Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. Они участвовали в создании «укрытия» над разрушенным четвертым блоком, в дезактивации площадки АЭС и других блоков, в работах в зоне отчуждения и временного отселения. Дам краткую хронику событий тех далеких времен, имеющих отношение к созданию и функционированию СЭВ. Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник). СЭВ не являлся замкнутой организацией, в него могла вступить любая страна, разделяющая цели и принципы Совета и согласная принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства.
Легендарный СЭВ
Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса. Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит. Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием.
Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…». В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики.
Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 г. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования , они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой. Я помню последнюю историческую сессию СЭВ в 1990 году в Софии. Советскую делегацию возглавлял Николай Рыжков. Он спокойно заявил, что торговля за переводные рубли между странами СЭВ прекращается. Валютой должен служить доллар, а цена за любой товар должна быть не ниже мировой. Люди в зале были растеряны.
Ошеломлённая чешская делегация заявила: «Но в таком случае нам придется выйти из СЭВ?! Да пожалуйста! Через несколько лет после распада восточноевропейского блока Болгария лежала в руинах.
Остальные ответы Максим Ю.
Comecon — межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 г. Формально СЭВ был распущен в 1991. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
Штаб-квартира организации находилась в Москве. В 1974 г. На долю стран-членов СЭВ в 1975 г.
Когда появился Совет экономической взаимопомощи
На долю стран-членов СЭВ в 1975 г. СЭВ просуществовал вплоть до 1991 г.
Затем всё это свозилось в СССР в обмен на дешевые нефть и газ. От упразднения этой организации неожиданно выиграли московские власти, которые получили в собственность великолепную штаб-квартиру СЭВ на Новом Арбате, 36. Теперь это здание мэрии.
Ситуация в Корее снова кардинально изменилась. Военные действия к концу 1950 г. Активное участие в боях принимала советская авиация.
Численность направленного в Корею 64-й истребительного корпуса к 1952 г. Возглавлял его прославленный ас Иван Кожедуб. Многие советские лётчики были участниками Великой Отечественной войны. Всего они сбили более 1 300 самолётов противника при собственных потерях в 335 самолётов. Знаков различия никаких. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику-перебежчику гарантировалась премия в 100 тыс. Но это было ещё не всё. Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись учить говорить их по-китайски.
Толку от этого было мало, тогда командование разрешило брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки. Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко — чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот мысленно перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ, лётчики должны были выполнить всё в обратной последовательности. На это уходило довольно много времени, что в условиях быстро меняющейся обстановки воздушного боя, на практике — неприемлемо. Вскоре наши мучения кончились. Что уж там кривить душой — бои были тяжелейшие…» Свернуть В мае 1951 г. Ситуация зашла в тупик. Добиться окончательной победы той или иной стороне сколь-нибудь разумной ценой не представлялось возможным.
Летом 1951 г. Перемирие было подписано лишь в июле 1953 г. Резко сокращалось производство вооружений. Например, годовое производство артиллерийских орудий в 1946 г. Но в то же время велась активная разработка новых видов оружия, прежде всего ядерного. Непосредственно к созданию атомной бомбы советские учёные приступили с 1943 г. Большую роль в продвижении проекта сыграла внешняя разведка СССР. Были добыты подробные сведения о работах по созданию атомной бомбы в США, в Манхэттенский проект — группу по разработке ядерного оружия в США — удалось внедрить советского агента. Из книги Павла Судоплатова «Спецоперации.
Лубянка и Кремль. Обаятельная и общительная, она легко устанавливала дружеские связи в самых широких кругах. Элегантная женщина классической красоты, натура утонченная, она как магнит притягивала к себе людей, не только мужчин, но и женщин. Лиза была одним из самых высококвалифицированных вербовщиков агентуры. Её главной заслугой явилось внедрение в мозговой центр Манхэттенского проекта выдающегося физика, завербованного советской военной разведкой, Клауса Фукса, который был передан на связь супругам Зарубиным. Став своими в семье научного руководителя проекта, советские разведчики уговорили его добиться перевода в Лос-Аламос Клауса Фукса, который и стал главным источником научно выверенной информации для Москвы. Но и, кроме того, Лиза близко сошлась с ещё одним крупнейшим учёным в атомном проекте, Силардом, и убедила его допустить в этот проект несколько завербованных специалистов…» Свернуть 29 августа 1949 г. Но с 1947 г. Эта бомба была испытана в сентябре 1951 г.
Она была почти в два раза легче копии американской и в два раза мощнее её. Начало холодной войны и особенно война в Корее привели к усилению гонки вооружений, в которую активно включился и СССР. В 1949 г. Срок службы в сухопутных частях и авиации составлял три года, во флоте — четыре года. Численность вооружённых сил к 1953 г. Быстрыми темпами вновь стало расти производство вооружений. Наиболее дорогостоящим проектом оставалось совершенствование ядерного оружия и средств его доставки. По пятилетнему плану на 1951—1955 гг. Для решения оборонных проблем были созданы десятки закрытых городов с уникальными предприятиями, лабораториями, конструкторскими бюро: Арзамас-16, Снежинск, Маяк, Приозёрск, Шиханы, Горный, Камбарка, Капустин Яр, Сунгуль, целые районы вокруг Красноярска, Томска, Москвы.
Задание 1. Какие варианты внешнеполитической стратегии в послевоенный период рассматривались руководством СССР? Назовите действия СССР и западных стран, которые, по вашему мнению, способствовали началу холодной войны. Объясните причины изменения политики СССР в отношении восточноевропейских государств. Можно ли отнести к успехам советской внешней политики участие в корейской войне? Для аргументации ответа используйте знания по всеобщей истории и дополнительные источники информации. В 1980 г. Александров, который участвовал в решении оборонных проблем, заявил: «Теперь можно прямо и откровенно сказать, что значительная доля трудностей, пережитых советским народом в первые послевоенные годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы с тем, чтобы сделать всё возможное для успешного завершения в самые сжатые сроки научных исследований и технических проектов для производства ядерного оружия». Как вы считаете, оправданы ли были трудности, о которых говорил академик Александров?
Аргументируйте свой ответ.
СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов. В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз. В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ. Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник , существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.
Почему создали СЭВ. Создание СЭВ: цели, задачи и значение для международных отношений
Изначальный замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. (СЭВ) межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии. Дам краткую хронику событий тех далеких времен, имеющих отношение к созданию и функционированию СЭВ. Кроме того, по словам Кадара, при создании новой международной организации необходимо отказаться от одного из основных принципов, на котором строился СЭВ. очередной неудачный советский проект, стоивший СССР.
Информация для населения
Недавние исследования румынской исследовательницы Елены Драгомир показывают, что Румыния сыграла довольно важную роль в создании СЭВ в 1949 году. Американской альтернативой СЭВ стал так называемый «план Маршалла», целью которого заявлялось восстановление разрушенной войной европейской экономики. СЭВ, или Совет экономической взаимопомощи, был создан в 1949 году и просуществовал до 1991 года.
Зачем Сталин создал СЭВ
Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Кроме того, по словам Кадара, при создании новой международной организации необходимо отказаться от одного из основных принципов, на котором строился СЭВ. Сам факт создания таких формирований показывает: наш народ сплачивается перед лицом внешней угрозы, демонстрирует готовность защищать родную землю.
Когда появился Совет экономической взаимопомощи
Подчеркнем, что в начале деятельности СЭВа СССР не планировался в роли бессрочного трубопроводного поставщика нефти и газа восточноевропейским странам! На совещании руководителей восточноевропейских стран в начале января 1949-го в Москве, провозгласившем создание СЭВ, И. Сталин отметил, что "видимо, в ваших странах будут расти потребности в нефти, газе, другом промышленном и энергетическом сырье. Мы, конечно, будем его поставлять на льготных условиях, но у вас есть собственные ресурсы такого сырья, особенно в Албании и Румынии.
Пусть его не так много, как в СССР, но его нужно по-максимуму использовать и перерабатывать. И проводить тщательную геологоразведку. Строить длинные трубопроводы в Восточную Европу из нашей страны - это дорого, долго и наверняка приведёт к тому, что вы "привыкнете" к этим поставкам, забросите ваши отрасли по переработке такого сырья и геологоразведку.
А, если у нас возникнут временные проблемы с добычей или транспортировкой, или, если у вас резко подскочит потребление, - вероятно, будете обвинять СССР в срыве поставок и требовать их увеличения. В любом случае, сырье для промышленности и энергетики лучше перевозить в ваши страны разными видами транспорта, чтобы не привязываться к одному виду транспорта, например, трубопроводному, ибо это вредно по многим причинам.
Об этом новый эпизода Холодной войны на канале Лектория Dостоевский. Будет ли ответ?
Лекторий Dостоевский 21 643 подписчика Подписаться В 1949 году СССР инициировал создание Совета экономической взаимопомощи - там царила совместная поддержка и сохранение политического режима. Организация Варшавского Договора появилась в 1955 году - в нее вошли социалистические государства, поддерживавшие СССР. Так сложилась система двухполюсного мира в условиях холодной войны.
Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС - Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.
В Израиле создали квантовый компьютер
СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, межправительственная экономическая организация социалистических стран Европы, действовавшая в 1949–1991 гг. Высшим органом СЭВ являлась Сессия, на которой собирались представители стран-участниц. (СЭВ) межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии. Существует и интересная монография Фаддева Н.В. «Совет Экономической Взаимопомощи»[3], в которой автор подробно описывает всю историю деятельности СЭВ, от его создания до. Американской альтернативой СЭВ стал так называемый «план Маршалла», целью которого заявлялось восстановление разрушенной войной европейской экономики. Дам краткую хронику событий тех далеких времен, имеющих отношение к созданию и функционированию СЭВ.
Самороспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Но в дальнейшем растущая сложность структуры и полномочий СЭВ потребовала реорганизации на более крупную, более специализированную организацию с постепенным расширением авторитета. СЭВ можно охарактеризовать как международную организацию, но это не наднациональная организация, такая как, например, Европейское сообщество угля и стали или Европейское экономическое сообщество. Согласно Уставу, участники не обязаны были отказываться от какого-либо суверенитета. Каждое государство-член обладало одним голосом, и все решения должны были приниматься единогласно.
Однако, в принципе, государство которое объявляло себя «не заинтересованным», не могло наложить вето на действие по согласованию с другими например, о внедрении специализации производства в какой-то сектор. Оно могло только отказаться от участия [12]. Иерархически структура СЭВ выглядела следующим образом: Сессия Совета, Исполнительный комитет Совета, Секретариат СЭВ, четыре комитета, 24 постоянных комиссии, шесть межгосударственных конференций, два научных института и несколько ассоциированных организаций.
Высшие органы власти СЭВ не могли издавать инструкции и положения, имеющие обязательную силу для национальных агентств и частных лица в государствах-членах. Их решения должны были быть сначала ратифицированы членами, а затем включены в национальное законодательство. Помимо Устава, другие правовые положения были фактически приняты таким образом.
Например, «Общие условия поставки СЭВ» 1958 г. Что касается процесса принятия решений в рамках СЭВ, то в период 50-60-х гг. Советский Союз часто играл роль арбитра, а Чехословакия и Восточная Германия часто отстаивали свою точку зрения, совместно выступая против остальных стран.
Это объяснялось, в первую очередь, с точки зрения власти Советского Союза и высокого уровня экономического развития трех стран. В те годы это было привычно для всех важных решений, которые обсуждались сначала тремя странами, а затем на пленарном заседании СЭВ. Согласно Уставу, высший орган СЭВ имел уставную власть для обсуждения всех проблем в пределах юрисдикции организации и мог выносить рекомендации и решения по различным вопросам [12].
Однако, столь простого организационного процесса было недостаточно для качественной работы организации, и в 1962 г. Работа Сессий Совета в основном состояла из обсуждений, представленных к нему различными органами СЭВ вопросов, например, Секретариатом и постоянными комиссиями, а также отдельными государствами-членами, и предоставлении директив для будущей работы различных агентств. Иногда Сессии проходили одновременно со встречами коммунистических партий.
Очевидная цель заключалась в реализации решений, принятых на высшем уровне. Обычные пленарные заседания, как правило, проводились два раза в год. Сессии проводились в разных столицах СЭВ.
В них принимали участие как делегации из стран-членов, так и наблюдатели из других стран, которые были приглашены полноправным членом. Формирование Исполнительного комитета привело к тому, что Сессии Совета с середины 60-х гг. Исполнительный комитет был сформирован на московском заседании лидеров коммунистических партий стран СЭВ в июне 1962 г.
Он заменил прежний уставный орган, Конференцию представителей стран-членов, и ему, как высшему исполнительному органу СЭВ, было поручено осуществление политики, согласованной на пленарном заседании СЭВ. Он состоял из постоянного представители каждой страны, которые имели звание Вице-премьера. Председательство в Комитете сменялось каждые четыре месяца [7, с.
Непосредственно подчинялось Комитету Управление по совместным проблемам экономического планирования, в составе которого находились заместители председателей национальных плановых комиссий. Основная задача этого Управления заключалась в обеспечении данных для координации Комитетом планов и поддержания связи между национальными комиссиями по планированию [7, с. Анализ нормативно-правовой базы СЭВ позволяет сделать вывод, что Исполнительный комитет не был наделен гораздо большими полномочиями, чем Конференция представителей, поскольку никаких поправок в Устав с целью включения нового органа не было сделано [12].
На июньской встрече лидеров партий стран СЭВ 1962 г. Но данный ход был заблокирован явным сопротивлением со стороны Румынии, поэтому нет никаких правовых оснований утверждать, что такое решение принималось.
В этой статье мы рассмотрим, зачем был создан СЭВ, какие задачи ставились перед этой организацией и каково было ее значение для международных отношений.
Постепенно проект расширился до 15 стран, представляющих собой союз высокоиндустриальных и развивающихся государств с общим рынком, отдельным банком, монетарной системой и координацией экономической политики. Цель СЭВ заключается в решении общих экономических задач, таких как расширение внешней торговли, повышение эффективности производства и развитие научно-технического прогресса в рамках социалистической экономической интеграции. Он способствует ускоренному развитию народных и научных производств и повышению уровня жизни народов стран-участниц.
СЭВ играет важную роль в обеспечении экономической безопасности высокоиндустриальной страны путем перераспределения товаров и услуг между странами, в том числе путем сбалансированного экспорта и импорта. Создание СЭВ позволяет странам-участникам работать совместно для поддержки многосторонних торговых договоренностей и сделок в интересах всех участников.
Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления. Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением. Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972—1974 годах страны — члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Китай и Северная Корея не входили в число стран — членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции.
За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной — в 1,7 раза и химической — в 2,2 раза. За 1971—1980 годы было возведено более 30 млн квартир, и таким образом более 130 млн человек улучшили свои жилищные условия. Квартиры предоставлялись бесплатно, за исключением сравнительно небольшого количества кооперативного строительства. В Болгарии за этот период было построено 603 тыс. Данные факты однозначно указывают на то, что страны СЭВ в темпах экономического развития опережали страны Запада и СЭВ прекратил свое существование не по экономическим причинам. И если СССР всячески способствовал производству разнообразных промышленных товаров в странах СЭВ, то Евросоюз с первого дня начал ограничивать количество промышленных товаров, производимых в странах Восточной Европы. Фактически Запад снова превращает восточноевропейскую экономику в аграрно-сырьевую, какой она в основном была до начала Второй мировой войны.
В 1978 году в СЭВ вступил Вьетнам, с 1975 году объединённый в одно государство. С середины 1970-х в эту организацию также стали вступать государства на правах наблюдателей. В 1975 году новыми участниками Совета стали Ирак и Мексика. В 1976 году — Ангола, где шла гражданская война, но при этом власти декларировали строительство социализма. В 1985—1986 годах к организации на правах наблюдателей присоединились: Мозамбик;.