставили с ними жерлицу на щуку. Еще у дяди Миши была резиновая лодка, которую он всегда возил с собой на крыше «Нивы», чтобы можно было где-то остановиться и порыбачить. Мне, маленькому, из этой лодки на даче устраивали бассейн.
Вот только она была настолько старой, что МихМих ее все время латал. Я удивлялся: не проще ли новую купить? Эта лодка была у него еще во времена, когда он был женат на Нине Семеновне. И как-то раз она загрузила в машину эту лодку, МихМиха и его друзей — Миронова и Ширвиндта — и повезла на дачу.
По дороге они решили, что остаток пути должны проделать водой. Попросили остановиться у реки, выгрузили лодку. Нина Семеновна уехала и стала ждать их на даче. Вот только их не было час, два, три...
Оказалось, они перепутали и выгрузились не выше по течению от дачи, как собирались, а ниже, так что им пришлось грести против довольно сильного течения. В итоге они выбились из сил и пошли пешком, причем им пришлось идти семь километров и тащить на себе лодку. Вполне возможно, во время этого приключения друзьям пришла идея, что надо снять фильм «Трое в лодке, не считая собаки» по Джерому К. Державин, Миронов и Ширвиндт знакомы были с детства и даже на свет появились в одном роддоме имени Грауэрмана.
С Андреем Мироновым Державин познакомился, когда они вместе смотрели какой-то спектакль в Театре Вахтангова. А с Александром Анатольевичем Ширвиндтом — на елке у известного чтеца Журавлева, каждый год устраивавшего праздник для актерских детишек. А вот в Щукинском училище они почти не соприкасались. Разве что Миронов в составе бригады первокурсников ставил и разбирал декорации для спектаклей дипломников, среди которых был Державин.
А Ширвиндт, к тому времени уже окончивший «Щуку», преподавал там фехтование. Теперь Ширвиндт, кого ни возьми, про всех говорит: «Это же мой ученик! Правда, МихМиху она почему-то казалась очень существенной, и он не уставал подчеркивать, что моложе Ширвиндта на целых два года. Хоть ненароком, будто случайно, но обязательно упоминал об этом в любом разговоре.
Александра Анатольевича это ужасно забавляло. Помню, когда мы отмечали 80-летний юбилей МихМиха, Ширвиндт сказал, что наконец-то его друг уже не такой юный и моложавый, и, может быть, теперь уже даже можно попробовать избавиться от комплекса, что рядом с ним, стариком, просто какой-то пацан. В общем, в итоге их детское знакомство переросло в очень близкую взрослую дружбу: все трое оказались в одном театре.
Он приехал на киностудию, которая, разумеется, была закрыта. Миронов начал скандалить, кричал, пытался открыть дверь, охранники даже хотели вызвать милицию.
Андрей Миронов же решил подшутить в ответ, он угостил Ливанова медалью из шоколада. Василий съел ее, но оказалось, что вместо шоколада там была сургучная пломба, Ливанов долго плевался, а Миронов заливался смехом. Напомним, что актер Андрей Миронов скончался в 1987 году от инсульта.
У него перехватывает дыхание. Я мокрым полотенцем снимаю пену. Тут входит Таня. Я говорю: «Братец помирает, лечим горло». И показываю ей таблетки. Она падает на пол.
Оказывается, на упаковке на английском которого мы не учили написано: «Пенообразующее противозачаточное средство. Вводится за пять минут до акта».
Егорова о Ширвиндте, или Зависть в золотых перчатках
И он рассказывает анекдот: «В Кракове жена судовладельца показывала свой новый дом. На первом этаже сортир с серебряным унитазом. На втором — с золотым. На третьем - с платиновым. А пришли большевики -- всё равно обос.. Это он, представляете, на инаугурации Президента отмочил! Мы с Державиным просто обомлели. Тогда воронежцы поинтересовались у Ширвиндта здоровьем его лучшего друга: -- Плохое, -- не стал скрывать артист, -- Ну, ничего.
Причем, его можно было легко ранить даже неосторожно сказанным словом. Александр Ширвиндт и Михаил Державин знали об этой особенности актера и использовали в отношении него безжалостные шутки, от которых Миронов серьезно страдал. Коллеги устраивал розыгрыши, а артист по этому поводу сильно переживал.
Грешил подобным поведением и Василий Ливанов. По словам актера, однажды он подговорил свою первую супругу позвонить Миронову 1 апреля и вызвать его на досъемки в ленте «Год как жизнь» Григория Рошаля.
По его словам, на днях он собирался вручить ему эту книгу, но не успел… «Он человек удивительно светлый и легкий. Не поверхностный, а легкий — в хорошем смысле слова. С ним всегда было комфортно», — резюмировал сын Александра Ширвиндта.
Потому что театр существует не только благодаря премьерам и спектаклям, но еще и благодаря тем людям, которые способны создавать атмосферу театральной жизни, ее радостного и неисчерпаемого оптимизма. И в этом смысле Ширвиндт с его замечательной манерой комментирования реальности, в чем всегда было место самоиронии, был, конечно же, знаком нескольких поколений какого-то невероятного блеска закулисья, блеска околотеатрального быта, в котором места для проявления таланта не меньше, чем на сцене.
Его герой — чуть-чуть усталый, печальный, ироничный, умный — был так необходим советскому кино 1970-х, начала 1980-х годов. Потому что это кладезь мудрости, спокойствия. Для меня он — великий актер. Таких нет, могу сказать точно. Его стиль, его эстетика, его вкус, с которым он жил, вызывают огромное уважение. Ему хочется подражать, но уже такого не будет, к сожалению. Я на него смотрел, как на Бога.
Потому что его шутки, остроумие и при том абсолютно нейтральное — это вызывает такое уважение. Это такая эстетика, такой вкус. Гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров : Он был из плеяды выдающихся великих советских актеров. Эта плеяда практически исчерпана с его уходом. Вот эта интонация Ширвиндта окрашивала вообще наше существование, потому что он выступал в театре, в кино и на эстраде много работал. И везде вот эта вот мягкая интонация очень умного человека. Мэр Москвы Сергей Собянин : Яркий, неповторимый, мудрый, с потрясающим обаянием и чувством юмора, Александр Анатольевич дарил улыбку нескольким поколениям зрителей, умел просто и остроумно говорить о сложном и высоком.
«Махнули – и потрепаться!». Почему Ширвиндт не воспитывал сына и внуков?
Напомним, что Андрей Александрович ушел, когда ему было всего 46 лет. Кадр из youtube. Шел спектакль «Женитьба Фигаро», в котором Миронов блистательно играл главную роль. Внезапно артист почувствовал недомогание. Доиграв последнюю сцену, он потерял сознание. Звезду немедленно доставили в больницу. Все это время рядом с ним находился его близкий друг и партнер по сцене Александр Ширвиндт.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Он подготовил обновленную концертную программу и новые композиции. В этом ему помог Сергей Костров. Также Андрей Державин высказался о конфликте России и Украины.
По его словам, он рад, что живет в РФ. К слову, артист родился в городе Ухта, однако большую часть своего детства он провел на Украине. Рад, что я могу видеть, что происходит, и переживать все вместе со своими соотечественниками, с ними радоваться и грустить.
И хотя называл педагогику "вампиризмом чистой воды", не оставлял ее никогда. Я преподаю с пятьдесят седьмого года. Так что у меня такой калейдоскоп молодых гениев. Но все-таки приятно, что даже из тех, с кем я соприкасался, КПД, я думаю, очень значительный", — отмечал Александр Ширвиндт. За полвека главных ролей было немного, однако каждая — незабываема. Остроумного Павлика из "Иронии судьбы" обожали все женщины Советского Союза. И не сомневались: настоящий английский джентльмен — такой же невозмутимый, как сэр Харрис из фильма "Трое в лодке, не считая собаки". А образ ловеласа в картине "Бабник" получился таким правдоподобным, что однолюба Ширвиндта, который всю жизнь был предан единственной супруге, зрители записали в число дамских угодников.
"Юмор на все времена": Александр Ширвиндт и Михаил Державин
В понедельник в Театре сатиры состоялось прощание с актером и режиссером Александром Ширвиндтом. Ширвиндт, помимо служения в театре, активно снимался в кино. Ширвиндт и Державин Самый неснимаемый актёр Закадр Внекадрович Нетронутый.
Ширвиндту не удалось отстоять роддом Булата Окуджавы, Андрея Миронова и Михаила Державина
Дальше проверяют, не бандит ли я случайно. Дальше вся эта информация посылается в какие-то еще обсерватории, как минимум еще в три страны, где вообще не знают, что такое Ширвиндт. Тем не менее там тоже проверяют, не террорист ли я, и говорят: «Ну ладно». И тогда выдают шикарный сертификат, что планета номер такая-то дробь такая-то названа моим именем. Таким образом, считай, что у меня появилась еще одна жилплощадь.
Но пока я не спешу там прописаться. Свою неспособность не шутить он называл «эмбриональная тяга к смешному». АА самому могло быть очень даже невесело. Но все вокруг должны помирать от смеха.
Иначе он чувствовал себя оскорбленным. И день прожит зря. Сколько можно». И все-таки дал ему сыграть 9 главных ролей.
В своих интервью АА никогда не бряцал ими, как медалями. Но я точно знаю, что они были приколоты у него прямо к сердцу: Тригорин «Чайка» , Феликс «104 страницы про любовь» , Нечаев «Снимается кино» , Людовик «Мольер» , Крестовников «Счастливые дни несчастливого человека» , Герцог «Ромео и Джульетта» … Кажется, что-то еще, ведь я точно запомнил, что этих самых главных ролей в его жизни было девять! Когда я спросил, почему их пути с Эфросом разошлись, он как-то сразу обмяк и погрустнел, как от укола рапирой, к которому не был готов. Я вдруг почувствовал себя лишним, ненужным.
А сидеть в буфете и знать, что другие с ним репетируют, мне было невыносимо. Мы расстались с Анатолием Васильевичем нормально. Просто я понимал, что больше в моей жизни такого театра не будет и такого режиссера не будет. Вот с этим смириться было труднее всего.
Но человек ко всему привыкает. В одной из своих книг АА описал процесс, как он учил свои роли. Садился в машину, ехал в какие-нибудь Никитские переулки и там сидел, запершись, отгородившись от всех на свете. Тогда не было гаджетов, никто не мог дозвониться.
Полная тишина, полная изоляция. Думаю, отсюда главная страсть в его жизни — рыбалка! На Валдае я уже 20 лет сижу. Раньше, лет 17 назад, я без вот такого леща не возвращался.
Нет, лещи ушли, я понял, у них санкции по отношению ко мне лично. На этих чертовых лещей, на эти дурацкие «санкции», которые накладывает собственный возраст, на себя, немощного, одиноко и бессмысленно сидящего со своей удочкой. Впрочем, АА никогда не жаловался. Считал, что это недостойно такого крутого мэна, как он.
И потом это стыдно, быть все время несчастным, все время бедным, все время бездарным, все время обиженным, все время самому себе противным, потому что нет другой такой профессии, кроме актерской, где можно свалить все на кого угодно, только не на себя: режиссер сволочь, не угадали амплуа, интриги. Никто не признается: «Это не мое». За всю свою жизнь знаю только два-три случая добровольного ухода из артистов. Один из таких случаев, кстати, мой ребенок.
АА был этим фактом доволен.
И вынимает оттуда огромные белые таблетки: «Наверное, от горла — очень большие». Берет стакан воды, проглатывает. У него перехватывает дыхание. Я мокрым полотенцем снимаю пену.
Тут входит Таня. Я говорю: «Братец помирает, лечим горло». И показываю ей таблетки. Она падает на пол.
Когда пришло время сдавать макет, вместо макета я взял зеленое махровое полотенце, которое подразумевало свежую траву, а на него поставил игрушечную машинку и стал ее катать по полотенцу. Плучек с интересом смотрел на мои манипуляции, потом тоже начал катать машинку... И наконец спросил: и это все? Но я не растерялся, сказал, что это очень стильная декорация, как у Мейерхольда... После этого мы три часа проговорили об этом выдающемся театральном деятеле. Макет был утвержден. Но возникла другая проблем, где взять джип для спектакля, уже не игрушечный, а настоящий? Я предложил взять автомобиль Ширвиндта, который играл в этой постановке вместе с Людмилой Гурченко. Александр Анатольевич с радостью предоставил свою машину, которую перед спектакле натирали до блеска и после на чистенькой машине Ширвиндт ездил по городу. Единственное неудобство заключалось в том, что темпераментная Гурченко так мощно хлопала дверью, что Ширвинд каждый раз на нее шипел: «Люся, ты раздолбаешь мой автомобиль». Но у нее был такой темперамент. Как только она чувствовала, что падает ритм, Люся исподтишка норовила ущипнуть Ширвинда, чтобы он не терял динамику. На одном из спектаклей он взял слишком высокий темп, стал очень быстро произносить текст, как оказалось потом, - спешил на поезд и надо было быстрее доиграть. А Люся, которая целиком отдавалась сцене, даже плакала по-настоящему, этой спешки не поняла и вынудила своего партнера вернуть сыгранный кусок к началу. В результате Ширвиндт опоздал на поезд. В его репертуаре были сатирические обозрения на темы политики и быта. С 1964 года сатировцы живут на площади Маяковского, в помещении, которое было построено для конного цирка братьев Никитиных. Единственное «наследство» цирка - купол сохранился. Комедию «Иван Васильевич» по Булгакову сняли после первого же просмотра. Запрещали спектакли Валентина Плучека, Марка Захарова. Запретили «Теркина на том свете», которого блистательно сыграл молодой Папанов. Это подогревало интерес, и в середине 70-х театр стал самым труднодоступным в Москве. В 1969 году состоялась премьера «Женитьбы Фигаро» с Андреем Мироновым в главной роли. Андрей Миронов умер на гастролях в Риге, не доиграв последнюю сцену из «Фигаро».
Художественный руководитель театра — Сергей Газаров Михаил Владимиров: «Узнав, что Державин женится, Ширвиндт потребовал устроить смотрины невесты» «Популярность «Кабачка» была немыслимой. Кажется, только один человек в стране на дух не выносил передачу: худрук Театра сатиры Валентин Плучек. И так ревновал к «Кабачку», что, возможно, с удовольствием запретил бы всем этим «панам» и «пани» там сниматься. Но не решался: поклонниками передачи были не только простые зрители, но и высшее руководство страны во главе с Брежневым», — рассказывает племянник Михаила Державина, актер Театра cатиры Михаил Владимиров. Как сам говорил: «Сначала влюбился, потом познакомился». Он встретил ее в Щукинском училище, куда вернулся после годового перерыва. МихМиху пришлось учиться со следующим набором, а там как раз и была Екатерина. А год учебы дядя пропустил из-за съемок в Ленинграде в фильме Юрия Егорова «Они были первыми». Вообще-то, студентам «Щуки» категорически запрещалось сниматься, но для Державина сделали исключение, потому что он рано потерял отца — ведущего артиста Театра Вахтангова Михаила Степановича Державина — и в училище знали о бедственном материальном положении его семьи. Кстати, отцы Екатерины Райкиной и МихМиха были знакомы. Аркадий Исаакович даже самого Мишу помнил ребенком. Хотя когда появлялся у них во дворе, шел не к Державиным, а к их соседу по подъезду — знаменитому отоларингологу Виктору Канторовичу. Но если замечал во дворе Мишу, играющего с соседскими мальчишками, улыбался ему и спрашивал: «Мишенька, ты не знаешь, Виктор Самойлович дома? Правда, поженились они только года через два… Какое-то время молодые жили у нас на Арбате. Не представляю, как они там все размещались в 40-метровой квартире: Мишина мама моя бабушка и сестры Аня и Таня моя будущая мама … Но жили дружно. А потом Аркадий Исаакович снял для дочери и зятя комнату у каких-то своих знакомых. Сам Райкин еще к тому времени не перебрался в Москву, а жил с женой и маленьким сыном Костей в Ленинграде. Как-то Аркадий Исаакович дал зятю для выступления свой костюм. Державина впервые пригласили в сборный концерт, но предупредили, что нужно, как бы сейчас сказали, соблюсти дресс-код. А у МихМиха вообще никакого пиджака не было. И вот он набрался смелости и обратился к тестю: мол, одолжите костюм. Потом, получая свои вещи назад, Аркадий Исаакович спросил: «Ну как все прошло? Мишенька, даже если бы ты вышел на сцену и вообще ничего не делал, тебе бы все равно аплодировали. За мой костюм! После «Щуки» его пригласили в «Ленком», который чуть позже возглавил Эфрос, а ее — в Театр Вахтангова. И там Екатерина влюбилась в партнера по сцене — Юрия Васильевича Яковлева и ушла к нему. Конечно, МихМих переживал, но не в его характере было таить зло — с Екатериной они расстались совершенно мирно. Он вообще за всю свою жизнь, кажется, ни разу ни с кем не поссорился. А когда спустя много лет в Театр сатиры, где играл Державин, поступила молодая актриса Алена Яковлева, МихМих ужасно обрадовался: «Ой, Аленочка, ты же первая дочка второго мужа моей первой жены! Мы же практически родственники». И такой непосредственностью и добротой совершенно растрогал Алену. А теперь мы с Аленой работаем в «Сатире» и обожаем с ней друг друга, она же мне, можно сказать, сестра. Я пришел сюда сразу после «Щуки» летом 1997 года. Тогда, к сожалению, погиб один актер, занятый в этой постановке, Андрюшу Барило назначили на его роль, а мне достался персонаж, которого должен был играть Андрюша. Вчерашнему студенту играть на одной сцене с такими артистами — дорогого стоит... После развода с Екатериной Райкиной МихМих некоторое время оставался один, и друзья уже начали за него беспокоиться. Переводчик Виктор Суходрев он тогда был женат на актрисе «Ленкома» Инне Кмит и через нее передружился со всей труппой сказал: «Миша, хочу тебя познакомить с чудесной девушкой, журналисткой Ниной Буденной. Между прочим, она дочка того самого маршала! Причин отказываться у него не было, МихМих пошел. А среди гостей была и Нина Семеновна Буденная — действительно чудесная девушка, которая Михаилу очень понравилась. Так он познакомился со своей второй женой. Через два года у них родилась дочь Маша. Этот брак оказался более продолжительным, хотя тоже кончился разводом через 18 лет. Причину я не знаю, но и с Ниной Семеновной МихМих остался в добрых отношениях. Помню, как я ребенком в квартире Буденного на улице Грановского сейчас это Романов переулок разглядывал шашки маршала на круглой стойке — самого Семена Михайловича уже не было в живых.
Журналисты выяснили, куда пропал певец Андрей Державин и что он говорил о России
Прощание с народным артистом России Михаилом Державиным прошло в Театре Сатиры. Так, когда Миронов женился на Екатерине Градовой, Ширвиндт и Державин подбросили в чемодан молодоженов, отправляющихся в свадебное путешествие на поезде, кирпичи и портрет Ленина. Тогда Державин, Андрей Миронов и Марк Захаров навалились на меня, чтобы я сменил место работы на Театр сатиры и играл графа в "Женитьбе Фигаро".
«В лучшие годы он приходил домой выпивши»: сын Александра Ширвиндта рассказал правду об отце
"Это личная трагедия": Михаил Ширвиндт высказался о смерти Державина | в, дт, ин - (октябрь 1979г.). |
Михаил Владимиров: «Узнав, что Державин женится, Ширвиндт потребовал устроить смотрины невесты» | Прощание с народным артистом России Михаилом Державиным прошло в Театре Сатиры. |
Президент Театра сатиры Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни | После Миронова — Горин, потом Державин, потом Захаров. |
«Уходит поколение известных артистов»: в Москве простились с Михаилом Державиным | 360° | Александр Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 г. Какое преступление совершил внук Ширвиндта? |
Ширвиндт о смерти Державина: "Для меня это личная трагедия..." | я, покойный Андрюша Миронов, Марк Захаров, Михаил Державин - отстаивать роддом, когда его собрались закрывать, - рассказывает актёр и режиссёр Александр Ширвиндт. |