Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях: Для заслушивания посланий Президента Российской Федерации. В случае недееспособности Президента и Премьер-министра исполняющим обязанности Президента России становится председатель верхней палаты российского парламента[1][2]. Сколько палат входит в Федеральное Собрание РФ? парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Что такое парламент в РФ и в других странах
Президент РФ может распустить лишь одну из палат парламента — Государственную Думу. Причем только в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Совет Федерации, как и верхние палаты в большинстве других стран, роспуску не подлежит и продолжает свою деятельность, хотя его работа без нижней палаты не может быть продуктивной, тогда как в некоторых странах в особых ситуациях и по отдельным вопросам верхняя палата может принимать законы. В России у Президента возможностей больше. Итак, Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст.
Таким образом, роспуск Государственной Думы всегда направлен на предотвращение нарушений нормальной деятельности Правительства — органа, осуществляющего исполнительную власть в стране. Недостаток сложившейся практики — это неоднократное представление одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства, что лишает Государственную Думу свободного права выбора. Следующее основание роспуска Государственной Думы связано с выражением нижней палатой недоверия Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.
Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Недостатком здесь является отсутствие фиксированного срока, отпущенного Президенту для принятия решения. Председатель Правительства также может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение — или об отставке Правительства, или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Вместе с тем есть и ограничения для применения права роспуска Думы Президентом. Так, нельзя распустить Государственную Думу в следующих случаях: — в течение года после ее избрания — на основаниях, предусмотренных ст. Но в России нет еще практики ни отказа в доверии, ни выражения вотума недоверия, хотя этот вопрос поднимался в Думе неоднократно. Оказывалось, что принятие такого решения не всегда выгодно — как многим парламентариям, боящимся потерять свои места во время новых выборов, так и оппозиции.
Введение института роспуска Президентом Государственной Думы в конституционный механизм взаимоотношений различных ветвей власти вызвано необходимостью установления правовых процедур разрешения ситуаций, когда разногласия между этими ветвями власти не могут быть преодолены путем выработки общих позиций. Это крайняя мера преодоления разногласий. В Российской Федерации с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 г. Лидирующая роль в данном процессе принадлежит Президенту России.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу государственной власти субъекта Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Федерации. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона.
Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Федерации прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о его роспуске. Срок, в течение которого Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда. Думается, в русле традиций международной практики можно передать полномочия по досрочному прекращению полномочий выборных органов власти субъектов Российской Федерации в исключительное ведение Совета Федерации, или наделить полномочиями по участию в решении этого вопроса. Традиционные для мировой практики полномочия Совета Федерации, установленные п.
Если также учесть полномочия Совета Федерации, установленные п. Одной из востребованных форм взаимодействия Совета Федерации и Президента России является участие членов Совета Федерации в комиссиях, образуемых Президентом. В качестве примера можно привести Объединенную комиссию по координации законодательной деятельности, образованной Президентом в 1994 г. Члены Совета Федерации постоянно участвуют в заседаниях Правительства, работе коллегий министерств и ведомств, координационных и совещательных органов при Президенте Российской Федерации и Правительстве.
В свою очередь, члены Правительства, представители других федеральных органов власти постоянно приглашаются на заседания палаты, ее комитетов и комиссий. Повышение эффективности законодательной деятельности невозможно без совершенствования взаимоотношений Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти. Председатель Совета Федерации неоднократно встречался с руководителями и членами Правительства Российской Федерации, руководителями министерств и ведомств. Совет Федерации активно участвовал в работе Правительства Российской Федерации по разработке проекта стратегического плана развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Соответствующие вопросы рассматривались при участии членов Правительства Российской Федерации на заседаниях комитетов и палаты. Итоговые материалы направлялись в Правительство Российской Федерации и обсуждались на заседании Государственного совета Российской Федерации. Важным направлением взаимодействия Совета Федерации с Правительством Российской Федерации являлось рассмотрение на каждом заседании палаты различных вопросов, в том числе в рамках «правительственного часа», на обсуждение которых приглашались члены Правительства Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти. Это позволило членам Совета Федерации получать из первых рук содержательную информацию по основным вопросам внутренней и внешней политики, анализировать самые острые проблемы: социально-экономическую ситуацию в стране, положение дел в топливно-энергетическом комплексе, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и т.
О принимаемых мерах Совет Федерации и члены Совета Федерации оперативно информировались. Рассматривая тот или иной вопрос, Совет Федерации при нимал постановления, заявления, обращения, [103] в том числе к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, другим органам государственной власти, в которых высказывал свое отношение к деятельности органов власти и отдельных должностных лиц государства, предлагал возможные способы их решения. По вопросам охраны прав граждан, отмены тех или иных нормативных правовых актов Совет Федерации обращался к соответствующим органам исполнительной власти. В 1994—2000 гг.
Советом Федерации было проведено 126 парламентских слушаний, около 1000 «круглых столов», научно-практических конференций и совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции палаты. В их числе парламентские слушания «О концепции фондового рынка России», «О ходе северного завоза в 2000 году» и о проекте Федерального закона «О поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов» и т. Парламентский запрос адресуется широкому кругу субъектов от руководителей федеральных органов исполнительной власти до глав муниципальных образований по вопросам, входящим в компетенцию этих и других органов и должностных лиц, с соблюдением требований о недопустимости вмешательства палаты в оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. Предложение о парламентском запросе вносится на рассмотрение палаты Председателем или его заместителями, комитетами комиссиями , двумя членами Совета Федерации, представляющими один субъект Федерации, или группой численностью не менее 5 человек.
Прежде в Регламенте Совета Федерации устанавливалась другая численность инициативной группы 10 человек. В свою очередь, органы исполнительной власти устанавливают правила взаимодействия с Советом Федерации. Так, в целях совершенствования деятельности центрального аппарата Госкомэкологии России по вопросам работы с запросами и обращениями членов Совета Федерации Федерального Собрания принял специальные правила. В практике работы обеих палат Федерального Собрания эта форма активно используется.
Принимает решение о проведении слушаний Совет палаты. В регламентах палат определен круг должностных лиц, участвующих в открытых и закрытых слушаниях. Это Президент Российской Федерации, руководители палат Федерального Собрания, Председатель Правительства, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, а также другие выс шие должностные лица страны, руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Список иных лиц, имеющих право присутствовать на закрытых парламентских слушаниях, составляется ответственным за их проведение [108] комитетом, комиссией.
Одной из форм взаимодействия Совета Федерации с федеральными органами власти являются вопросы к высшим органам государства и должностным лицам. В Регламенте Совета Федерации существует специальная глава гл. Эта форма работы предназначена для ответов членов Правительства на вопросы членов Совета Федерации. По нашему мнению, «правительственный час» представляет собой совокупность процедур, установленных для обеспечения контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации.
Кроме членов Правительства на заседание палаты могут быть приглашены Генеральный прокурор, Председатель Центрального банка, Председатель Центральной избирательной комиссии, руководители органов государственной власти и местного самоуправления, а также ряд других должностных лиц, указанных в регламентах. Решение о приглашении для ответа на вопросы членов палаты принимается большинством голосов от общего числа парламентариев. В палате ответственным за проведение «правительственного часа» выступает один из профильных комитетов. По итогам ответов членов Правительства палата вправе принять решение: об обращении к Президенту, [109] Председателю Правитель ства, [110] Правительству; о рекомендации Правительству; о поручении Счетной палате; о поручении комитету комиссии Совета Федерации; о принятии сообщения члена Правительства к сведению.
Решения могут быть оформлены в виде постановления, обращения или выписки из протокола заседания палаты. В необходимых случаях проводятся рабочие встречи и совещания руководства аппаратов и руководителей их структурных подразделений, уточняются редакции нормативных документов, в том числе по вопросам участия статс-секретарей в работе палаты, рассмотрения в Правительстве Российской Федерации парламентских запросов, запросов и обращений парламентариев, подготовки заключений и официальных отзывов. Постоянно осуществляется обмен информационными материалами по вопросам законопроектной работы, проведения федеральных и региональных мероприятий. Предприняты шаги по созданию единого информационного пространства с использованием возможностей сетей Интранет и Интернет.
Взаимодействие палат парламента с органами судебной власти происходит в нескольких плоскостях. В-третьих, это совместная деятельность в процессе выполнения функций в том числе и в процедуре импичмента, о которой говорилось ранее. На всех стадиях законодательного процесса палаты Федерального Собрания Российской Федерации сталкивались с проблемой толкования ряда конституционных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и принятия ими федеральных законов. В качестве необходимой меры по устранению выявленных неопределенностей послужил ряд запросов Совета Федерации и Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации.
Инициатором запросов Совета Федерации выступила Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, которой были подготовлены запросы о толковании отдельных положений ст. В результате рассмотрения запросов Совета Федерации и Государственной Думы Конституционный Суд Российской Федерации принял несколько постановлений, которыми внес определенную ясность в понимание смысла соответствующих процедур: было уточнено понимание установленного Конституцией четырнадцатидневного срока рассмотрения федеральных законов Советом Федерации; установлена невозможность принятия федеральных законов, подлежащих в соответствии со ст. Федеральное Собрание в рамках своих полномочий может ставить перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы, связанные со спором о компетенции между федеральными органами государственной власти Российской Федерации. С помощью парламентского запроса, парламентских слушаний, заседаний, происходит взаимодействие с органами судебной власти, с Прокуратурой РФ.
Например, на заседание палаты может быть приглашен Генеральный прокурор. По вопросам охраны прав граждан, отмены тех или иных нормативных правовых актов палаты обращались к органам судебной власти. В заключение можно отметить следующее. Формы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации, Правительством и судами находятся в динамике.
Процесс неизменно совершенствуется. Используются различные способы, формы, ракурсы. Тем не менее, думается, такой важный способ регулирования совместных действий по решению конкретных задач, как планирование используется в исследуемой сфере недостаточно. Планирование — одна из основных функций управления, служит повышению эффективности управления экономическими, социальными и экологическими процессами, обеспечению комплексного развития управ ляемой территории.
Все стороны исследуемых взаимоотношений исходят из общей точки зрения: вопросы должны решаться путем интеграции, консолидации и укрепления современного российского государства. Взаимодействие парламента с иными органами в россии и за рубежом Рассмотрим взаимоотношение Федерального Собрания с представительными законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с парламентами иностранных государств и органами международных объединений. Взаимодействие с представительными органами субъектов Российской Федерации. Особенности взаимоотношений парламентариев с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются прямой нормой Конституции РФ и развивающими ее положениями текущего законодательства о порядке формирования Совета Федерации.
Заседания верхней палаты российского парламенты обыкновенно проводятся не реже двух раз в месяц, однако при необходимости могут собираться и чаще. Верхняя палата в Российской Федерации носит название Совета Федерации. При этом различие между Советом Федерации и нижней палатой парламента не исчерпывается разницей в их функциях. Помимо этого, они отличаются между собой также способом формирования.
Как следует из его названия, Совет Федерации призван предоставить субъектам Федерации возможность представления своих интересов.
Регламентные нормы составляют внушительный блок установлений, регулирующих взаимоотношения обеих палат парламента в разных областях их деятельности. Довольно объемной является часть регламентных норм, касающихся совместной работы палат в законотворческой нормотворческой сфере. К таковым относятся: направление Председателем Совета Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, одобренных Государственной Думой, в коми теты Совета Федерации п. Еще более развернутый перечень норм, реализующих взаимодействие палат в законотворческой области, содержит Регламент Государственной Думы. Из них выделим следующие: предоставление Председателю Государственной Думы полномочий направлять в Совет Федерации для рассмотрения одобренные федеральные законы п.
Чрезвычайно большую роль в преодолении возникающих разногласий играют согласительные комиссии, создаваемые палатами парламента на паритетных началах. Независимо от того, используется ли в двухпалатном парламенте «челночная» или однонаправленная процедура прохождения законопроекта закона , чрезвычайно большую роль в преодолении возникающих разногласий имеют согласительные комиссии палат парламента. Они могут действовать на постоянной основе Посреднический комитет Бундестага и Бундесрата либо создаваться на временной основе для работы над конкретным законопроектом Объединенная паритетная комиссия в парламенте Франции, конференция представителей палат в Конгрессе США, согласительная комиссия палат Федерального Собрания России. Принимаемые такими комиссиями решения могут иметь различную силу: в одних случаях решение комиссии носит рекомендательный характер и должно быть утверждено или отвергнуто палатами Франция, Россия ; в других случаях комиссия управомочна принимать окончательное решение по закону, после которого акт направляется главе государства для подписания и обнародования США. Отличаются и порядок делегирования в состав комиссии представителей палат, и порядок принятия итоговых решений. Общим во всех случаях является паритетный принцип формирования комиссии и ее основное назначение — обеспечение единства и эффективности действий парламента как целостного института государственной власти при разделении компетенции между палатами парламента и их самостоятельности в осуществлении собственных полномочий.
Согласительные и специальные комиссии создавались Советом Федерации и Государственной Думой и возглавлялись сопредседателями. В подавляющем большинстве случаев одна палата соглашалась с предложением другой принять участие в работе комиссий. При этом в их работе участвовали не только члены обеих палат парламента, но и представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств. Особое значение имела работа согласительной комиссии по Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В ее состав вошли по 16 человек от каждой палаты, причем от Совета Федерации было назначено три сопредседателя. Согласительная комиссия провела 6 многочасовых, практически непрерывных заседаний, а депутация Совета Федерации — еще и 5 рабочих совещаний.
На заседаниях обычно присутствовало около 50 человек, в том числе представители Президента Российской Федерации, работники аппаратов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Общий объем стенограмм, протоколов и сопоставительных таблиц составил около 600 страниц. Особое место наряду с иными способами взаимодействия палат занимают согласительные комиссии по преодолению разногласий по законопроектам. Так, согласно ч. Подобная комиссия создается по инициативе обеих палат. Новый Регламент Совета Федерации дополнен положениями, детализирующими порядок создания, функционирования согласительных комиссий.
Например, предложение Государственной Думы о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий по федеральному закону теперь подлежит обязательному рассмотрению на заседании верхней палаты парламента. Уточнено, что отклонение Советом Федерации инициативы Государственной Думы о создании согласительной комиссии означает также, что данный федеральный закон считается отклоненным п. В отличие от прежних регламентных норм определен количественный состав депутации от Совета Федерации не менее трех членов. Избранными членами согласительной комиссии считаются кандидаты, которые получили наибольшее число голосов, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей палат. Оно считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации.
Результатом работы согласительной комиссии является протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность их преодоления этим составом согласительной комиссии. В Конституции Румынии есть любопытное положение, которое можно использовать в российской практике парламентской деятельности. Речь идет о том, что если согласительная комиссия не придет к соглашению или если ни одна из палат не одобрит доклад этой комиссии, расходящиеся тексты выносятся на обсуждение палаты депутатов и Сената на совместном заседании. Принимается одно из следующих решений: изменить предложения палаты по редакции отдельных положений федерального закона; изменить состав депутации от Совета Федерации в согласительной комиссии; отказаться от участия в работе согласительной комиссии. В литературе отмечаются следующие варианты решений Совета Федерации при отклонении федеральных законов: отклонение ввиду неприемлемости отдельных положений закона, но без указания этих положений; отклонение с указанием на неприемлемость конкретных положений акта и поручением членам согласительной комиссии от Совета Федерации сформулировать редакцию данных положений; отклонение с фрагментарным или подробным изложением предложений Совета Федерации по внесению изменений в положения закона; отклонение с поручением членам согласительной комиссии руководствоваться в своей работе заключением соответствующего комитета Совета Федерации. В частности, в соответствии с ч.
Указанные конституционные положения могут также служить правовой основой для включения в проект Федерального закона «О порядке подготовки, рассмотрения и принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов в Российской Федерации» норм, предусматривающих создание специального органа, координирующего законодательную деятельность всех основных субъектов права законодательной инициативы и участников законодательного процесса — Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. По результатам слушаний могут быть приняты постановления, обращения. Например, Обращение Совета Федерации к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу о совершенствовании законотворческой деятельности, и иные. В свою очередь, члены Совета Федерации могут присутствовать на любом открытом заседании нижней палаты п. В некоторых федеральных законах определяются формы совместной деятельности Совета Федерации и Государственной Думы: работа согласительных комиссий, создаваемых обеими палатами парламента; совместные заседания палат ст. Например, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрев открытое письмо депутатов Государственной Думы к членам Совета Федерации о проведении «круглого стола» по вопросам социально-экономического положения в стране, государственного устройства и другим вопросам внутренней жизни государства с участием представителей обеих палат российского парламента, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, политических партий и общественных объединений поддержали предложение о проведении «круглого стола» как одной из возможных форм взаимодействия и диалога палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, политических партий, профсоюзов, других общественных объединений, субъектов Российской Федерации.
В качестве основного направления должно рассматриваться повышение качества рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой. Среди направлений совершенствования законодательной деятельности Совета Федерации может также рассматриваться повышение эффективности участия Совета Федерации в рассмотрении проектов законов Государственной Думой, в частности установить процедуры подготовки, утверждения и представления от имени Совета Федерации замечаний, предложений и поправок к законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой в первом и втором чтениях, а также порядок сопровождения и защиты этих документов в Государственной Думе. Используя прецеденты, созданные ст. Сюда могут быть отнесены: законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, о федеральном бюджете и иные федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. Взаимодействие Российского парламента с Президентом, Правительством и судами Взаимодействие Федерального Собрания с Президентом, Правительством и судами определяется в соответствии с его конституционно-правовым статусом, закрепленном в Конституции и иных законодательных актах. Основное внимание в этом случае уделяется нормам, говорящим о назначении парламента, определяющим его компетенцию, а также его права и обязанности.
В каждой палате Федерального Собрания учреждены должности полномочных представителей Президента. Каждый орган исполнительной власти имеет статс-секретаря, занимающегося координацией вопросов отношений с палатами и законодательным процессом. Также в Федеральном Собрании есть полномочные представители Правительства и Генерального прокурора. В этой связи особое внимание следует обратить на законодательную деятельность Правительства РФ. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. ФКЗ от 31.
Разрабатываемые Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме этого, Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В месячный срок со дня поступления законопроекта указанное заключение Правительства РФ направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу. Но законодатель предусматривает и возможность продления указанного срока по согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы. Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.
Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель официальные представители Правительства Российской Федерации. Для защиты позиций Правительства Российской Федерации по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства Российской Федерации или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства Российской Федерации присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат. Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.
Одним из наиболее действенных механизмов взаимодействия Федерального Собрания и Правительства является так называемый «правительственный час», когда члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. Приглашение палаты Федерального Собрания с указанием интересующих парламентариев вопросов направляется члену Правительства Российской Федерации не менее чем за пять дней до проведения соответствующего заседания палаты. В случае невозможности присутствия на заседании палаты приглашенный член Правительства Российской Федерации заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание, чтобы ответить на поставленные вопросы. Кроме того, в ст. О результатах их рассмотрения и о принятых мерах члены Правительства Российской Федерации и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки. В целях обеспечения взаимодействия Правительства РФ с палатами Федерального Собрания и совершенствования законопроектной деятельности 1 февраля 2000 г.
Следует отметить, что деятельность полномочных представителей Правительства в палатах Федерального Собрания координируется Руководителем Аппарата Правительства — Министром Российской Федерации и обеспечивается Аппаратом Правительства. В свою очередь, полномочные представители Правительства в палатах Федерального Собрания координируют работу статс-секретарей — заместителей первых заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с законодательным процессом. В частности, в нем сказано, что статс-секретари назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. Основной служебной обязанностью статс-секретарей является обеспечение взаимодействия с палатами Федерального Собрания. Следующий фактор, определяющий место Федерального Собрания в государственном механизме — это право участия палат Федерального Собрания в формировании ряда государственных органов. В частности: Государственная Дума дает согласие на назначение: — Председателя Правительства РФ; — Председателя и половины состава аудиторов Счетной палаты; — Уполномоченного по правам человека; — членов Центральной избирательной комиссии РФ.
Представители палат включаются в состав советов и комиссий при Президенте например: совет по местному самоуправлению, комиссия по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и др. Необходимо также сказать и о взаимодействии палат парламента с судебными органами. Государственная Дума учредила пост постоянного представителя в Конституционном Суде РФ, а своим постановлением от 16 июля 1998 г. Закреплялось право этого лица участвовать в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации без дополнительного решения Государственной Думы. Постоянный представитель назначается на должность и освобождается постановлением Государственной Думы по представлению Председателя ГД и является по должности заместителем начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы. На время исполнения им функций постоянного представителя с ним заключается срочный трудовой договор контракт.
При осуществлении указанных функций постоянный представитель вправе: — запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде заключения, материалы и информацию у структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и получать их не позднее десяти дней со дня внесения запроса; — взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; — пользоваться информационной базой Аппарата Государственной Думы; — осуществлять подбор ученых и специалистов для консультаций, а при необходимости для участия в рассмотрении Конституционным Судом РФ конкретных дел. Следует отметить ряд существенных моментов, подтверждающих это, а именно: Президент назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в тех случаях и в том порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, направляет в Государственную Думу свои заключения на законопроекты. Но это далеко не полный перечень его взаимодействия с парламентом. Необходимо отметить, что в настоящее время достаточно эффективно действует институт полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания. Они обеспечивают представление интересов Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий в обеих палатах парламента. Полномочные представители участвуют в заседаниях без специального на то решения Президента, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента.
Представители ФПА РФ высказывают консолидированное мнение по всем законопроектам, затрагивающим интересы адвокатуры.
Федеральное собрание — парламент Российской Федерации
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации. Такая деятельность палат также призвана обеспечивать выполнение парламентом РФ его конституционной роли. 7 ответов - 0 раз оказано помощи. Ответ: 2 нижняя и верхняя палаты.
Парламент РФ, как называется орган власти в Российской Федерации
Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 05 августа 2011 года. Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания.
Общее число избираемых депутатов составляет 450 человек. Какие функции выполняет Совет Федерации? Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Зачем нужны две палаты в парламенте? Палаты парламента различаются по составу, порядку формирования, кругу полномочий.
Смысл разделения парламента на две палаты может заключаться в: необходимости обеспечить как пропорциональное представительство всего населения страны, так и равное представительство отдельных территорий независимо от их размера.
Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2017. Опубликовано 6 сентября 2023 г. Последнее обновление 6 сентября 2023 г. Связаться с редакцией.
Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, впоследствии получившие название Земских Соборов существовали в середине XVI-XVII веках. Первая попытка создания двухпалатного парламента в России приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I выдающийся государственный деятель Михаил Сперанский разработал контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат — Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи.
Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана. Закон об учреждении в Российской империи Государственной думы был подписан в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что "со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы". Таким образом, был создан первый российский двухпалатный парламент. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти — Советы народных депутатов. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР. На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность президента республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.
Двухпалатный парламент Российской Федерации
Парламент РФ, как называется орган власти в Российской Федерации | Государственная Дума является нижней палатой парламента Российской Федерации – Федерального Собрания Российской Федерации. |
Кто есть кто в Парламенте России | Парламентская газета | Сколько депутатов в России всего, попробуем подсчитать количество депутатов в РФ, число депутатов в стране, регионах, Госдуме, фракциях в 2022. |
Федеральное Собрание: история создания и порядок работы | Федеральное Собрание Российской Федерации, парламент – постоянно действующий представительный и законодательный орган России. |
Федеральное собрание — Википедия Переиздание // WIKI 2 | парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. 1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. |
Название парламента в РФ
- Статья 95 \ КонсультантПлюс
- Что такое Федеральное Собрание РФ? | Аргументы и Факты
- Государственная дума - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Из каких двух палат состоит российский парламент?
Федеральное Собрание Российской Федерации
Какое количество депутатов в нижней палате парламента? Порядок формирования Конституция 1993 года устанавливала следующие требования к формированию Государственной думы: она состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Какое количество депутатов в Российской Федерации? Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Общее число избираемых депутатов составляет 450 человек. Какие функции выполняет Совет Федерации?
Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров. Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Объявление амнистии.
Соответственно, численность в таком органе, как правило, невелика. На сегодня самый маленький парламент в мире — в Федеративных Штатах Микронезии. В нем заседают всего 14 депутатов. Однопалатным является также самое большое по числу депутатов Всекитайское собрание народных представителей — в нем 2980 участников. Двухпалатный парламент К этой категории относится большинство законодательных органов в мире. Разделение парламента на две палаты два не зависимых друг от друга собрания позволяет лучше соблюдать баланс интересов разных частей общества. Например, в странах-федерациях со сложным территориальным устройством, в том числе в России и США, верхняя палата представляет интересы регионов. По-другому ее часто называют Сенат в честь одноименного органа власти Древнего Рима. Соответственно, парламентарии верхней палаты — сенаторы. Как правило, верхняя палата не занимается законотворчеством, но сенаторы дают свою оценку инициативам и принимают участие в обсуждении самых важных государственных вопросов: внешней политики, назначения верховных судей, руководителей силовых ведомств, импичмента президенту и так далее.
Чем занимается Государственная Дума РФ? Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Зачем нужны две палаты в парламенте? Палаты парламента различаются по составу, порядку формирования, кругу полномочий. Читайте также Как часто поливать авокадо в горшке? Что делают в парламенте?
День российского парламентаризма отмечают сегодня
Нижняя палата российского парламента включает 450 депутатов. В Российской Федерации, согласно Конституции 1993 года, имеется двухпалатный парламент (двухпалатность парламента именуется бикамерализмом!). При организации бикамеральных парламентов в заслугу верхним палатам ставится присущее им консервативное начало. Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации, работа которых нацелена на совершенствование законодательства и тем самым развитие всех сфер жизнедеятельности. После поправок в Конституцию нижняя палата парламента утверждает нового премьера и всех не силовых министров (спорта, труда, здравоохранения и так далее). парламент Российской Федерации, как это прямо следует из статей 94 и 95 (часть 1) Конституции Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета.
Кто есть кто в Парламенте России
Федеральное Собрание Российской Федерации | 27 апреля отмечается День российского парламентаризма. В 1906 году начала работу Государственная дума, которая стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет. |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | палаты ФС Российской Федерации. |
Высшие органы государственной власти РФ — структура и полномочия | И ровно 118 лет назад, 27 апреля 1906 года, начал работу первый российский парламент — Государственная Дума Российской империи. |
Что такое Федеральное Собрание РФ? | Госдума (Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации) — нижняя палата российского парламента, высшего органа законодательной власти в стране. |
Что такое Федеральное собрание РФ: определение, структура, какие функции выполняет
Сколько депутатов в России всего, попробуем подсчитать количество депутатов в РФ, число депутатов в стране, регионах, Госдуме, фракциях в 2022. Сегодня парламент России – Федеральное Собрание – так же состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Первые выборы в парламент современной России прошли в день всенародного голосования по Конституции, 12 декабря 1993 года. Российский парламент состоит из двух палат: нижней — Государственной Думы — и верхней — Совета Федерации. Как называется российский парламент из скольких палат он состоит. В Российской Федерации, согласно Конституции 1993 года, имеется двухпалатный парламент (двухпалатность парламента именуется бикамерализмом!). Как называется российский парламент из скольких палат он состоит.
Литература
- Что такое Федеральное Собрание РФ? | Аргументы и Факты
- День российского парламентаризма отмечают сегодня
- Последние новости о парламенте в России и мире
- Требования к кандидатам